(с изменениями на 28 ноября 2023 года)
(в ред. Постановления КМ РТ от 28.11.2023 N 1524)
В целях развития профессионального образования и профессиональных навыков выпускников профессиональных образовательных организаций, организации сетевой формы реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан.
2. Министерству образования и науки Республики Татарстан ежегодно, до 15 декабря, представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе выполнения настоящего Постановления.
3. Руководителям республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, осуществить мероприятия по организации и проведению дуального обучения учащихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан.
(в ред. Постановления КМ РТ от 28.11.2023 N 1524)
4. Предложить руководителям организаций Республики Татарстан принять участие в мероприятиях по организации и проведению дуального обучения.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(в ред. Постановления КМ РТ от 28.11.2023 N 1524)
1.1. Порядок осуществления дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан (далее - Учащиеся), разработан в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, и хозяйствующими субъектами, муниципальными образованиями Республики Татарстан.
Настоящий Порядок определяет порядок осуществления дуального обучения учащихся очной формы обучения, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее - ОП СПО), профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования Республики Татарстан, подведомственными республиканским органам исполнительной власти (далее - Образовательная организация) в организациях Республики Татарстан всех организационно-правовых форм и форм собственности (далее - Предприятие).
(в ред. Постановления КМ РТ от 28.11.2023 N 1524)
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на Образовательные организации, реализующие ОП СПО в соответствии с государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.
1.3. Под дуальным обучением в настоящем Порядке понимается сетевая форма реализации ОП СПО, основанная на взаимодействии Предприятий, Образовательных организаций и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОП СПО.
1.4. Дуальное обучение реализуется в соответствии с программой, разрабатываемой и утверждаемой Образовательной организацией совместно с Предприятием и предусматривающей:
1.4.1. Обеспечение выполнения основных требований ФГОС СПО.
1.4.2. Совмещение обучения учащихся на базе Предприятия и на базе Образовательной организации.
1.4.3. Приобретение Учащимися практического опыта наряду с формированием профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности).
1.5. Программа дуального обучения, разрабатываемая Образовательной организацией по согласованию с Предприятием, должна предусматривать:
1.5.1. Формирование у Учащегося общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;
1.5.2. Приобретение Учащимся практического опыта с учетом содержания модулей ОП СПО в соответствии с ФГОС СПО.
1.6. Программа дуального обучения предусматривает совмещение обучения на базе Предприятия и Образовательной организации по дням (неделям, месяцам), определяемым программой дуального обучения, при условии обеспечения выполнения ФГОС СПО.
1.7. Основной целью реализации Образовательной организацией дуального обучения является формирование у Учащегося общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также приобретение Учащимся практических навыков работы в соответствующей области с учетом содержания модулей ОП СПО в соответствии с ФГОС СПО.
1.8. Основные задачи организации и проведения дуального обучения Учащихся Образовательной организации на Предприятиях:
1.8.1. Комплексное освоение Учащимся всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;
1.8.2. Качественное улучшение уровня профессиональной подготовки выпускников Образовательных организаций СПО;
1.8.3. Координация и адаптация учебно-производственной деятельности Образовательных организаций к условиям производства на Предприятии.
1.9. Ответственность за организацию и проведение дуального обучения Учащихся несут в соответствии с законодательством руководители Образовательных организаций и Предприятий.
2.1. Реализация дуального обучения осуществляется Образовательными организациями в соответствии с:
2.1.1. Законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан;
2.1.2. Настоящим Порядком;
2.1.3. Положениями о дуальном образовании, действующими в Образовательных организациях и на Предприятиях, программой дуального обучения, рабочим учебным планом по профессии (специальности), годовым календарным графиком, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, приказами Министерства образования и науки Республики Татарстан, Образовательных организаций и Предприятий;
2.1.4. Договорами об организации дуального обучения, заключаемыми между Предприятиями и Образовательными организациями. Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
2.1.5. Ученическими договорами о дуальном обучении, заключаемыми в соответствии с законодательством между Учащимся и Предприятием. Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.2. В целях организации и проведения дуального обучения Образовательная организация:
2.2.1. Разрабатывает и утверждает положение о дуальном обучении;
2.2.2. Ежегодно, до 1 августа текущего года, составляет и подписывает договор об организации дуального обучения с Предприятием (по согласованию). Настоящим Порядком предлагается заключать указанный договор по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
2.2.3. Совместно с Предприятием разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;
2.2.4. Согласовывает с Предприятием срок, количество и списочный состав Учащихся, направляемых на Предприятие для дуального обучения;
2.2.5. Содействует заключению ученических договоров о дуальном обучении между Учащимся и Предприятием;
2.2.6. Издает приказы об организации дуального обучения, о направлении Учащегося на Предприятие и о закреплении за каждой группой Учащихся кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей) по согласованию с Предприятием;
2.2.7. Обеспечивает реализацию программы дуального обучения на своей базе в части, установленной договором об организации дуального обучения и программой дуального обучения;
2.2.8. Несет в соответствии с законодательством ответственность за получение Учащимся в полном объеме образования в соответствии с ФГОС СПО, учебным планом и программой дуального обучения; за выдачу документа (свидетельства) об уровне квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена студентом (в случае, если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности по результатам освоения модуля ОП СПО предусмотрено освоение рабочей профессии);
2.2.9. Отвечает в соответствии с законодательством за соблюдение Учащимся при получении дуального обучения действующих на Предприятии правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов, действующих на Предприятии, требований по использованию имущества Предприятия;
2.2.10. Обеспечивает выполнение Учащимся указаний мастера производственного обучения, преподавателя, наставника, касающихся процесса обучения и производственного процесса на Предприятии;
2.2.11. Содействует обеспечению реализации куратором (мастером производственного обучения или преподавателем) в пределах предоставленных ему полномочий ФГОС СПО программы дуального обучения, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника Учащегося, систематическому внесению данных об успеваемости Учащегося в журнал практических занятий);
2.2.12. Совместно с Предприятием организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей Учащихся, освоенных им в процессе дуального обучения;
2.2.13. Обеспечивает учет результатов освоения программы дуального обучения при итоговой аттестации Учащегося;
2.2.14. Представляет до 15 ноября текущего года согласованный с Предприятием ежегодный отчет о проведении дуального обучения за прошедший учебный год республиканскому органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя Образовательной организации.