Рис. 3.6. Преобразования пространства при переходе к новым технологическим укладам
Слабые стороны и проблемы:
- Ресурсное пространство:
повсеместная нехватка территорий для размещения новой жилой застройки; захват под новое строительство водоохранных и санитарно-защитных зон, сельскохозяйственных территорий; рост плотности застройки за счет снижения качества жилья, экономии на коллективных пространствах социальной инфраструктуры;
значительные пространства оказались в зонах распространения загрязнений предприятий нефтехимического комплекса;
часть территорий, на которых ведется добыча нефти и газа, насыщена буровыми скважинами и трубопроводами, которые будут препятствовать развитию этих территорий в будущем.
- Индивидуальное и коллективное жилое пространство: нехватка качественного жилья по доступным ценам, отсталые стандарты строительства жилья, не соответствующие требованиям населения, работающего в пятом технологическом укладе; коммунальная инфраструктура малоэффективна и инертна; потеря идентичности массовой застройки; практически нет идей развития поселений, соответствующих стандартам шестого технологического уклада.
- Коллективное пространство торговой и социальной сферы: недостаток объектов образования, культуры, досуга, большое количество ранее построенных объектов, требующих реконструкции.
- Производственное пространство: избыток пространств, созданных под предприятия четвертого технологического уклада (пример - цеха заводов ОАО "КАМАЗ"); нехватка пространств для малого и среднего бизнеса; нехватка экологически чистых пространств; ориентация в ряде приграничных районов Республики Татарстан на интеграцию в систему хозяйственных связей соседних регионов.
(в ред. Закона РТ от 05.04.2019 N 31-ЗРТ)
- Транспортно-коммуникационное пространство:
потеря управления качеством пространства, деградация благоустройства, потеря пешеходных путей сообщения, перегрузка индивидуальным автомобильным пространством;
недостаток "якорных пространств", обеспечивающих идентичность мест коммуникаций; недостаточная скорость сообщения как на внутренних, так и на внешних связях;
ослабление роли общественного транспорта;