Абакано-Черногорская агломерация (городской округ Абакан, городской округ Черногорск, Усть-Абаканский, Алтайский районы) | 1. Географическое положение. Территория Абакано-Черногорской агломерации расположена в центральной части Минусинской котловины, включает территории г. Абакана, г. Черногорска, п. Усть-Абакан, с. Белый Яр, ряда более мелких населенных пунктов и прилегающие территории Усть-Абаканского и Алтайского районов, на которых расположены функционально связанные с ними производственные и сельскохозяйственные объекты. 2. Обоснование выделения функциональной зоны. Обоснованием для выделения Абакано-Черногорской агломерации является наличие на сравнительно небольшой территории близко расположенных населенных пунктов, объединенных общим рынком, тесными экономическими, социальными и инфраструктурными связями. В соответствии с федеральными программными документами (Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегия развития Сибири до 2020 года) именно городские агломерации представляют собой зоны опережающего экономического роста с акцентом на развитие элементов инновационной экономики. Проект комплексного развития Абакано-Черногорской агломерации подразумевает развитие территории 2 городских округов и 2 муниципальных районов с общей численностью населения около 350 тыс. человек (в перспективе с включением в агломерацию городов Минусинска и Саяногорска появится возможность позволит позиционировать г. Абакан на федеральном уровне в качестве центра 500-тысячной городской системы расселения с обоснованием получения поддержки на развитие города, включая строительство объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры межрегионального значения). 3. Варианты использования территории функциональной зоны. В соответствии с Генеральным планом развития города Абакана, Стратегией развития г. Абакана до 2014 года в городе существует дефицит площадок для развития жилищного строительства. Дальнейшее развитие жилищного строительства может осуществляться за счет уплотнения существующей городской застройки в пределах границ дамбы обвалования путем сноса одноэтажной усадебной застройки. В качестве альтернативы Администрацией города Абакана предлагается развитие жилищного строительства на территориях, непосредственно примыкающих к границам города. В частности, Генеральным планом предусмотрено расширение городской черты в юго-западном направлении за счет присоединения земель с. Чапаево (XI жилой район, 130 га) и Калининской сельской администрации (XII жилой район, 140 га) для малоэтажной жилой застройки. В северном направлении предполагается строительство XIII жилого района (ориентировочно 340 га) на территории с. Калинино, территории западнее аэропорта "Абакан" и территории самого аэропорта. Район может быть использован под жилую многоэтажную застройку после выноса аэропорта на другую площадку. Кроме того, предполагается размещение XV жилого района (ориентировочно 500 га) на осушаемой территории Красноярского водохранилища с развитием многоэтажной застройки при условии выполнения соответствующих мероприятий по инженерной защите. В юго-восточном направлении предполагается включение в границы Абаканского городского округа с. Койбалы с прилегающей к нему территорией АО "Алтайское" (XIV жилой район, 330 га) для застройки жилыми домами усадебного типа. Площадки для развития жилищного строительства города Черногорска имеются в восточном направлении от существующей застройки в сторону автотрассы М-54 и далее в направлении п. Усть-Абакан. Значительные территориальные резервы имеются и в северном направлении. Жилищное строительство в г. Черногорске и других населенных пунктах агломерации предполагается осуществлять в соответствии с Генеральным планом Черногорского городского округа, схемами территориального планирования Усть-Абаканского и Алтайского районов, Генеральными планами Усть-Абаканского городского поселения, Белоярского, Изыхского, Калининского, Сапоговского, Зеленого, Расцветовского, Солнечного, Подсинского сельских поселений. 4. Структура земельного фонда. Развитие жилой застройки г. Абакана в соответствии с предложениями городской администрации потребует перевода в земли населенных пунктов участков земель сельскохозяйственного назначения, а также земель водного фонда. 5. Транспорт. Ключевое значение для развития Абакано-Черногорской агломерации имеет перспектива развития аэропорта. Существующий аэропорт имеет хорошую взлетно-посадочную полосу, способную принимать дальнемагистральные самолеты, однако по величине пассажиропотока Абакан значительно уступает всем региональным центрам Сибири, за исключением Кызыла. В настоящее время при поддержке Росавиации реализуется комплексный проект по реконструкции аэропорта "Абакан", включая реконструкцию взлетно-посадочной полосы, замену светосигнального оборудования, реконструкцию аэровокзального комплекса. В качестве альтернативы Администрацией города Абакана рассматривается возможность выноса аэропорта на новую площадку в Усть-Абаканском районе, в 40 км к юго-западу от города близ аала Доможаков. В настоящее время данное предложение недостаточно обосновано и в связи с этим не может рассматриваться схемой территориального планирования в качестве основного варианта развития инфраструктуры воздушного транспорта. Комплексное развитие автодорожной инфраструктуры подразумевает необходимость строительства автодорожного обхода городов Абакана и Черногорска федеральной трассой М-54. Данная автодорога разгрузит транспортный поток через участок автотрассы М-54 между городами Абакан и Черногорск, который является единственным соединением между северными и южными районами Хакасии. Генеральным планом города Абакана предусмотрен вынос автовокзала в район существующего аэропорта. Для повышения транспортной связности территории агломерации необходимы организация и развитие пригородного железнодорожного сообщения, в частности, с г. Черногорском, г. Минусинском, г. Саяногорском, с. Шира (с реконструкцией и электрификацией соответствующих участков железных дорог). Перспективы возрождения порта г. Абакана определяются планами реконструкции судоподъемника на Красноярской ГЭС, что сделает возможным водное сообщение между Абаканом и Красноярском, а также развитие пассажирских туристических перевозок по Енисею. Опорная ПС 220 кВ "Абакан - Районная" загружена на 57, и резерв мощности на ней составляет 86 МВА, но практически все распределительные ПС 110 кВ загружены более 100% и не позволяют подключить новых потребителей. Схемой планируется интенсивное развитие жилищно-коммунального и промышленного секторов Абакано-Черногорской агломерации, что предполагает значительное увеличение нагрузок на энергетические системы. При планируемой реконструкции системы электроснабжения Абакано-Черногорской агломерации освободится резерв мощности для увеличения объемов жилищного строительства (реконструкция ряда подстанций и перераспределение нагрузок запланировано в "Схеме развития электрических сетей РСК ОАО "Хакасэнерго"). В частности, предполагается строительство 4-го энергоблока на Абаканской ТЭЦ мощностью 110 МВт, строительство ПС "Восточная" 110 кВ, масштабная реконструкция электроподстанций и линий электропередач. Развернутые предложения по строительству электросетевой инфраструктуры на территории Абакано-Черногорской агломерации приведены в разделе "Электроснабжение". 7. Теплоснабжение. Резерв на Абаканской ТЭЦ составляет 85 Гкал/час, резерв отопительных котельных - 24,75 Гкал/час, резерв отопительных котельных Черногорска - 180,3 Гкал/час, что является достаточным для присоединения новых нагрузок. Дополнительные тепловые мощности будут введены в связи со строительством 4-го блока Абаканской ТЭЦ. 8. Водоснабжение и водоотведение. Предполагается развитие централизованной системы водоснабжения от Черногорского месторождения подземных вод, утвержденные запасы которого составляют 287,7 тыс. м3 в сутки. Планируются повышение уровня обеспеченности жилищного фонда системами централизованного водоснабжения и водоотведения, реконструкция канализационных очистных сооружений ГУП "Хакресводоканал". |
9. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 02.03.2012 N 123 | |
10. Инженерно-строительные условия. Территория агломерации обладает сложными инженерно-строительными условиями. Территория г. Абакана находится в зоне риска затопления и подтопления водами Красноярского водохранилища, реки Абакан, Абаканской гидромелиоративной системы. Для защиты города от подтопления функционирует сложный комплекс сооружений инженерной защиты. Обширные территории между г. Абаканом и г. Черногорском заняты гидромелиоративными землями, которые относятся к категории особо ценных сельскохозяйственных угодий, что создает существенные ограничения на застройку данных территорий. Значительная часть земель городов Черногорска и Абакана находится на территории Черногорского угольного месторождения, что создает дополнительные ограничения на застройку соответствующих земельных участков. Для обеспечения градостроительного развития Абакано-Черногорской агломерации рекомендуется рассмотреть вопрос об инженерной защите от подтопления территории поймы Красноярского водохранилища между северной оконечностью защитной дамбы г. Абакана и производственной зоной п. Усть-Абакан. Для обоснования целесообразности строительства указанных гидротехнических сооружений и определения их технических параметров рекомендуется провести соответствующие инженерные изыскания. 11. Экологические ограничения. Агломерация находится в центре Минусинской котловины, которая определяет неблагоприятные условия для рассеивания промышленных выбросов и самоочищения атмосферы. В связи с этим, несмотря на отсутствие крупных предприятий - загрязнителей атмосферного воздуха (за исключением Абаканской ТЭЦ), в Абакане и Черногорске наблюдается высокий уровень загрязнения атмосферы с регулярным превышением допустимых концентраций по бенз(а)пирену, взвешенным веществам, другим компонентам. К основным источникам загрязнения относятся также муниципальные котельные и частный жилой фонд с печным отоплением. Наиболее остро ситуация с качеством атмосферного воздуха проявляется в осенне-зимний период, когда в атмосфере наблюдаются застойные явления, опасные накоплением загрязняющих веществ в приземных слоях атмосферы в течение длительных периодов. При развитии жилой застройки необходимо учитывать санитарно-защитные зоны и зоны негативного влияния на окружающую среду основных предприятий - загрязнителей атмосферного воздуха. 12. Факторы ЧС природного и техногенного характера. Сейсмичность - 7 - 8 баллов (по ОСР-97). Из опасных природных процессов характерны риски затопления и подтопления территории, береговая эрозия. К факторам риска техногенного характера относятся наличие на предприятиях агломерации взрывопожароопасных объектов, наличие на территории г. Черногорска подработанных территорий. К катастрофическим последствиям может привести прорыв плотины Саяно-Шушенской ГЭС. К незатопляемым территориям Абакано-Черногорской агломерации относятся лишь правобережье р. Абакан в районе г. Самохвал и северо-западные окраины Черногорска | |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 02.03.2012 N 123) | |
Саяногорская агломерация (городской округ Саяногорск, Бейский район) | 1. Географическое положение. Город Саяногорск расположен на южной окраине Минусинской котловины, приблизительно в 70 км к югу от Абакана на берегу р. Енисей в предгорьях Саян. 2. Обоснование выделения функциональной зоны. Развитие жилищного строительства на территории городского округа Саяногорск представляется перспективным в силу повышения уровня жилищной обеспеченности населения, притока в город мигрантов, в т.ч. с территорий Красноярского края, приравненных к Крайнему Северу, а также с учетом развития производственных зон города Саяногорска с появлением новых рабочих мест. 3. Варианты использования территории функциональной зоны. Основные направления планировочного развития территории г. Саяногорска подлежат определению в соответствии с Генеральным планом городского округа. Исходя из существующих планировочных ограничений наиболее перспективной представляется застройка в северном направлении. 4. Транспорт. Город Саяногорск соединен с республиканским центром автодорогой Абакан - Саяногорск, имеется автодорожный выход к южным районам Хакасии через автодорогу Саяногорск - Бея - Бондарево - Бельтирское. Через плотину Майнской ГЭС осуществляется автодорожная связь с Шушенским районом Красноярского края с выходом на федеральную автотрассу М-54. Грузовозной железной дорогой Саяногорск - Камышта город соединен с Южно-Сибирской магистралью. Имеется внутригородская пассажирская железнодорожная ветка, соединяющая город с Саянским алюминиевым заводом. Перспективно развитие Саяногорска в качестве транспортного узла в связи с планами строительства межрегионального коридора Кемеровская область - Аскиз - Бея - Саяногорск - Шушенское, предполагающего строительство автодорожных мостов через р. Абакан близ с. Аскиз и через Енисей в створе Кирово - Шушенское. Перспективно развитие интеграции городского округа Саяногорск с республиканской столицей - городом Абаканом посредством повышения интенсивности автобусного сообщения, организации железнодорожного сообщения, возможно, развития водного сообщения по р. Енисей. Необходима реконструкция взлетно-посадочной полосы Саяногорска для нужд малой авиации. 5. Инженерно-строительные условия. Для территории городского округа Саяногорск характерны равнинный, предгорный и горный рельефы с перепадом абсолютных отметок высот от 300 до 900 м. Рельеф затрудняет развитие города в южном направлении, а также развитие п. Майна и п. Черемушки, территориальный резерв развития которых практически исчерпан. Представляют опасность риски затопления, подтопления территории, береговая эрозия в результате колебаний уровня р. Енисей, определяемых режимом работы Саяно-Шушенской ГЭС. Сейсмичность - 7 - 9 баллов (по ОСР-97). Представляют опасность обвалы, осыпи, сходы лавин. К катастрофическим последствиям может привести прорыв плотины Саяно-Шушенской ГЭС. 6. Экологические ограничения. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха вблизи г. Саяногорска является производственная площадка "РУСАЛ-Саяногорск", на которой расположены Саянский и Хакасский алюминиевые заводы, а также котельная "Теплоресурс", являющаяся одним из основных источников теплоснабжения города. По итогам многочисленных исследований прямого негативного влияния деятельности алюминиевого завода на здоровье населения не выявлено. В качестве примера можно привести сводное заключение межведомственной комиссии "О состоянии экологической обстановки в районе деятельности АО "СаАЗ", утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 1997 г. N 217. Согласно проекту генерального плана городского округа Саяногорск внешняя граница развития жилой застройки в северном направлении ограничена зоной негативного влияния алюминиевого завода, выраженной в виде расчетной изолинии в 0,1 ПДК |