Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ, СИСТЕМ КОММУНИКАЦИЙ, АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

В условиях усиливающейся территориальной конкуренции устойчивость орловской экономики во многом зависит от способности региона выстраивать новую, соответствующую требованиям третьего тысячелетия, структуру, в том числе за счет применения кластерного подхода в проводимой руководством области промышленной политике.

В настоящее время происходит осознание значимости кластеризации в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики, в развитии ее инновационной составляющей, важности государственной роли в развитии и поддержке кластерных процессов. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность кластеризации в повышении конкурентоспособности экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Несомненное преимущество кластерного подхода заключается в возможности решения проблем недостаточности инвестиционных, кадровых, энергетических, сырьевых и других ресурсов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года кластеры являются главным объектом государственной политики стимулирования инноваций: за счет поддержки не просто групп предприятий, но и эффективных взаимосвязей между участниками инновационной системы.

Преимущество кластерного подхода применительно к развитию региональной экономики заключается в ориентации на развитие малого и среднего высокотехнологичного и инновационного промышленного бизнеса, а также в формировании региональной сети технопарков, индустриальных зон и промышленных парков как элементов кластеризации региональных производственных сетей. Кластерный подход предполагает создание эффективной системы стимулирования развития конкурентоспособных направлений региональной экономики, результатом чего станет максимальное использование конкурентных преимуществ региона и, как следствие, общий рост его конкурентоспособности.

Неотъемлемой частью обеспечения развития кластеров как инструмента реализации приоритетов инновационного развития регионов является законодательная поддержка инструментов реализации научно-технического и инновационного потенциала, стимулирование спроса на инновации, коммерциализации инновационных технологий, предоставление налоговых льгот, создание системы подготовки квалифицированных кадров для обеспечения устойчивого развития инновационной экономики. Важнейшим фактором выступает повышение инвестиционной привлекательности территорий инновационных кластеров путем развития транспортной, социальной, жилищной инфраструктуры, повышения уровня и улучшения качества жизни населения.

Концепция развития научно-промышленного кластера специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности Орловской области (далее - Концепция) очерчивает рамочные условия формирования научно-промышленного кластера специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности Орловской области (далее также - кластер), обозначает стратегические цели и задачи развития кластера, а также предлагает возможные организационные шаги по их достижению. При этом Концепция не является программным документом, включающим полный и исчерпывающий набор решений, необходимых для эффективной работы кластера.

Концепция разработана в соответствии с положениями Методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (26 декабря 2008 года N 20615-ак/д19).

При разработке Концепции были учтены положения Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.