ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 года N 197
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 24 ИЮНЯ 2014 Г. N 301
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Тыва от 24 июня 2014 года N 301 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы" следующие изменения:
1) в пункте 2 постановления слова "Дамба-Хуурака А.П." заменить словами "Натсак О.Д.";
2) в государственной программе Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа):
а) в паспорте Программы:
позицию "Соисполнители Программы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители Программы | - | Министерство строительства Республики Тыва, центры социальной помощи семье и детям"; |
позицию "Распорядители бюджетных средств Программы" дополнить словами ", Министерство строительства Республики Тыва";
позицию "Программно-целевые инструменты" дополнить абзацем следующего содержания:
"Закон Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
в позиции "Основные цели Программы" слова "обеспечение жильем" заменить словами "государственная поддержка решения жилищной проблемы", дополнить абзацем следующего содержания:
"государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";
позицию "Основные задачи Программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"реализация комплекса мер по обеспечению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание и учет специализированного жилищного фонда Республики Тыва;
координация государственных и муниципальных заказов на строительство жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений";
позицию "Основные целевые индикаторы Программы" изложить в следующей редакции:
"Основные целевые индикаторы Программы | - | сокращение численности безнадзорных детей до 18 лет с 249 до 120 человек; |
позицию "Основные мероприятия Программы" изложить в следующей редакции:
"Основные мероприятия Программы | - | профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства; |
позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования составляет 5617401,40 тыс. рублей, из них: |
позицию "Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности" изложить в следующей редакции:
"Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | повышение эффективности деятельности по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия на основе ежегодного проведения не менее 5 различных семинаров, "круглых столов" и не менее 2 конкурсов, презентаций программ по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия; |
б) в Программе:
разделы I - IV изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика состояния социальной политики Республики Тыва
В Республике Тыва семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранения достигнутых социальных гарантий.
На учете в органах социальной защиты населения на 1 декабря 2013 г. состоят 33097 малоимущих семей, в которых проживает более 49556 детей; из них 16227 семей - неполные, в которых проживают более 22994 детей; в 2,2 тыс. семьях воспитываются 2,3 тыс. детей-инвалидов.
Решение проблем семейной политики программным методом позволит осуществить переход от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им условий, соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
В целях улучшения социальной поддержки материнства и детства в республике осуществляется реализация ряда федеральных и республиканских законов, направленных на оказание дополнительной материальной поддержки гражданам, имеющим детей.
В соответствии с данными нормативными правовыми актами в республике выплачиваются 7 видов пособий и компенсаций семьям с детьми. В 2013 году из средств республиканского бюджета направлено на социальную поддержку семей с детьми, в частности, на выплату ежемесячного пособия на ребенка, около 168 млн. рублей.
В Республике Тыва проживают 85389 семей, в них воспитываются 110667 несовершеннолетних детей, в том числе многодетных семей, имеющих в своем составе 3 и более детей, - 30182 семьи, крайне бедных - 2789, неблагополучных - 831, неполных - 7703 семьи. В современных условиях этим семьям необходима адресная и целенаправленная поддержка через предоставление основных видов социальных услуг, создание условий для самореализации семей.
Для обеспечения потребности в социальных услугах семей с несовершеннолетними детьми в Республике Тыва действует 19 учреждений социального обслуживания семьи и детей. В них предусмотрено 461 место, в том числе 222 - в стационарных отделениях, 239 - в отделениях с дневным пребыванием.
Для предоставления различных социальных, правовых, консультационных и психологических услуг учреждения социального обслуживания семьи и детей в своей структуре имеют 16 стационарных отделений для несовершеннолетних на 222 места; 19 отделений с дневным пребыванием детей на 239 мест; 18 отделений срочной социальной помощи и социального обслуживания на дому; 1 отделение медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Начиная с 2010 года активно развивается сеть служб, оказывающих населению и детям экстренную психолого-педагогическую помощь по телефону. Детский "телефон доверия" в Республике Тыва работает в четырехканальном режиме с консультациями на русском и тувинском языках в следующих ведомствах: ГБУ Республики Тыва "Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей" Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семьи и детей" Улуг-Хемского кожууна, Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал", РГРУЗ "Республиканская психиатрическая больница".
Анализ обращений граждан на "телефон доверия" показывает его востребованность. С момента создания поступило 43916 обращений. Наибольший удельный вес приходится на звонки, касающиеся проблем взаимоотношения ребенка со сверстниками. На втором месте - проблемы детско-родительских отношений. Начиная со II квартала 2012 г. ведется сбор и анализ информации. По состоянию на 1 октября 2014 г. по суицидальной тематике поступило 358 обращений, что составило 0,87 процента от общего числа обращений за отчетный период, из которых 141 обращение от детей-подростков.
Одной из самых результативных форм организации работы по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности, криминального поведения подростков являются группы дневного пребывания.
В 2013 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей действовало 19 отделений дневного пребывания, в которых курс реабилитации прошли 5645 детей и подростков.
В условиях круглосуточного пребывания курс социальной реабилитации прошли 2362 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Одной из основных задач является сохранение кровных семей несовершеннолетних. Свыше 90 процентов воспитанников по результатам проведенных реабилитационных мероприятий возвращены в родные семьи.
Необходимо отметить, что из 2822 семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в услугах специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями, лишь 1615 семей с детьми-инвалидами получили услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, поскольку в республике имеется лишь одно специализированное учреждение медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в связи с этим в общей численности оказанных услуг наименьшая их доля предоставлена детям данной категории и их семьям.
Мероприятия Программы по оказанию социальных услуг семьям и детям направлены на создание комплексной системы профилактической, коррекционно-реабилитационной работы на этапе раннего семейного неблагополучия, предупреждения социального сиротства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Создание условий для работы с гражданами и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволит повысить качество и доступность предоставляемых социальных услуг. Социальная значимость этих проблем обуславливает необходимость их решения программными методами, что способствовало бы развитию системы социального обслуживания семей с детьми, межведомственному взаимодействию социальных служб с другими ведомствами и организациями по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной поддержке, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, включая детей-инвалидов.
Мероприятия Программы по работе с данными категориями граждан позволят расширить реабилитационные услуги, внедрить новые технологии социальной работы для улучшения качества жизни граждан.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере проведения оздоровительной кампании детей стала реализация законодательных актов, направленных на проведение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования расходов из федерального и республиканского бюджетов на проведение мероприятий по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявлены эффективные формы отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приняты меры по обеспечению детских оздоровительных учреждений подготовленными кадрами.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции к увеличению доли детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в оздоровительных учреждениях различного типа, на 40 процентов, снижению количества преступлений, совершенных подростками, на 17,3 процента.
В настоящее время наиболее востребованными являются детские оздоровительные учреждения, которые имеют надежную материальную базу, привлекательные программы, систему безопасности детей, хорошие условия для физического и нравственного развития. В связи с этим проблемы организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков остаются в числе наиболее острых социальных проблем и требуют решения программными методами.
Следует отметить, что наиболее уязвимыми категориями детей являются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - 50260 детей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 5338 детей, из них проживают в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 353 ребенка; подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, - 772 человека. Более 56 тыс. детей или 51 процент от общего количества детей нуждаются в особой заботе государства. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.
Вместе с тем, дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и реализации права на развитие их природных задатков, создании благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития. Воздействие социально-экономических, экологических, социально-психологических факторов, ухудшение структуры питания и ослабление внимания к проблеме полноценного и рационального питания в последнее десятилетие привело к прогрессирующему ухудшению здоровья детей.
Социальные и экономические проблемы общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его воздействие на воспитание детей.
В настоящее время наиболее острыми проблемами семьи являются:
проблемы взаимоотношений в семье;
детско-родительские и супружеские конфликты;
педагогическая несостоятельность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, жестокого обращения с ними, алкоголизации родителей. С каждым годом увеличивается количество случаев жестокого обращения с детьми.
Настоящая Программа направлена на решение комплекса проблем, связанных с развитием, защитой и социальным обслуживанием населения нашей республики, в части обеспечения предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Тыва, мер социальной поддержки в виде пособий, ежемесячных денежных выплат, обеспечения отдыхом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей.
Вопрос обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на сегодняшний день в Республике Тыва является одним из наиболее острых.
Настоящая Программа разработана для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2014 - 2016 годы по договорам найма специализированных жилых помещений, что позволит решить важные проблемы, в частности, по снижению очереди (задолженности) по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основные цели Программы:
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
развитие и повышение эффективности системы отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение предоставления отдельным категориям граждан и семьям с детьми, проживающим на территории Республики Тыва, мер социальной поддержки в виде пособий, ежемесячных денежных выплат;
повышение качества и эффективности социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основные задачи Программы:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;