Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (с изменениями на 25 декабря 2019 года)



Приложение 2
к Стратегии социально-экономического

развития Республики Татарстан

до 2030 года



СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА

(в ред. Закона РТ от 05.04.2019 N 31-ЗРТ)

Главная стратегическая цель (ГСЦ)

ГСЦ

Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер полюса роста "Волга - Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда

Стратегические цели (СЦ)

СЦ-1

Человеческий капитал. Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни

СЦ-2

Пространство, реальный капитал. Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются

СЦ-3

Рынки. Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках

СЦ-4

Институты. Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию

СЦ-5

Инновации и информация. Республика лидирует в развитии "умной" экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий

СЦ-6

Природные ресурсы. Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития

СЦ-7

Финансовый капитал. Республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна

Цели (Ц) и задачи (З) по направлениям Человеческий капитал

СЦ-1

Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни

Ц-1.1

Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения

З-1.1.0.1

Обеспечить увеличение суммарного коэффициента рождаемости

З-1.1.0.2

Создать условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью

З-1.1.0.3

Обеспечить рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин

З-1.1.0.4

Смягчить негативные последствия влияния старения населения на социально-экономическое развитие региона

З-1.1.0.5

Обеспечить условия для регулируемого притока населения и трудовых мигрантов

З-1.1.0.6

Создать условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов.

З-1.1.0.7

Реализовать комплекс мер по содействию адаптации и интеграции мигрантов в республике

З-1.1.0.8

Обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет

З-1.1.0.9

Обеспечить увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни

Ц-1.2

Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана

Ц-1.2.1

Семьи обеспечены эффективной помощью во всестороннем развитии детей и их подготовке к обучению в школе

З-1.2.1.1

Провести всестороннее исследование состояния дошкольного образования Республики Татарстан

З-1.2.1.2

Модернизировать инфраструктуру с учетом возможностей гибкого использования, внедрить современные мультимедийные технологии

З-1.2.1.3

Увеличить долю негосударственного сектора в сфере дошкольного образования

З-1.2.1.4

Создать систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях

З-1.2.1.5

Разработать систему межведомственной координации сопровождения детей

З-1.2.1.6

Сформировать систему индивидуального сопровождения развития детей для ранней идентификации трудностей и помощи в их разрешении

Ц-1.2.2

Общее образование обеспечивает социализацию и высокие образовательные достижения каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, развитие навыков в сфере информационных технологий

З-1.2.2.1

Создать среду, интегрирующую современные архитектурные, управленческие, технологические и педагогические решения

З-1.2.2.2

Разработать механизмы, обеспечивающие равенство доступа к образовательным ресурсам

З-1.2.2.3

Обеспечить инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

З-1.2.2.4

Расширить возможности семей, местного сообщества, бизнеса для участия в образовательном процессе, оценке качества образования и управлении школами

З-1.2.2.5

Обеспечить высокий уровень индивидуализации образования и академической мобильности обучающихся за счет развития современных форм обучения, включая профильное обучение, и интеграции общего и дополнительного образования.

З-1.2.2.6

Сформировать республиканскую систему оценки качества образования

З-1.2.2.7

Придать приоритетное развитие образованию в сфере информационных технологий и математики для достижения лидерства в Российской Федерации

З-1.2.2.8

Осуществлять выявление и поддержку талантливых детей и молодежи

З-1.2.2.9

Модернизировать систему педагогического образования

З-1.2.2.10

Обеспечить приток лучших молодых педагогических кадров и их профессиональное развитие

З-1.2.2.11

Сформировать корпус директоров-лидеров, реализующих стратегии развития школ как самообучающихся организаций

З-1.2.2.12

Обеспечить организационно-методическое сопровождение развития республиканской системы детско-юношеских организаций и движений благотворительной, гражданско-патриотической, добровольческой (волонтерской), экологической и иной направленности

З-1.2.2.13

Обеспечить реализацию государственной национальной политики

З-1.2.2.14

Ввести национальную систему профессионального роста педагогических работников

Ц-1.2.3

Масштабы и качество профессионального образования отвечают требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения, налажено эффективное системное управление профессиональными образовательными организациями

З-1.2.3.1

Повысить гибкость образовательных программ, создать различным категориям населения условия для профессионального обучения в течение всей жизни

З-1.2.3.2

Провести оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций

З-1.2.3.3

Сформировать эффективные партнерства с работодателями, в том числе с инновационными предприятиями.

З-1.2.3.4

Создать систему общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального обучения и сертификации выпускников профессиональных образовательных организаций

З-1.2.3.5

Провести ребрендинг системы среднего профессионального образования

З-1.2.3.6

Осуществить подготовку кадров для системы среднего профессионального образования

З-1.2.3.7

Внедрить инновационные образовательные технологии, направленные на развитие неформального образования и повышение мотивации молодежи к самообразованию

З-1.2.3.8

Сформировать и развить систему воспитательной работы в сфере среднего профессионального образования

Ц-1.2.4

Татарстан - конкурентоспособный центр высшего образования и науки, регион-лидер, привлекающий таланты

З-1.2.4.1

Достичь глобально конкурентоспособного качества образования в ведущих исследовательских и инновационных университетах

З-1.2.4.2

Обеспечить удовлетворительное качество массового высшего образования

З-1.2.4.3

Развить партнерство с ведущими вузами Российской Федерации и иностранными университетами

З-1.2.4.4

Развить партнерство с инновационными секторами экономики Татарстана

З-1.2.4.5

Сформировать группы вузов по профилям: глобально-федеральные вузы, способные конкурировать на федеральном и международном рынках высшего образования; вузы с сильным бакалавриатом, работающие на обеспечение экономических запросов региона и макрорегиона (в том числе в партнерстве с учреждениями среднего профессионального образования); вузы широкого профиля, обеспечивающие спрос населения на качественные социально-экономические и гуманитарные специальности (в том числе на "удаленных" территориях)

З-1.2.4.6

Повысить качество филиальной сети вузов через создание на ее базе системы непрерывного образования (в том числе для населения, активно включенного в трудовую деятельность)

З-1.2.4.7

Развить механизмы координации и взаимодействия системы высшего образования с работодателями региона и макрорегиона, особенно с инновационными компаниями

З-1.2.4.8

Наладить в вузах систему коммерциализации идей и разработок

З-1.2.4.9

Обеспечить привлекательность работы в Республике Татарстан для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей

З-1.2.4.10

Внедрить инновационные образовательные технологии, направленные на развитие неформального образования и повышение мотивации молодежи к самообразованию

З-1.2.4.11

Усовершенствовать систему воспитательной работы в вузах

Ц-1.3

Сохранение здоровья и долголетие - приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан

З-1.3.0.1

Повысить мотивацию персонала и укрепить кадровый потенциал отрасли

З-1.3.0.2

Снизить смертность от отдельных заболеваний (болезней системы кровообращения, травм от дорожно-транспортных происшествий, новообразований, туберкулеза и др.), смертность населения трудоспособного возраста, младенческую смертность

З-1.3.0.3

Сформировать модели поведения, способствующие снижению развития заболеваний и сохранению здоровья населения

З-1.3.0.4

Модернизировать систему здравоохранения для повышения ее эффективности

З-1.3.0.5

Повысить мотивацию работодателей к сохранению здоровья работников, созданию условий труда, направленных на предупреждение развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний

З-1.3.0.6

Расширить ресурсную базу здравоохранения, создать в медицине точки роста экономики

З-1.3.0.7

Повысить глобальную конкурентоспособность системы здравоохранения Татарстана, сделать доступными инновационные технологии для населения республики и жителей других регионов, сохранить и увеличить кадровый потенциал отрасли, привлечь инвестиции в экономику Республики Татарстан

З-1.3.0.8

Повысить эффективность существующей системы здравоохранения за счет внедрения перспективных и современных моделей оказания помощи

З-1.3.0.9

Удовлетворить дифференцированные потребности населения в медицинской помощи за счет разделения систем медицинского и социального страхования, внедрения долгосрочного накопительного страхования от катастрофических рисков в условиях повышения индивидуальной ответственности застрахованных за сохранение своего здоровья

З-1.3.0.10

Обеспечить охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в два года

З-1.3.0.11

Обеспечить оптимальную доступность для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сократить время ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упростить процедуры записи на прием к врачу

З-1.3.0.12

Обеспечить увеличение объема экспорта медицинских услуг

З-1.3.0.13

Усовершенствовать систему организации отдыха и оздоровления детей и молодежи

Ц-1.4

Качество и разнообразие культурной жизни являются реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала

З-1.4.0.1

Содействовать высоким достижениям Республики Татарстан в сфере культуры и искусства

З-1.4.0.2

Обеспечить расширенное воспроизводство творческих кадров за счет улучшения системы образования в сфере культуры и искусства, реальной кооперации и интеграции образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, и учреждений культуры

З-1.4.0.3

Сохранить и актуализировать культурное наследие как фактор въездного культурного туризма

З-1.4.0.4

Создать условия для интенсивного развития творческих индустрий и повышения их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта

З-1.4.0.5

Обеспечить опережающее развитие культурной инфраструктуры в городских агломерациях

З-1.4.0.6

Обеспечить доступность высоких образцов культуры и участия в культурной жизни для жителей сельских и отдаленных территорий за счет распространения передвижных культурно-информационных комплексов и гастрольной деятельности

З-1.4.0.7

Повысить общую культуру общения и поведения

Ц-1.5

Гибкий рынок труда, повышение производительности труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал

З-1.5.0.1

Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики

З-1.5.0.2

Внедрить модель рынка труда, обеспечивающую гибкость, защищенность и управляемость

З-1.5.0.3

Повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости за счет установления четких целей для активных мер поддержки занятости

З-1.5.0.4

Содействовать территориальной мобильности населения и трудовой миграции в пределах республики с целью более эффективного использования рабочей силы

З-1.5.0.5

Привлечь на рынок труда экономически неактивное население республики, особенно женщин с детьми, трудовых мигрантов из других регионов, стимулировать население пенсионного возраста сохранять трудовую активность

З-1.5.0.6

Повысить уровень социальной защищенности бедных семей с детьми посредством программ, реализуемых на основе оценки нуждаемости и принципов социального контракта

З-1.5.0.7

Повысить качество и доступность социального обслуживания пожилых людей, а также обучить их основам компьютерной грамотности с целью содействия активному долголетию

З-1.5.0.8

Обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год

Пространство, реальный капитал

СЦ-2

Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются

Ц-2.1

Пространство предоставляет условия для сохранения и привлечения человеческих ресурсов, для полноценного развития личности на разных возрастных этапах и в контексте разных жизненных укладов

Ц-2.2

Пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии

Ц-2.3

Пространственные решения содействуют повышению статуса Республики Татарстан в мировом сообществе, фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий

Ц-2.4

Пространство соответствует передовым стандартам и способствует продвижению новых технологических укладов (рис. 3.7)

Ц-2.5

На территории республики сохранено единое социокультурное пространство

Ц-2.6

Сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений

Ц-2.7

Достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которые обеспечивают требуемую доступность для пассажирских передвижений и грузоперевозок

Ц-2.8

В Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга - Кама"

Ц-2.9

Развиваются качественное жилищное пространство и комфортная городская среда

З-2.0.0.1

Обеспечить население республики прогнозируемой численностью 4 182 тыс. человек (прирост в 350 тыс. человек по сравнению с 2013 годом) качественным пространством жизнедеятельности и занятостью в сферах деятельности, связанных с использованием имеющихся ресурсов четвертого технологического уклада и активным переходом к деятельности в пятом укладе к 2020 году с перспективой включения в шестой технологический уклад до 2030 года

З-2.0.0.2

Повысить показатели качества транспортно-коммуникационной системы. Транспортно-коммуникационная система должна обеспечить доступность для пассажирских передвижений: в пределах 30 минут - внутри жилых и деловых районов; в пределах 0,5 - 1 часа - внутри центральных деловых районов (ядер) агломераций; в пределах 1,5 - 2 часов - между центральными деловыми районами (ядрами) агломераций; в пределах 3 - 4 часов - с центрами агломераций соседних регионов; в пределах 4 - 8 часов - с Москвой и Санкт-Петербургом на различных видах транспорта

З-2.0.0.3

Перейти на новый уровень управления пространством с использованием перспективных информационных технологий. В новой системе управления должны быть представлены все структурные элементы пространства и все заинтересованные стороны, должны быть внедрены методы коллективного управления

З-2.0.0.4

Увеличить объем жилищного строительства, обеспечить доступным жильем семьи, обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, кардинально повысить комфортность городской среды и развивать механизмы прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды

Рынки

СЦ-3

Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках

Ц-3.1

В Республике Татарстан эффективно действуют глобально конкурентоспособный вертикально интегрированный нефтегазохимический кластер и связанные с ним, но относительно обособленные инновационные кластеры "Умные" материалы" (новые пластики и композиты) и "Биосистемы", генерирующие высокую долю добавленной стоимости

Ц-3.2

В Республике Татарстан эффективно действуют энергетический кластер и связанный с ним инновационный кластер "Устойчивая энергетика"

Ц-3.3

В Республике Татарстан эффективно работает глобально конкурентоспособный машиностроительный кластер, состоящий из вертикально интегрированных субкластеров, генерирующих высокую долю добавленной стоимости: "Автомобилестроение", "Авиастроение", "Судостроение" (с созданием конвергентного инновационного кластера "Умные" машины"). Создан и эффективно функционирует инновационный кластер "Умное" оборудование". Происходит кластерное развитие в металлургии, легкой, деревообрабатывающей, мебельной и композитной промышленности

Ц-3.4

В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный вертикально интегрированный кластер АПК, ориентированный на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости. В его рамках действуют базовые субкластеры: зерновой, сахарный, масложировой, овощной, картофельный, плодово-ягодный, мясной, молочный, аквакультура, а также обособленный инновационный кластер "Экопитание"

Ц-3.5

В Республике Татарстан достигнута глобальная конкурентоспособность инфраструктуры. Эффективно функционируют транспортно-логистический кластер "Евразийский хаб", кластеры "Строительный кластер" и "Кластер строительных технологий и материалов", развиваются жилищно-коммунальное хозяйство и телекоммуникации, а также инновационный кластер "Умная" инфраструктура"

Ц-3.6

В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный кластер "Торговля и потребительские сервисы". Происходит стабильный рост за счет развития глобального конкурентного рынка для максимально полного удовлетворения потребностей населения (минимальная цена при максимальном качестве товара, доступность и комфорт инфраструктуры, высокий уровень сервиса). Татарстан - территория торговли и услуг "24/7", современный центр коммерции евразийского масштаба. Развиваются классические виды торговли и потребительских сервисов, происходит переориентирование на современные формы, а также широкое распространение форм удаленной и электронной коммерции

Ц-3.7

В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные кластеры "Финансы и профессиональные услуги", "Слияние цивилизаций" (культура, туризм и рекреация), а также инновационный кластер "Умные" информационные технологии"

Ц-3.8

В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные социально-инновационные кластеры "Наука и образование" (включая 14 научно-образовательных субкластеров с формированием инновационного кластера "Smart-образование") и "Здравоохранение" (включая три территориальных субкластера с формированием инновационного кластера "Здоровый образ жизни")

Институты

СЦ-4

Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию

Ц-4.1

В Республике Татарстан создана и эффективно работает система стратегического управления развитием Республики Татарстан (ССУР РТ) - "живая" система управления будущим - комплексная гармоничная система управления, нацеленная на устойчивое развитие, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни, способная оперативно реагировать на изменения в конкурентной среде, используя гибкий механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в рамках постоянно действующих проектных площадок и рабочих групп, диагностирующих внутреннюю и внешнюю среду и разрабатывающих, актуализирующих и контролирующих набор синхронизированных стратегических инструментов

З-4.1.0.1

Определить и обеспечить мониторинг стратегических приоритетов развития Республики Татарстан

З-4.1.0.2

Обеспечить вовлеченность власти, бизнеса и общества в решение вопросов развития республики в рамках проектных площадок

З-4.1.0.3

Обеспечить кластерную активацию

З-4.1.0.4

Обеспечить синхронизацию механизмов отраслевого и территориального планирования с созданием организационных структур (институтов и агентств развития), деятельность которых будет направлена на реализацию стратегических программ и проектов

З-4.1.0.5

Обеспечить внедрение в управление развитием механизмов государственно-частного партнерства и повышение эффективности расходов регионального бюджета на государственное управление

З-4.1.0.6

Обеспечить мониторинг и актуализацию Стратегии

Ц-4.2

В Республике Татарстан сформирован портфель конкурентоспособных кластеров современной экономики и "умной" экономики

Ключевыми кластерами являются кластеры нефтегазохимического и энергетического комплексов, машиностроительный кластер, кластер "Наука и образование" и 10 инновационных кластеров (в рамках флагманского проекта "Татарстанская технологическая инициатива"), имеющие наивысший приоритет в силу их определяющего влияния на успешное развитие экономики Республики Татарстан и достижение ею глобальной конкурентоспособности. Промежуточные цели: 2016 год - зонная кластерная активация. В Республике Татарстан активно развивается Камский кластер и осуществляются выявление и реализация кластерных инициатив на уровне трех экономических зон. Выявлены региональные кластеры, обладающие высоким потенциалом, способные стать конкурентоспособными на межрегиональном и (или) глобальном уровнях. 2017 - 2021 годы - выстраивание кластерной системы. В Республике Татарстан осуществляется формирование базовых кластеров современной экономики, а также в связке с ними инновационных кластеров "умной" экономики, способных быть катализаторами изменений, а в будущем - полноценными лидерами развития

З-4.2.0.1

Обеспечить кластеры кадровыми ресурсами (поиск, привлечение, совершенствование и удержание лидеров и ключевых специалистов кластеров)

З-4.2.0.2

Обеспечить снятие инфраструктурных ограничений; стимулировать создание высококачественной инфраструктуры и основных фондов

З-4.2.0.3

Выявить и обеспечить развитие конкурентоспособных клиентоориентированных отраслей и продуктов, лежащих в основе каждого из кластеров

З-4.2.0.4

Стимулировать институциональное развитие кластеров; обеспечить снижение административных барьеров; определить ключевых игроков и создать институты развития кластеров

З-4.2.0.5

Стимулировать лидерство в инновациях

З-4.2.0.6

Обеспечить эффективное и устойчивое использование природных ресурсов

З-4.2.0.7

Повысить доступность финансовых ресурсов для предприятий кластеров, совершенствовать финансовые механизмы поддержки кластеров

З-4.2.0.8

Стимулировать формирование спроса на инновационную продукцию предприятий кластеров

Ц-4.3

Татарстан - комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей МСП

З-4.3.0.1

Стимулировать развитие кадрового потенциала предпринимательства, рост предпринимательской инициативы и расширение доступа предпринимателей к человеческому капиталу в Республике Татарстан

З-4.3.0.2

Обеспечить качество и доступность инфраструктуры и фондов для предпринимателей (включая субъекты МСП)

З-4.3.0.3

Стимулировать субъекты предпринимательства к расширению рыночной доли и повышению эффективности бизнеса

З-4.3.0.4

Снизить административные барьеры и создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса; укрепить сотрудничество и координацию в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства

З-4.3.0.5

Создать благоприятную цельную экосистему инноваций, увеличить долю инновационного предпринимательства

З-4.3.0.6

Обеспечить равный доступ к природным ресурсам для предпринимателей (включая субъекты МСП)

З-4.3.0.7

Повысить доступность финансовых ресурсов, совершенствовать финансовые механизмы поддержки предпринимательства; стимулировать развитие предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере (включая субъекты МСП)

Инновации и информация

СЦ-5

В Республике Татарстан сформирована полноценная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии "умной" экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности республики

Ц-5.1

Высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы

Ц-5.2

Высокий уровень развития и доступности технологий

Ц-5.3

Высокое качество информационно-коммуникационной системы

Ц-5.4

Внедрение цифровых технологий в реальном секторе и социальной сфере

З-5.0.0.1

Обеспечить привлечение, подготовку, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы

З-5.0.0.2

Обеспечить развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры

З-5.0.0.3

Стимулировать формирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы

З-5.0.0.4

Развивать инновационную саморегулируемую и саморазвивающуюся систему через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов и создание Института инновационного развития Республики Татарстан

З-5.0.0.5

Стимулировать систему финансирования инноваций; развивать рынок венчурных инвестиций

З-5.0.0.6

Обеспечить развитие цифровой экономики в Республике Татарстан, где каждый экономически активный гражданин владеет цифровой грамотностью, а государство и бизнес имеют высокие цифровые компетенции и систематически применяют их в своей деятельности

Природные ресурсы

СЦ-6

Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития

Ц-6.1

Высокая эффективность использования природных ресурсов

Ц-6.2

Высокая устойчивость развития (соблюдение сбалансированного потребления природных ресурсов исходя из объективных потребностей будущих поколений и сохранение природы в целом)

Ц-6.3

Высокая эффективность использования земельных ресурсов

З-6.0.0.1

Обеспечить системный и рациональный подход к использованию природных ресурсов в Республике Татарстан: определить набор имеющихся природных ресурсов и актуализировать реестр; определить потребность в ресурсах со стороны предприятий и проектов; сформировать прогнозный баланс ресурсов, необходимый для реализации проектов; производить ежеквартальный мониторинг рациональности использования ресурсной базы

З-6.0.0.2

Обеспечить формирование и развитие системы устойчивого развития

З-6.0.0.3

Обеспечить снижение экологической нагрузки на окружающую среду: совершенствовать систему контроля в сфере обращения с природными ресурсами; повысить экологические требования к производственным технологиям и ответственность за их нарушение; осуществлять государственную поддержку эколого-ориентированных проектов

З-6.0.0.4

Обеспечить высокую эффективность использования земель

З-6.0.0.5

Разработать комплексную программу обращения с отходами и обеспечить ее реализацию (организовать максимально эффективный сбор и глубокую переработку отходов)

З-6.0.0.6

Обеспечить снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах

З-6.0.0.7

Обеспечить повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения

З-6.0.0.8

Обеспечить сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги и сохранение уникальных водных объектов

З-6.0.0.9

Обеспечить сохранение и восстановление биологического разнообразия

З-6.0.0.10

Обеспечить совершенствование системы обращения с отходами и ликвидацию объектов накопленного вреда

З-6.0.0.11

Создать условия для модернизации промышленных предприятий и организовать строительство производственных мощностей, отличающихся высокими показателями ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности

Финансовый капитал

СЦ-7

Республика Татарстан инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна

Ц-7.1

Высокая доступность финансовых ресурсов (высокая инвестиционная привлекательность и эффективность инвестиций)

Ц-7.2

Высокая эффективность финансовой системы

З-7.0.0.1

Обеспечить привлечение лучших кадров для финансовой системы; повысить финансовую грамотность бизнеса и населения

З-7.0.0.2

Повысить качество и доступность инвестиционной инфраструктуры и фондов

З-7.0.0.3

Стимулировать развитие инвестиционного рынка и повышение доступности инвестиционных ресурсов

З-7.0.0.4

Обеспечить качественное сопровождение инвестиционного развития со стороны органов государственной и муниципальной власти

З-7.0.0.5

Обеспечить лидерство в применении инновационных методов и инструментов инвестиционного развития

З-7.0.0.6

Обеспечить равный доступ инвесторов к природным ресурсам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов

З-7.0.0.7

Совершенствовать финансовые механизмы инвестиционной системы; обеспечить стимулирование участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; расширить перечень инструментов государственной поддержки";