развития Республики Татарстан
до 2030 года
СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА
(в ред. Закона РТ от 05.04.2019 N 31-ЗРТ)
Главная стратегическая цель (ГСЦ) | |
ГСЦ | Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер полюса роста "Волга - Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда |
Стратегические цели (СЦ) | |
СЦ-1 | Человеческий капитал. Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни |
СЦ-2 | Пространство, реальный капитал. Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются |
СЦ-3 | Рынки. Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках |
СЦ-4 | Институты. Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию |
СЦ-5 | Инновации и информация. Республика лидирует в развитии "умной" экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий |
СЦ-6 | Природные ресурсы. Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития |
СЦ-7 | Финансовый капитал. Республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна |
Цели (Ц) и задачи (З) по направлениям Человеческий капитал | |
СЦ-1 | Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни |
Ц-1.1 | Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения |
З-1.1.0.1 | Обеспечить увеличение суммарного коэффициента рождаемости |
З-1.1.0.2 | Создать условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью |
З-1.1.0.3 | Обеспечить рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин |
З-1.1.0.4 | Смягчить негативные последствия влияния старения населения на социально-экономическое развитие региона |
З-1.1.0.5 | Обеспечить условия для регулируемого притока населения и трудовых мигрантов |
З-1.1.0.6 | Создать условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов. |
З-1.1.0.7 | Реализовать комплекс мер по содействию адаптации и интеграции мигрантов в республике |
З-1.1.0.8 | Обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет |
З-1.1.0.9 | Обеспечить увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Ц-1.2 | Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана |
Ц-1.2.1 | Семьи обеспечены эффективной помощью во всестороннем развитии детей и их подготовке к обучению в школе |
З-1.2.1.1 | Провести всестороннее исследование состояния дошкольного образования Республики Татарстан |
З-1.2.1.2 | Модернизировать инфраструктуру с учетом возможностей гибкого использования, внедрить современные мультимедийные технологии |
З-1.2.1.3 | Увеличить долю негосударственного сектора в сфере дошкольного образования |
З-1.2.1.4 | Создать систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях |
З-1.2.1.5 | Разработать систему межведомственной координации сопровождения детей |
З-1.2.1.6 | Сформировать систему индивидуального сопровождения развития детей для ранней идентификации трудностей и помощи в их разрешении |
Ц-1.2.2 | Общее образование обеспечивает социализацию и высокие образовательные достижения каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, развитие навыков в сфере информационных технологий |
З-1.2.2.1 | Создать среду, интегрирующую современные архитектурные, управленческие, технологические и педагогические решения |
З-1.2.2.2 | Разработать механизмы, обеспечивающие равенство доступа к образовательным ресурсам |
З-1.2.2.3 | Обеспечить инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья |
З-1.2.2.4 | Расширить возможности семей, местного сообщества, бизнеса для участия в образовательном процессе, оценке качества образования и управлении школами |
З-1.2.2.5 | Обеспечить высокий уровень индивидуализации образования и академической мобильности обучающихся за счет развития современных форм обучения, включая профильное обучение, и интеграции общего и дополнительного образования. |
З-1.2.2.6 | Сформировать республиканскую систему оценки качества образования |
З-1.2.2.7 | Придать приоритетное развитие образованию в сфере информационных технологий и математики для достижения лидерства в Российской Федерации |
З-1.2.2.8 | Осуществлять выявление и поддержку талантливых детей и молодежи |
З-1.2.2.9 | Модернизировать систему педагогического образования |
З-1.2.2.10 | Обеспечить приток лучших молодых педагогических кадров и их профессиональное развитие |
З-1.2.2.11 | Сформировать корпус директоров-лидеров, реализующих стратегии развития школ как самообучающихся организаций |
З-1.2.2.12 | Обеспечить организационно-методическое сопровождение развития республиканской системы детско-юношеских организаций и движений благотворительной, гражданско-патриотической, добровольческой (волонтерской), экологической и иной направленности |
З-1.2.2.13 | Обеспечить реализацию государственной национальной политики |
З-1.2.2.14 | Ввести национальную систему профессионального роста педагогических работников |
Ц-1.2.3 | Масштабы и качество профессионального образования отвечают требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения, налажено эффективное системное управление профессиональными образовательными организациями |
З-1.2.3.1 | Повысить гибкость образовательных программ, создать различным категориям населения условия для профессионального обучения в течение всей жизни |
З-1.2.3.2 | Провести оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций |
З-1.2.3.3 | Сформировать эффективные партнерства с работодателями, в том числе с инновационными предприятиями. |
З-1.2.3.4 | Создать систему общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального обучения и сертификации выпускников профессиональных образовательных организаций |
З-1.2.3.5 | Провести ребрендинг системы среднего профессионального образования |
З-1.2.3.6 | Осуществить подготовку кадров для системы среднего профессионального образования |
З-1.2.3.7 | Внедрить инновационные образовательные технологии, направленные на развитие неформального образования и повышение мотивации молодежи к самообразованию |
З-1.2.3.8 | Сформировать и развить систему воспитательной работы в сфере среднего профессионального образования |
Ц-1.2.4 | Татарстан - конкурентоспособный центр высшего образования и науки, регион-лидер, привлекающий таланты |
З-1.2.4.1 | Достичь глобально конкурентоспособного качества образования в ведущих исследовательских и инновационных университетах |
З-1.2.4.2 | Обеспечить удовлетворительное качество массового высшего образования |
З-1.2.4.3 | Развить партнерство с ведущими вузами Российской Федерации и иностранными университетами |
З-1.2.4.4 | Развить партнерство с инновационными секторами экономики Татарстана |
З-1.2.4.5 | Сформировать группы вузов по профилям: глобально-федеральные вузы, способные конкурировать на федеральном и международном рынках высшего образования; вузы с сильным бакалавриатом, работающие на обеспечение экономических запросов региона и макрорегиона (в том числе в партнерстве с учреждениями среднего профессионального образования); вузы широкого профиля, обеспечивающие спрос населения на качественные социально-экономические и гуманитарные специальности (в том числе на "удаленных" территориях) |
З-1.2.4.6 | Повысить качество филиальной сети вузов через создание на ее базе системы непрерывного образования (в том числе для населения, активно включенного в трудовую деятельность) |
З-1.2.4.7 | Развить механизмы координации и взаимодействия системы высшего образования с работодателями региона и макрорегиона, особенно с инновационными компаниями |
З-1.2.4.8 | Наладить в вузах систему коммерциализации идей и разработок |
З-1.2.4.9 | Обеспечить привлекательность работы в Республике Татарстан для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей |
З-1.2.4.10 | Внедрить инновационные образовательные технологии, направленные на развитие неформального образования и повышение мотивации молодежи к самообразованию |
З-1.2.4.11 | Усовершенствовать систему воспитательной работы в вузах |
Ц-1.3 | Сохранение здоровья и долголетие - приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан |
З-1.3.0.1 | Повысить мотивацию персонала и укрепить кадровый потенциал отрасли |
З-1.3.0.2 | Снизить смертность от отдельных заболеваний (болезней системы кровообращения, травм от дорожно-транспортных происшествий, новообразований, туберкулеза и др.), смертность населения трудоспособного возраста, младенческую смертность |
З-1.3.0.3 | Сформировать модели поведения, способствующие снижению развития заболеваний и сохранению здоровья населения |
З-1.3.0.4 | Модернизировать систему здравоохранения для повышения ее эффективности |
З-1.3.0.5 | Повысить мотивацию работодателей к сохранению здоровья работников, созданию условий труда, направленных на предупреждение развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний |
З-1.3.0.6 | Расширить ресурсную базу здравоохранения, создать в медицине точки роста экономики |
З-1.3.0.7 | Повысить глобальную конкурентоспособность системы здравоохранения Татарстана, сделать доступными инновационные технологии для населения республики и жителей других регионов, сохранить и увеличить кадровый потенциал отрасли, привлечь инвестиции в экономику Республики Татарстан |
З-1.3.0.8 | Повысить эффективность существующей системы здравоохранения за счет внедрения перспективных и современных моделей оказания помощи |
З-1.3.0.9 | Удовлетворить дифференцированные потребности населения в медицинской помощи за счет разделения систем медицинского и социального страхования, внедрения долгосрочного накопительного страхования от катастрофических рисков в условиях повышения индивидуальной ответственности застрахованных за сохранение своего здоровья |
З-1.3.0.10 | Обеспечить охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в два года |
З-1.3.0.11 | Обеспечить оптимальную доступность для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сократить время ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упростить процедуры записи на прием к врачу |
З-1.3.0.12 | Обеспечить увеличение объема экспорта медицинских услуг |
З-1.3.0.13 | Усовершенствовать систему организации отдыха и оздоровления детей и молодежи |
Ц-1.4 | Качество и разнообразие культурной жизни являются реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала |
З-1.4.0.1 | Содействовать высоким достижениям Республики Татарстан в сфере культуры и искусства |
З-1.4.0.2 | Обеспечить расширенное воспроизводство творческих кадров за счет улучшения системы образования в сфере культуры и искусства, реальной кооперации и интеграции образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, и учреждений культуры |
З-1.4.0.3 | Сохранить и актуализировать культурное наследие как фактор въездного культурного туризма |
З-1.4.0.4 | Создать условия для интенсивного развития творческих индустрий и повышения их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта |
З-1.4.0.5 | Обеспечить опережающее развитие культурной инфраструктуры в городских агломерациях |
З-1.4.0.6 | Обеспечить доступность высоких образцов культуры и участия в культурной жизни для жителей сельских и отдаленных территорий за счет распространения передвижных культурно-информационных комплексов и гастрольной деятельности |
З-1.4.0.7 | Повысить общую культуру общения и поведения |
Ц-1.5 | Гибкий рынок труда, повышение производительности труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал |
З-1.5.0.1 | Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики |
З-1.5.0.2 | Внедрить модель рынка труда, обеспечивающую гибкость, защищенность и управляемость |
З-1.5.0.3 | Повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости за счет установления четких целей для активных мер поддержки занятости |
З-1.5.0.4 | Содействовать территориальной мобильности населения и трудовой миграции в пределах республики с целью более эффективного использования рабочей силы |
З-1.5.0.5 | Привлечь на рынок труда экономически неактивное население республики, особенно женщин с детьми, трудовых мигрантов из других регионов, стимулировать население пенсионного возраста сохранять трудовую активность |
З-1.5.0.6 | Повысить уровень социальной защищенности бедных семей с детьми посредством программ, реализуемых на основе оценки нуждаемости и принципов социального контракта |
З-1.5.0.7 | Повысить качество и доступность социального обслуживания пожилых людей, а также обучить их основам компьютерной грамотности с целью содействия активному долголетию |
З-1.5.0.8 | Обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год |
Пространство, реальный капитал | |
СЦ-2 | Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются |
Ц-2.1 | Пространство предоставляет условия для сохранения и привлечения человеческих ресурсов, для полноценного развития личности на разных возрастных этапах и в контексте разных жизненных укладов |
Ц-2.2 | Пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии |
Ц-2.3 | Пространственные решения содействуют повышению статуса Республики Татарстан в мировом сообществе, фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий |
Ц-2.4 | Пространство соответствует передовым стандартам и способствует продвижению новых технологических укладов (рис. 3.7) |
Ц-2.5 | На территории республики сохранено единое социокультурное пространство |
Ц-2.6 | Сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений |
Ц-2.7 | Достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которые обеспечивают требуемую доступность для пассажирских передвижений и грузоперевозок |
Ц-2.8 | В Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга - Кама" |
Ц-2.9 | Развиваются качественное жилищное пространство и комфортная городская среда |
З-2.0.0.1 | Обеспечить население республики прогнозируемой численностью 4 182 тыс. человек (прирост в 350 тыс. человек по сравнению с 2013 годом) качественным пространством жизнедеятельности и занятостью в сферах деятельности, связанных с использованием имеющихся ресурсов четвертого технологического уклада и активным переходом к деятельности в пятом укладе к 2020 году с перспективой включения в шестой технологический уклад до 2030 года |
З-2.0.0.2 | Повысить показатели качества транспортно-коммуникационной системы. Транспортно-коммуникационная система должна обеспечить доступность для пассажирских передвижений: в пределах 30 минут - внутри жилых и деловых районов; в пределах 0,5 - 1 часа - внутри центральных деловых районов (ядер) агломераций; в пределах 1,5 - 2 часов - между центральными деловыми районами (ядрами) агломераций; в пределах 3 - 4 часов - с центрами агломераций соседних регионов; в пределах 4 - 8 часов - с Москвой и Санкт-Петербургом на различных видах транспорта |
З-2.0.0.3 | Перейти на новый уровень управления пространством с использованием перспективных информационных технологий. В новой системе управления должны быть представлены все структурные элементы пространства и все заинтересованные стороны, должны быть внедрены методы коллективного управления |
З-2.0.0.4 | Увеличить объем жилищного строительства, обеспечить доступным жильем семьи, обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, кардинально повысить комфортность городской среды и развивать механизмы прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды |
Рынки | |
СЦ-3 | Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках |
Ц-3.1 | В Республике Татарстан эффективно действуют глобально конкурентоспособный вертикально интегрированный нефтегазохимический кластер и связанные с ним, но относительно обособленные инновационные кластеры "Умные" материалы" (новые пластики и композиты) и "Биосистемы", генерирующие высокую долю добавленной стоимости |
Ц-3.2 | В Республике Татарстан эффективно действуют энергетический кластер и связанный с ним инновационный кластер "Устойчивая энергетика" |
Ц-3.3 | В Республике Татарстан эффективно работает глобально конкурентоспособный машиностроительный кластер, состоящий из вертикально интегрированных субкластеров, генерирующих высокую долю добавленной стоимости: "Автомобилестроение", "Авиастроение", "Судостроение" (с созданием конвергентного инновационного кластера "Умные" машины"). Создан и эффективно функционирует инновационный кластер "Умное" оборудование". Происходит кластерное развитие в металлургии, легкой, деревообрабатывающей, мебельной и композитной промышленности |
Ц-3.4 | В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный вертикально интегрированный кластер АПК, ориентированный на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости. В его рамках действуют базовые субкластеры: зерновой, сахарный, масложировой, овощной, картофельный, плодово-ягодный, мясной, молочный, аквакультура, а также обособленный инновационный кластер "Экопитание" |
Ц-3.5 | В Республике Татарстан достигнута глобальная конкурентоспособность инфраструктуры. Эффективно функционируют транспортно-логистический кластер "Евразийский хаб", кластеры "Строительный кластер" и "Кластер строительных технологий и материалов", развиваются жилищно-коммунальное хозяйство и телекоммуникации, а также инновационный кластер "Умная" инфраструктура" |
Ц-3.6 | В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный кластер "Торговля и потребительские сервисы". Происходит стабильный рост за счет развития глобального конкурентного рынка для максимально полного удовлетворения потребностей населения (минимальная цена при максимальном качестве товара, доступность и комфорт инфраструктуры, высокий уровень сервиса). Татарстан - территория торговли и услуг "24/7", современный центр коммерции евразийского масштаба. Развиваются классические виды торговли и потребительских сервисов, происходит переориентирование на современные формы, а также широкое распространение форм удаленной и электронной коммерции |
Ц-3.7 | В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные кластеры "Финансы и профессиональные услуги", "Слияние цивилизаций" (культура, туризм и рекреация), а также инновационный кластер "Умные" информационные технологии" |
Ц-3.8 | В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные социально-инновационные кластеры "Наука и образование" (включая 14 научно-образовательных субкластеров с формированием инновационного кластера "Smart-образование") и "Здравоохранение" (включая три территориальных субкластера с формированием инновационного кластера "Здоровый образ жизни") |
Институты | |
СЦ-4 | Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию |
Ц-4.1 | В Республике Татарстан создана и эффективно работает система стратегического управления развитием Республики Татарстан (ССУР РТ) - "живая" система управления будущим - комплексная гармоничная система управления, нацеленная на устойчивое развитие, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни, способная оперативно реагировать на изменения в конкурентной среде, используя гибкий механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в рамках постоянно действующих проектных площадок и рабочих групп, диагностирующих внутреннюю и внешнюю среду и разрабатывающих, актуализирующих и контролирующих набор синхронизированных стратегических инструментов |
З-4.1.0.1 | Определить и обеспечить мониторинг стратегических приоритетов развития Республики Татарстан |
З-4.1.0.2 | Обеспечить вовлеченность власти, бизнеса и общества в решение вопросов развития республики в рамках проектных площадок |
З-4.1.0.3 | Обеспечить кластерную активацию |
З-4.1.0.4 | Обеспечить синхронизацию механизмов отраслевого и территориального планирования с созданием организационных структур (институтов и агентств развития), деятельность которых будет направлена на реализацию стратегических программ и проектов |
З-4.1.0.5 | Обеспечить внедрение в управление развитием механизмов государственно-частного партнерства и повышение эффективности расходов регионального бюджета на государственное управление |
З-4.1.0.6 | Обеспечить мониторинг и актуализацию Стратегии |
Ц-4.2 | В Республике Татарстан сформирован портфель конкурентоспособных кластеров современной экономики и "умной" экономики |
Ключевыми кластерами являются кластеры нефтегазохимического и энергетического комплексов, машиностроительный кластер, кластер "Наука и образование" и 10 инновационных кластеров (в рамках флагманского проекта "Татарстанская технологическая инициатива"), имеющие наивысший приоритет в силу их определяющего влияния на успешное развитие экономики Республики Татарстан и достижение ею глобальной конкурентоспособности. Промежуточные цели: 2016 год - зонная кластерная активация. В Республике Татарстан активно развивается Камский кластер и осуществляются выявление и реализация кластерных инициатив на уровне трех экономических зон. Выявлены региональные кластеры, обладающие высоким потенциалом, способные стать конкурентоспособными на межрегиональном и (или) глобальном уровнях. 2017 - 2021 годы - выстраивание кластерной системы. В Республике Татарстан осуществляется формирование базовых кластеров современной экономики, а также в связке с ними инновационных кластеров "умной" экономики, способных быть катализаторами изменений, а в будущем - полноценными лидерами развития | |
З-4.2.0.1 | Обеспечить кластеры кадровыми ресурсами (поиск, привлечение, совершенствование и удержание лидеров и ключевых специалистов кластеров) |
З-4.2.0.2 | Обеспечить снятие инфраструктурных ограничений; стимулировать создание высококачественной инфраструктуры и основных фондов |
З-4.2.0.3 | Выявить и обеспечить развитие конкурентоспособных клиентоориентированных отраслей и продуктов, лежащих в основе каждого из кластеров |
З-4.2.0.4 | Стимулировать институциональное развитие кластеров; обеспечить снижение административных барьеров; определить ключевых игроков и создать институты развития кластеров |
З-4.2.0.5 | Стимулировать лидерство в инновациях |
З-4.2.0.6 | Обеспечить эффективное и устойчивое использование природных ресурсов |
З-4.2.0.7 | Повысить доступность финансовых ресурсов для предприятий кластеров, совершенствовать финансовые механизмы поддержки кластеров |
З-4.2.0.8 | Стимулировать формирование спроса на инновационную продукцию предприятий кластеров |
Ц-4.3 | Татарстан - комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей МСП |
З-4.3.0.1 | Стимулировать развитие кадрового потенциала предпринимательства, рост предпринимательской инициативы и расширение доступа предпринимателей к человеческому капиталу в Республике Татарстан |
З-4.3.0.2 | Обеспечить качество и доступность инфраструктуры и фондов для предпринимателей (включая субъекты МСП) |
З-4.3.0.3 | Стимулировать субъекты предпринимательства к расширению рыночной доли и повышению эффективности бизнеса |
З-4.3.0.4 | Снизить административные барьеры и создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса; укрепить сотрудничество и координацию в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства |
З-4.3.0.5 | Создать благоприятную цельную экосистему инноваций, увеличить долю инновационного предпринимательства |
З-4.3.0.6 | Обеспечить равный доступ к природным ресурсам для предпринимателей (включая субъекты МСП) |
З-4.3.0.7 | Повысить доступность финансовых ресурсов, совершенствовать финансовые механизмы поддержки предпринимательства; стимулировать развитие предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере (включая субъекты МСП) |
Инновации и информация | |
СЦ-5 | В Республике Татарстан сформирована полноценная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии "умной" экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности республики |
Ц-5.1 | Высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы |
Ц-5.2 | Высокий уровень развития и доступности технологий |
Ц-5.3 | Высокое качество информационно-коммуникационной системы |
Ц-5.4 | Внедрение цифровых технологий в реальном секторе и социальной сфере |
З-5.0.0.1 | Обеспечить привлечение, подготовку, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы |
З-5.0.0.2 | Обеспечить развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры |
З-5.0.0.3 | Стимулировать формирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы |
З-5.0.0.4 | Развивать инновационную саморегулируемую и саморазвивающуюся систему через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов и создание Института инновационного развития Республики Татарстан |
З-5.0.0.5 | Стимулировать систему финансирования инноваций; развивать рынок венчурных инвестиций |
З-5.0.0.6 | Обеспечить развитие цифровой экономики в Республике Татарстан, где каждый экономически активный гражданин владеет цифровой грамотностью, а государство и бизнес имеют высокие цифровые компетенции и систематически применяют их в своей деятельности |
Природные ресурсы | |
СЦ-6 | Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития |
Ц-6.1 | Высокая эффективность использования природных ресурсов |
Ц-6.2 | Высокая устойчивость развития (соблюдение сбалансированного потребления природных ресурсов исходя из объективных потребностей будущих поколений и сохранение природы в целом) |
Ц-6.3 | Высокая эффективность использования земельных ресурсов |
З-6.0.0.1 | Обеспечить системный и рациональный подход к использованию природных ресурсов в Республике Татарстан: определить набор имеющихся природных ресурсов и актуализировать реестр; определить потребность в ресурсах со стороны предприятий и проектов; сформировать прогнозный баланс ресурсов, необходимый для реализации проектов; производить ежеквартальный мониторинг рациональности использования ресурсной базы |
З-6.0.0.2 | Обеспечить формирование и развитие системы устойчивого развития |
З-6.0.0.3 | Обеспечить снижение экологической нагрузки на окружающую среду: совершенствовать систему контроля в сфере обращения с природными ресурсами; повысить экологические требования к производственным технологиям и ответственность за их нарушение; осуществлять государственную поддержку эколого-ориентированных проектов |
З-6.0.0.4 | Обеспечить высокую эффективность использования земель |
З-6.0.0.5 | Разработать комплексную программу обращения с отходами и обеспечить ее реализацию (организовать максимально эффективный сбор и глубокую переработку отходов) |
З-6.0.0.6 | Обеспечить снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах |
З-6.0.0.7 | Обеспечить повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения |
З-6.0.0.8 | Обеспечить сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги и сохранение уникальных водных объектов |
З-6.0.0.9 | Обеспечить сохранение и восстановление биологического разнообразия |
З-6.0.0.10 | Обеспечить совершенствование системы обращения с отходами и ликвидацию объектов накопленного вреда |
З-6.0.0.11 | Создать условия для модернизации промышленных предприятий и организовать строительство производственных мощностей, отличающихся высокими показателями ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности |
Финансовый капитал | |
СЦ-7 | Республика Татарстан инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна |
Ц-7.1 | Высокая доступность финансовых ресурсов (высокая инвестиционная привлекательность и эффективность инвестиций) |
Ц-7.2 | Высокая эффективность финансовой системы |
З-7.0.0.1 | Обеспечить привлечение лучших кадров для финансовой системы; повысить финансовую грамотность бизнеса и населения |
З-7.0.0.2 | Повысить качество и доступность инвестиционной инфраструктуры и фондов |
З-7.0.0.3 | Стимулировать развитие инвестиционного рынка и повышение доступности инвестиционных ресурсов |
З-7.0.0.4 | Обеспечить качественное сопровождение инвестиционного развития со стороны органов государственной и муниципальной власти |
З-7.0.0.5 | Обеспечить лидерство в применении инновационных методов и инструментов инвестиционного развития |
З-7.0.0.6 | Обеспечить равный доступ инвесторов к природным ресурсам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов |
З-7.0.0.7 | Совершенствовать финансовые механизмы инвестиционной системы; обеспечить стимулирование участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; расширить перечень инструментов государственной поддержки"; |