ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2015 года N 197


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 24 ИЮНЯ 2014 Г. N 301


Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Тыва от 24 июня 2014 года N 301 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы" следующие изменения:

1) в пункте 2 постановления слова "Дамба-Хуурака А.П." заменить словами "Натсак О.Д.";

2) в государственной программе Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа):

а) в паспорте Программы:

позицию "Соисполнители Программы" изложить в следующей редакции:

"Соисполнители Программы

-

Министерство строительства Республики Тыва, центры социальной помощи семье и детям";


позицию "Распорядители бюджетных средств Программы" дополнить словами ", Министерство строительства Республики Тыва";

позицию "Программно-целевые инструменты" дополнить абзацем следующего содержания:

"Закон Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

в позиции "Основные цели Программы" слова "обеспечение жильем" заменить словами "государственная поддержка решения жилищной проблемы", дополнить абзацем следующего содержания:

"государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";

позицию "Основные задачи Программы" дополнить абзацами следующего содержания:

"реализация комплекса мер по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание и учет специализированного жилищного фонда Республики Тыва;

координация государственных и муниципальных заказов на строительство жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений";

позицию "Основные целевые индикаторы Программы" изложить в следующей редакции:

"Основные целевые индикаторы Программы

-

сокращение численности безнадзорных детей до 18 лет с 249 до 120 человек;
сокращение численности безнадзорных детей, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, с 241 до 120 человек;
увеличение удельного веса детей, прошедших социальную реабилитацию в специальных учреждениях для несовершеннолетних, к общему числу безнадзорных и беспризорных детей с 98,3 до 100 процентов;
увеличение численности семей Республики Тыва с 85389 до 94000 семей;
сокращение численности семей, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей Республики Тыва с 1800 до 1600 семей;
сокращение удельного веса семей, находящихся в социально-опасном положении, в общей численности семей Республики Тыва с 2,1 до 1,7 процента;
увеличение удельного веса семей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общей численности семей Республики Тыва с 37,5 до 41,4 процента;
увеличение доли детей школьного возраста (от 6 до 15 лет), отдохнувших в оздоровительных учреждениях различного типа, из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 25,1 до 25,4 процента;
увеличение доли оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, с 54 до 55 процентов;
увеличение численности приемных семей в Республике Тыва с 70 до 100 единиц;
увеличение численности детей, устроенных в семью, при всех формах устройства, которым назначается единовременное пособие, до 1287 детей, в том числе по годам: в 2014 году - 430 детей, в 2015 - 397, в 2016 - 460 детей;
увеличение доли детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общего количества детей, состоящих на учете в органах социальной защиты, с 7,5 до 10,9 процента;
увеличение доли получателей услуг, удовлетворенных качеством и доступностью социальных услуг, оказанных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, с 70 до 70,4 процента;
увеличение доли детей, устроенных в семьи, из выявленных детей, с 71,4 до 82 процентов;
поступление налоговых доходов в местные бюджеты Республики Тыва (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, плата за загрязнение окружающей среды, госпошлина, штрафы и пени) до 3141,3 тыс. рублей, в том числе по годам в 2014 г. - 981,7 тыс. рублей, в 2015 году - 1079,8 тыс. рублей, в 2016 году - 1079,8 тыс. рублей;
установка приборов учета тепловой энергии в 2015 году в трех центрах социального обслуживания: ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям г. Ак-Довурака", ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям г. Кызыла", ГБУ Республики Тыва "Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей";
увеличение доли детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, в 2014 - 2016 годах (в том числе по годам: в 2014 г. - 404 чел., 2015 г. - 338 чел., 2016 г. - 349 чел.);
создание 1440 рабочих мест при строительстве домов для детей-сирот, в том числе по годам:
2014 г. - 480 мест;
2015 г. - 480 мест;
2016 г. - 480 мест.";


позицию "Основные мероприятия Программы" изложить в следующей редакции:

"Основные мероприятия Программы

-

профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
создание комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;
социальная поддержка семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
организация летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе учреждений социальной помощи семье и детям и других типов лагерей;
выплата ежемесячного пособия на детей от 0 до 16 (18) лет;
выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, а также выплата единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности;
выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
выплата единовременного пособия при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения;
содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье;
содержание учреждений, оказывающих социальные услуги семьям, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: установка приборов учета тепловой энергии в 2015 году: ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям г. Ак-Довурака", ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям г. Кызыла", ГБУ Республики Тыва "Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей";
обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений";


позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования составляет 5617401,40 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 1580448,00 тыс. рублей;
2015 г. - 1986983,10 тыс. рублей;
2016 г. - 2049970,30 тыс. рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета 2625698,80 тыс. рублей:
2014 г. - 696402,40 тыс. рублей;
2015 г. - 949597,10 тыс. рублей;
2016 г. - 979699,30 тыс. рублей,
средства республиканского бюджета 2991702,60 тыс. рублей:
2014 г. - 884045,60 тыс. рублей;
2015 г. - 1037386,00 тыс. рублей;
2016 г. - 1070271,00 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 1 "Дети Тувы" на 2014 - 2016 годы":
общий объем финансирования по подпрограмме составит 2682,80 тыс. рублей из республиканского бюджета:
2014 г. - 854,30 тыс. рублей,
2015 г. - 900,0 тыс. рублей,
2016 г. - 928,50 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 2 "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2014 - 2016 годы":
общий объем финансирования по подпрограмме составит 91420,50 тыс. рублей, в том числе:
2014 г. - 30154,60 тыс. рублей;
2015 г. - 30155,00 тыс. рублей;
2016 г. - 31110,90 тыс. рублей,
из них средства федерального бюджета 26574,60 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 26574,60 тыс. рублей;
2015 г. - 0,00 тыс. рублей;
2016 г. - 0,00 тыс. рублей,
средства республиканского бюджета 64845,90 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 3580,0 тыс. рублей;
2015 г. - 30155,00 тыс. рублей;
2016 г. - 31110,90 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 3 "Социальная защита отдельных категорий граждан и семей с детьми Республики Тыва на 2014 - 2016 годы":
общий объем финансирования подпрограммы составит 3776477,90 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 953186,20 тыс. рублей;
2015 г. - 1389620,50 тыс. рублей;
2016 г. - 1433671,20 тыс. рублей,
средства федерального бюджета 2003049,40 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 440656,90 тыс. рублей;
2015 г. - 769007,50 тыс. рублей;
2016 г. - 793385,00 тыс. рублей,
средства республиканского бюджета 1773428,50 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 512529,30 тыс. рублей;
2015 г. - 620613,00 тыс. рублей;
2016 г. - 640286,20 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 4 "О мерах по улучшению социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы":
общий объем финансирования подпрограммы составит 535602,10 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, из них:
2014 г. - 152616,40 тыс. рублей;
2015 г. - 188505,00 тыс. рублей;
2016 г. - 194480,70 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы 5 "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2014 - 2016 годы":
общий объем финансирования подпрограммы составит 1211218,10 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 443636,50 тыс. рублей;
2015 г. - 377802,60 тыс. рублей;
2016 г. - 389779,00 тыс. рублей,
средства федерального бюджета 596074,80 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 229170,90 тыс. рублей;
2015 г. - 180589,60 тыс. рублей;
2016 г. - 186314,30 тыс. рублей,
средства республиканского бюджета 615143,30 тыс. рублей, из них:
2014 г. - 214465,60 тыс. рублей;
2015 г. - 197213,00 тыс. рублей;
2016 г. - 203464,70 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат корректировке, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва";


позицию "Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности" изложить в следующей редакции:

"Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

повышение эффективности деятельности по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия на основе ежегодного проведения не менее 5 различных семинаров, "круглых столов" и не менее 2 конкурсов, презентаций программ по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия;
повышение статуса семьи, формирование позитивного имиджа семьи;
развитие и пропаганда семейных ценностей и традиций;
возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, семейных отношений;
ежегодное направление 3 детей - воспитанников учреждений социального обслуживания семьи и детей в г. Москву для участия в Кремлевской елке;
участие детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во всероссийских и в региональных фестивалях, спартакиадах, конкурсах;
создание условий для эффективного обмена опытом между вожатыми, имеющими практические навыки работы, и теми, кто выступает в роли вожатого впервые;
увеличение доли детей, отдохнувших в оздоровительных учреждениях различного типа;
увеличение доли детей, охваченных различными формами отдыха, оздоровления и занятости;
повышение уровня обеспеченности детских оздоровительных учреждений подготовленными кадрами;
увеличение численности приемных семей в Республике Тыва с 70 до 100 единиц;
увеличение численности детей, устроенных в семьи, при всех формах устройства, которым назначается единовременное пособие, до 1 287 детей, в том числе по годам: в 2014 г. - 430 детей, в 2015 г. - 397, в 2016 г. - 460 детей;
создание условий для предоставления качественных социальных услуг;
улучшение социального, материального положения и социально-психологического статуса семей, детей и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
организация информационной и методической обеспеченности учреждений социального обслуживания Республики Тыва;
повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
создание специализированного жилищного фонда;
строительство 36003 кв. м площади жилья и обеспечение жильем 1091 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;
создание 1440 рабочих мест при строительстве домов для детей-сирот, в том числе по годам:
2014 г. - 480 мест;
2015 г. - 480 мест;
2016 г. - 480 мест";


б) в Программе:

разделы I - IV изложить в следующей редакции:

"I. Характеристика состояния социальной политики Республики Тыва

В Республике Тыва семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранения достигнутых социальных гарантий.

На учете в органах социальной защиты населения на 1 декабря 2013 г. состоят 33097 малоимущих семей, в которых проживает более 49556 детей; из них 16227 семей - неполные, в которых проживают более 22994 детей; в 2,2 тыс. семьях воспитываются 2,3 тыс. детей-инвалидов.

Решение проблем семейной политики программным методом позволит осуществить переход от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им условий, соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.

В целях улучшения социальной поддержки материнства и детства в республике осуществляется реализация ряда федеральных и республиканских законов, направленных на оказание дополнительной материальной поддержки гражданам, имеющим детей.

В соответствии с данными нормативными правовыми актами в республике выплачиваются 7 видов пособий и компенсаций семьям с детьми. В 2013 году из средств республиканского бюджета направлено на социальную поддержку семей с детьми, в частности, на выплату ежемесячного пособия на ребенка, около 168 млн. рублей.

В Республике Тыва проживают 85389 семей, в них воспитываются 110667 несовершеннолетних детей, в том числе многодетных семей, имеющих в своем составе 3 и более детей, - 30182 семьи, крайне бедных - 2789, неблагополучных - 831, неполных - 7703 семьи. В современных условиях этим семьям необходима адресная и целенаправленная поддержка через предоставление основных видов социальных услуг, создание условий для самореализации семей.

Для обеспечения потребности в социальных услугах семей с несовершеннолетними детьми в Республике Тыва действует 19 учреждений социального обслуживания семьи и детей. В них предусмотрено 461 место, в том числе 222 - в стационарных отделениях, 239 - в отделениях с дневным пребыванием.

Для предоставления различных социальных, правовых, консультационных и психологических услуг учреждения социального обслуживания семьи и детей в своей структуре имеют 16 стационарных отделений для несовершеннолетних на 222 места; 19 отделений с дневным пребыванием детей на 239 мест; 18 отделений срочной социальной помощи и социального обслуживания на дому; 1 отделение медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Начиная с 2010 года активно развивается сеть служб, оказывающих населению и детям экстренную психолого-педагогическую помощь по телефону. Детский "телефон доверия" в Республике Тыва работает в четырехканальном режиме с консультациями на русском и тувинском языках в следующих ведомствах: ГБУ Республики Тыва "Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей" Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семьи и детей" Улуг-Хемского кожууна, Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал", РГРУЗ "Республиканская психиатрическая больница".

Анализ обращений граждан на "телефон доверия" показывает его востребованность. С момента создания поступило 43916 обращений. Наибольший удельный вес приходится на звонки, касающиеся проблем взаимоотношения ребенка со сверстниками. На втором месте - проблемы детско-родительских отношений. Начиная со II квартала 2012 г. ведется сбор и анализ информации. По состоянию на 1 октября 2014 г. по суицидальной тематике поступило 358 обращений, что составило 0,87 процента от общего числа обращений за отчетный период, из которых 141 обращение от детей-подростков.

Одной из самых результативных форм организации работы по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности, криминального поведения подростков являются группы дневного пребывания.

В 2013 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей действовало 19 отделений дневного пребывания, в которых курс реабилитации прошли 5645 детей и подростков.

В условиях круглосуточного пребывания курс социальной реабилитации прошли 2362 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Одной из основных задач является сохранение кровных семей несовершеннолетних. Свыше 90 процентов воспитанников по результатам проведенных реабилитационных мероприятий возвращены в родные семьи.

Необходимо отметить, что из 2822 семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в услугах специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями, лишь 1615 семей с детьми-инвалидами получили услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, поскольку в республике имеется лишь одно специализированное учреждение медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в связи с этим в общей численности оказанных услуг наименьшая их доля предоставлена детям данной категории и их семьям.

Мероприятия Программы по оказанию социальных услуг семьям и детям направлены на создание комплексной системы профилактической, коррекционно-реабилитационной работы на этапе раннего семейного неблагополучия, предупреждения социального сиротства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Создание условий для работы с гражданами и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволит повысить качество и доступность предоставляемых социальных услуг. Социальная значимость этих проблем обуславливает необходимость их решения программными методами, что способствовало бы развитию системы социального обслуживания семей с детьми, межведомственному взаимодействию социальных служб с другими ведомствами и организациями по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной поддержке, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, включая детей-инвалидов.

Мероприятия Программы по работе с данными категориями граждан позволят расширить реабилитационные услуги, внедрить новые технологии социальной работы для улучшения качества жизни граждан.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере проведения оздоровительной кампании детей стала реализация законодательных актов, направленных на проведение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования расходов из федерального и республиканского бюджетов на проведение мероприятий по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявлены эффективные формы отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приняты меры по обеспечению детских оздоровительных учреждений подготовленными кадрами.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции к увеличению доли детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в оздоровительных учреждениях различного типа, на 40 процентов, снижению количества преступлений, совершенных подростками, на 17,3 процента.

В настоящее время наиболее востребованными являются детские оздоровительные учреждения, которые имеют надежную материальную базу, привлекательные программы, систему безопасности детей, хорошие условия для физического и нравственного развития. В связи с этим проблемы организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков остаются в числе наиболее острых социальных проблем и требуют решения программными методами.

Следует отметить, что наиболее уязвимыми категориями детей являются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - 50260 детей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 5338 детей, из них проживают в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 353 ребенка; подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, - 772 человека. Более 56 тыс. детей или 51 процент от общего количества детей нуждаются в особой заботе государства. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.

Вместе с тем, дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и реализации права на развитие их природных задатков, создании благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития. Воздействие социально-экономических, экологических, социально-психологических факторов, ухудшение структуры питания и ослабление внимания к проблеме полноценного и рационального питания в последнее десятилетие привело к прогрессирующему ухудшению здоровья детей.

Социальные и экономические проблемы общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его воздействие на воспитание детей.

В настоящее время наиболее острыми проблемами семьи являются:

проблемы взаимоотношений в семье;

детско-родительские и супружеские конфликты;

педагогическая несостоятельность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, жестокого обращения с ними, алкоголизации родителей. С каждым годом увеличивается количество случаев жестокого обращения с детьми.

Настоящая Программа направлена на решение комплекса проблем, связанных с развитием, защитой и социальным обслуживанием населения нашей республики, в части обеспечения предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Тыва, мер социальной поддержки в виде пособий, ежемесячных денежных выплат, обеспечения отдыхом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей.

Вопрос обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на сегодняшний день в Республике Тыва является одним из наиболее острых.

Настоящая Программа разработана для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2014 - 2016 годы по договорам найма специализированных жилых помещений, что позволит решить важные проблемы, в частности, по снижению очереди (задолженности) по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.



II. Цели, задачи и сроки реализации Программы


Основные цели Программы:

создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

развитие и повышение эффективности системы отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение предоставления отдельным категориям граждан и семьям с детьми, проживающим на территории Республики Тыва, мер социальной поддержки в виде пособий, ежемесячных денежных выплат;

повышение качества и эффективности социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Основные задачи Программы:

обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»