Внешними условиями, влияющими на отраслевое развитие на территории области, являются социально-экономические и политические требования современной России, действующие нормативные правовые акты.
Ситуация в России в период с 80-х по 90-е годы XX века характеризуется изменением политического и экономического строя, направленного на развитие рыночной экономики и прозрачности демократических процедур.
Экономика за последние 25 лет стала более эффективной, множество разнообразных рыночных субъектов, крупных и мелких, частных и государственных (муниципальных), с разными организационно-правовыми формами, целями и интересами, достигают каждый своих целей, и одновременно результаты их деятельности складываются в некоторое планируемое общественно значимое целое.
В сфере градостроительной деятельности субъекты рыночной деятельности вкладывают денежные средства в строительство градообразующих объектов, реконструкцию существующих и в другие сферы жизни общества. Одним из главных критериев эффективности в рыночных условиях становится объем инвестиций, направление их вложений, последствия инвестиционных процессов.
Только в современный период отрасль приобретает свою значимость как один из инструментов урегулирования взаимных интересов и разногласий участников градостроительной деятельности. Государственный интерес в развитии отрасли неоспорим - решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, взаимодействие интересов субъектов Российской Федерации в соответствии с общей социально-экономической стратегией России, уделение внимания развитию различных форм местного самоуправления, регулирование расселения в условиях формирования "смешанной" (социальной) рыночной экономики. Перечисленные тенденции взаимных интересов являются основополагающими во внутренней политике государства.
Баланс общественных и частных интересов в регламентировании прав на использование участков и другой недвижимости в построении процедур градостроительного проектирования становится одним из важнейших факторов, определяющих эффективность развития всех уровней экономики - достатка семей, малого, среднего и крупного частного бизнеса, муниципального и областного бюджетов.
Общество вступило в градостроительные отношения с федеральными, региональными и, прежде всего, с муниципальными властями. Период с 2004 по 2008 годы характеризуется ростом законотворческой деятельности в сфере земельных отношений, градостроительстве, местном самоуправлении.
Впервые Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепил обязательность наличия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки для органов местного самоуправления и определил ответственность за их отсутствие. Так, с 1 января 2010 года при отсутствии утвержденных генеральных планов не допускается принятие решения органами местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую; с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки не допускается выделение земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Следовательно, органы местного самоуправления не смогут реализовать свои полномочия, а граждане - свои права.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на уровень субъекта передан ряд полномочий в сфере архитектуры и градостроительства, а именно: по организации и проведению государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законом области от 1 мая 2006 года N 1446-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области" определены основные требования к деятельности в области градостроительства.
Постановлением Правительства области от 20 марта 2006 года N 241 "Об утверждении структуры органа в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации на территории Вологодской области" и постановлением Правительства области от 22 января 2007 года N 81 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 20 марта 2006 года N 241" установлено, что органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия по государственной экспертизе и государственному контролю, является Главное управление.
Названные внешние условия предполагают форсирование действий по развитию отрасли в целом как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований.