ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 года N 301
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 16.07.2014 N 331, от 17.04.2015 N 197, от 19.11.2015 N 534, от 18.05.2016 N 171, от 30.12.2016 N 567, от 20.04.2017 N 171)
В целях обеспечения реализации государственной политики в отношении семьи и детей, государственной социальной защиты семьи и детства, организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Натсак О.Д.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 17.04.2015 N 197)
Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 16.07.2014 N 331, от 17.04.2015 N 197, от 19.11.2015 N 534, от 18.05.2016 N 171, от 30.12.2016 N 567, от 20.04.2017 N 171)
(в редакции Постановления Правительства РТ от 20.04.2017 N 171)
Государственная программа Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) определяет цели, задачи, основные направления и функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, государственной социальной защите семьи и детства, организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва |
Государственный заказчик - Программы | - | Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва |
Ответственный исполнитель Программы | - | Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва |
Соисполнители Программы | - | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, центры социальной помощи семье и детям |
Участники Программы | - | органы социальной защиты в муниципальных образованиях Республики Тыва, центры социальной помощи семье и детям по Республике Тыва |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Дети Тувы" на 2014 - 2016 годы; |
Цели Программы | - | создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; |
Задачи Программы | - | обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | сокращение численности безнадзорных детей до 18 лет с 249 до 120 человек; |
Этапы и сроки реализации Программы | - | Программа реализуется в один этап: 2014 - 2016 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем финансирования составляет 5334660,7 тыс. рублей, из них: |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы | - | повышение эффективности деятельности по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия на основе ежегодного проведения не менее 5 различных семинаров, "круглых столов" и не менее 2 конкурсов, презентаций программ по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия; |
(в редакции Постановления Правительства РТ от 17.04.2015 N 197)
В Республике Тыва семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранения достигнутых социальных гарантий.
Всего семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по Республике Тыва на 1 декабря 2013 г. 33097 (на 1 января 2015 г. - 25132) малоимущих семей, в них 49556 детей (на 1 января 2015 г. - 45807); по состоянию на 1 января 2015 г. семей, находящихся в социально опасном положении, 1765, в них 3914 детей; крайне бедных 2728 семей, в них 5874 детей; 20639 малообеспеченных семей, в них 36019 детей.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 18.05.2016 N 171)
Решение проблем семейной политики программным методом позволит осуществить переход от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им условий, соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
В целях улучшения социальной поддержки материнства и детства в республике осуществляется реализация ряда федеральных и республиканских законов, направленных на оказание дополнительной материальной поддержки гражданам, имеющим детей.
В соответствии с данными нормативными правовыми актами в республике выплачивается 8 видов пособий и компенсаций семьям с детьми. В 2013 году из средств республиканского бюджета направлено на социальную поддержку семей с детьми, в частности, на выплату ежемесячного пособия на ребенка, около 168 млн. рублей (2014 г. - 187,1 млн. рублей; 2015 г. - 199,6 млн. рублей).
(в ред. Постановления Правительства РТ от 18.05.2016 N 171)
В Республике Тыва на 1 января 2016 г. проживают 95165 семей (на 1 января 2015 г. - 93879, на 1 января 2014 г. - 85389), в них воспитываются 115792 несовершеннолетних детей (на 1 января 2015 г. - 115880, на 1 января 2014 г. - 110667), в том числе многодетных семей, имеющих в своем составе 3 и более детей, - 31346 (на 1 января 2015 г. - 30900, на 1 января 2014 г. - 30182), крайне бедных - 2560 (на 1 января 2015 г. - 2728, на 1 января 2014 г. - 2789), неблагополучных - 1564 (на 1 января 2015 г. - 1765, на 1 января 2014 г. - 831), неполных - 18880 семей (на 1 января 2015 г. - 13236, на 1 января 2014 г. - 7703). В современных условиях этим семьям оказывается адресная и целенаправленная поддержка через предоставление социальных услуг (предоставление натуральной помощи семьям в виде обеспечения семенным картофелем и семенами овощных культур, а также путем передачи в безвозмездное пользование коровы с теленком), создание условий для самореализации семей.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 30.12.2016 N 567)
Для обеспечения потребности в социальных услугах семей с несовершеннолетними детьми в Республике Тыва действует 19 организаций социального обслуживания семьи и детей. В них предусмотрено 441 место, в том числе 202 - в стационарных отделениях, 239 - в отделениях с дневным пребыванием.
(в ред. постановлений Правительства РТ от 19.11.2015 N 534, от 18.05.2016 N 171)
Для предоставления различных социальных, правовых, консультационных и психологических услуг организации социального обслуживания семьи и детей в своей структуре имеют 18 стационарных отделений для несовершеннолетних на 202 места; 19 отделений с дневным пребыванием детей на 239 мест; 18 отделений срочной социальной помощи и социального обслуживания на дому; 1 отделение медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
(в ред. постановлений Правительства РТ от 19.11.2015 N 534, от 18.05.2016 N 171)
Начиная с 2010 года активно развивается сеть служб, оказывающих населению и детям экстренную психолого-педагогическую помощь по телефону. Детский "телефон доверия" в Республике Тыва работает в четырехканальном режиме с консультациями на русском и тувинском языках в следующих ведомствах: ГБУ Республики Тыва "Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей" Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Центр социальной помощи семьи и детей" Улуг-Хемского кожууна, Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал", РГРУЗ "Республиканская психиатрическая больница".
Анализ обращений граждан на "телефон доверия" показывает его востребованность. С момента создания поступило 63127 обращений. Наибольший удельный вес приходится на звонки, касающиеся проблем взаимоотношений ребенка со сверстниками. На втором месте - проблемы детско-родительских отношений.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 18.05.2016 N 171)
Одной из самых результативных форм организации работы по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности, криминального поведения подростков являются группы дневного пребывания.
В 2013 году в организациях социального обслуживания семьи и детей действовало 19 отделений дневного пребывания, в которых курс реабилитации прошли 5645 детей и подростков.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 19.11.2015 N 534)
В условиях круглосуточного пребывания курс социальной реабилитации прошли 2362 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Одной из основных задач является сохранение кровных семей несовершеннолетних. Свыше 90 процентов (2014 г. - 96 процентов) воспитанников по результатам проведенных реабилитационных мероприятий возвращены в родные семьи.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 18.05.2016 N 171)
Необходимо отметить, что из 2822 семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в услугах специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями, лишь 1615 семей с детьми-инвалидами получили услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, поскольку в республике имеется лишь одно специализированное учреждение медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, в связи с этим в общей численности оказанных услуг наименьшая их доля предоставлена детям данной категории и их семьям.
Мероприятия Программы по оказанию социальных услуг семьям и детям направлены на создание комплексной системы профилактической, коррекционно-реабилитационной работы на этапе раннего семейного неблагополучия, предупреждения социального сиротства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Создание условий для работы с гражданами и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволит повысить качество и доступность предоставляемых социальных услуг. Социальная значимость этих проблем обуславливает необходимость их решения программными методами, что способствовало бы развитию системы социального обслуживания семей с детьми, межведомственному взаимодействию социальных служб с другими ведомствами и организациями по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной поддержке, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, включая детей-инвалидов.
Мероприятия Программы по работе с данными категориями граждан позволят расширить реабилитационные услуги, внедрить новые технологии социальной работы для улучшения качества жизни граждан.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере проведения оздоровительной кампании детей стала реализация законодательных актов, направленных на проведение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования расходов из федерального и республиканского бюджетов на проведение мероприятий по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявлены эффективные формы отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приняты меры по обеспечению детских оздоровительных учреждений подготовленными кадрами.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции к увеличению доли детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в оздоровительных учреждениях различного типа, на 40 процентов, снижению количества преступлений, совершенных подростками, на 17,3 процента.
В настоящее время наиболее востребованными являются детские оздоровительные учреждения, которые имеют надежную материальную базу, привлекательные программы, систему безопасности детей, хорошие условия для физического и нравственного развития. В связи с этим проблемы организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков остаются в числе наиболее острых социальных проблем и требуют решения программными методами.
Следует отметить, что наиболее уязвимыми категориями детей являются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - 50260 детей (2014 г. - 30631, 2015 г. - 45807); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 3928 детей (2014 г. - 4085, 2015 г. - 3938), из них в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают 213 детей (2014 г. - 163, 2015 г. - 182); подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, - 772 человека (2014 г. - 522). Более 56 тыс. детей или 51 процент от общего количества детей нуждаются в особой заботе государства. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 18.05.2016 N 171)
Вместе с тем, дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и реализации права на развитие их природных задатков, создании благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития. Воздействие социально-экономических, экологических, социально-психологических факторов, ухудшение структуры питания и ослабление внимания к проблеме полноценного и рационального питания в последнее десятилетие привело к прогрессирующему ухудшению здоровья детей.
Социальные и экономические проблемы общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его воздействие на воспитание детей.
В настоящее время наиболее острыми проблемами семьи являются:
проблемы взаимоотношений в семье;
детско-родительские и супружеские конфликты;
педагогическая несостоятельность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, жестокого обращения с ними, алкоголизации родителей. С каждым годом увеличивается количество случаев жестокого обращения с детьми.
Настоящая Программа направлена на решение комплекса проблем, связанных с развитием, защитой и социальным обслуживанием населения нашей республики, в части обеспечения предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Тыва, мер социальной поддержки в виде пособий, ежемесячных денежных выплат, обеспечения отдыхом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей.
Вопрос обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на сегодняшний день в Республике Тыва является одним из наиболее острых.
Настоящая Программа разработана для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2014 - 2016 годы по договорам найма специализированных жилых помещений, что позволит решить важные проблемы, в частности, по снижению очереди (задолженности) по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
(в редакции Постановления Правительства РТ от 30.12.2016 N 567)
1. Основные цели Программы:
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
развитие и повышение эффективности системы отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение предоставления отдельным категориям граждан и семьям с детьми, проживающим на территории Республики Тыва, мер социальной поддержки в виде пособий, ежемесячных денежных выплат;
повышение качества и эффективности социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;