1. В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", развитие субъектов малого и среднего предпринимательства определено как одна из "точек роста" экономики Челябинской области по причине их мобильности, способности быстро адаптироваться под ситуацию, создавать новые рабочие места. Организации малого и среднего бизнеса присутствуют во всех отраслях экономики Челябинской области, в их деятельность вовлечены все социальные группы населения.
По итогам 2013 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 124,3 тысячи единиц, в том числе: 38,6 тысячи малых предприятий - юридических лиц, 84,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1 тысяча крестьянских (фермерских) хозяйств, 360 средних предприятий - юридических лиц.
Из числа средних предприятий - юридических лиц 33,1 процента действуют в сфере торговли, 30,8 процента - в обрабатывающих производствах, 15,6 процента приходится на предприятия строительства, транспорта и связи.
Малые предприятия - юридические лица, осуществляющие вид деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", составляют более 43 процентов от всех малых предприятий - юридических лиц. Малые предприятия - юридические лица с основными видами деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составляют в суммарном выражении 11,5 процента от общей численности малых предприятий - юридических лиц, а малые предприятия - юридические лица, осуществляющие вид деятельности "Строительство", - 11,2 процента.
Основной задачей развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По состоянию на 1 января 2014 года среднесписочная численность граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, составила 563,7 тысячи человек (33,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых и средних предприятиях Челябинской области работают более 20 тысяч человек.
В среднем на одном малом предприятии - юридическом лице работают 6 человек, на среднем предприятии - юридическом лице - 99 человек. Наиболее крупными по средней численности работников среди предприятий малого и среднего бизнеса Челябинской области являются:
среди малых предприятий - юридических лиц - предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (14 человек в расчете на одно предприятие), предприятия обрабатывающей промышленности (11 человек в расчете на одно предприятие);
среди средних предприятий - юридических лиц - предприятия в сфере добычи полезных ископаемых (186 человек в расчете на одно предприятие), сельского и лесного хозяйства (151 человек в расчете на одно предприятие), предприятия обрабатывающей промышленности (136 человек в расчете на одно предприятие) и строительные предприятия (120 человек в расчете на одно предприятие).
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий - юридических лиц в 2013 году имела тенденцию к росту. По сравнению с 2012 годом среднемесячная заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 8,8 процента и составила 14,1 тысячи рублей. Среднемесячная заработная плата лиц, работающих на средних предприятиях - юридических лицах, увеличилась незначительно (на 2,6 процента по сравнению с 2012 годом) и составила на 1 января 2014 года 20 тысяч рублей.
Оборот малых предприятий - юридических лиц составил в 2013 году 483,1 млрд. рублей. Наибольший вклад в формирование оборота малых организаций вносят предприятия сферы торговли, обрабатывающие производства и организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом.
Суммарный оборот средних предприятий - юридических лиц в 2013 году составил 87,4 млрд. рублей. Оборот средних предприятий - организаций оптовой и розничной торговли составил 44 процента от суммарного оборота средних предприятий - юридических лиц в 2013 году, доля оборота средних предприятий обрабатывающей промышленности в суммарном обороте предприятий - юридических лиц в 2013 году составила 33,9 процента, а доля оборота средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере строительства, - 7,3 процента.
С каждым годом растет вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Челябинской области. Более трети оборота организаций в Челябинской области составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса.
На малые и средние предприятия приходится:
100 процентов производства нетканых материалов, дверей и дверных коробок из полимерных материалов;
99,9 процента производства окон и оконных коробок, подоконников из полимерных материалов;
88,8 процента производства рыбных пресервов;
53,2 процента оборота оптовой торговли.
Качественное развитие потребительского рынка, включая торговлю и услуги населению, общественное питание, способствует созданию благоприятных условий для продвижения продукции различных отраслей, что оказывает позитивное влияние на экономику в целом.
Существенный вклад потребительского рынка в развитие малого и среднего предпринимательства в регионе объясняется преобладающей долей субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на потребительском рынке, в общей структуре малого и среднего предпринимательства Челябинской области: более 45 процентов от числа малых и средних предприятий - юридических лиц приходится на организации сферы торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса.
Развитие потребительского рынка также содействует повышению уровня занятости населения Челябинской области, обеспечивая рабочими местами значительную часть населения трудоспособного возраста, в том числе граждан, перешедших в статус безработных в результате спада производства, закрытия предприятий и по другим причинам. Зачастую самореализация предприимчивых граждан, молодежи в бизнесе начинается именно с торговли, что свидетельствует о ее значительной роли в обеспечении самозанятости населения. Доля занятых в сфере потребительского рынка среди малых и средних предприятий - юридических лиц превышает 28 процентов. По данным муниципальных образований Челябинской области, за последние три года создано 9,8 тысячи новых рабочих мест в сфере потребительского рынка, в том числе 3,1 тысячи - в 2013 году.
Потребительский рынок - динамично развивающаяся отрасль экономики. По данным муниципальных образований Челябинской области, только в 2013 году создано более 750 новых предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Положительная динамика развития потребительского рынка в последние годы обусловлена ростом денежных доходов населения и заработной платы работников. Так, в 2013 году оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2012 годом на 4,1 процента в сопоставимых ценах (в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 6 процентов) и составил 506,4 млрд. рублей. В структуре источников формирования оборота розничной торговли растет роль торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), - в 2013 году их доля составила 95,7 процента (в 2012 году - 92,7 процента, в 2011 году - 93,1 процента).
В 2012 - 2013 годах увеличивался объем платных услуг, предоставляемых населению. В 2013 году он увеличился по сравнению с 2012 годом на 2,7 процента (в 2012 году прирост составлял 0,2 процента к уровню 2011 года) и составил 120,7 млрд. рублей. Структура платных услуг достаточно устойчива и на 75,1 процента сформирована за счет услуг населению "обязательного" характера (жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи).
Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере общественного питания в 2011 - 2012 годах снизился в сравнении с предыдущими годами. Однако в 2013 году предприятия общественного питания показали положительную динамику - 107,8 процента по отношению к уровню 2012 года с оборотом 20,3 млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка способствует "здоровой" конкуренции в данной отрасли, стабилизации уровня цен, не позволяя крупным "игрокам" (торговым сетям) диктовать свои условия на рынке.
2. Вместе с тем согласно опросам субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимым общественными объединениями предпринимателей, автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив", по результатам исследования предпринимательского климата в России "Индекс ОПОРЫ", проводимого общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", выявлен ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства:
1) нестабильность федерального законодательства;
2) высокий уровень инфляции;