Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)" (с изменениями на: 27.09.2016)


      I. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Новгородской области (2013 - 2018 годы)"


1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Новгородской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 18 января 2013 года N 21 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", Приказом Минтруда России от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".

Реализация "дорожной карты" направлена на развитие, обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов, семей в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем проведения эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа социального работника.

Одним из основных мероприятий для решения поставленных задач является обновление и приведение нормативных правовых актов Новгородской области в соответствие Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Актуальными являются проведение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, осуществление эффективного контроля за их предоставлением, укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания.

2. Проблемы в сфере социального обслуживания населения области обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. В Новгородской области продолжается сокращение численности населения и сохраняется тенденция старения населения, численность пенсионеров постоянно увеличивается и составляет по состоянию на 1 января 2016 года 204,8 тыс. человек, в том числе 172,0 тыс. человек - старше трудоспособного возраста (33,3 % и 27,9 % общей численности населения области соответственно). На учете в органах социальной защиты населения области состоит 16,95 тыс. семей с детьми, получающих государственную поддержку, из них 4,818 тыс. семей - многодетные семьи, 2,426 тыс. семей имеют детей-инвалидов.

В период 2009 - 2015 годов в целях повышения эффективности социального обслуживания населения области создано путем изменения типа существующих 35 областных автономных учреждений, 4 неэффективно работающих учреждения ликвидированы, к 2015 году 43 учреждения реорганизованы путем слияния или присоединения к другим учреждениям. В результате проведенной работы число организаций социального обслуживания государственной системы социальных служб области (далее - государственные организации) сократилось на 45,0 %.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" сформирован реестр поставщиков социальных услуг Новгородской области (далее - реестр), в который по состоянию на 1 апреля 2016 года включены 39 организаций, из которых 37 - государственные организации, 2 - негосударственные организации.

В Новгородской области сохраняется очередь граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социального обслуживания. По состоянию на 1 января 2016 года очередь в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, составляет 204 человека, на получение социальных услуг на дому - 0 человек;

2.2. Повышение качества социального обслуживания в определенной степени зависит от возможности привлечения в систему социального обслуживания населения высококвалифицированных кадров.

По сравнению с 2014 годом в 2015 году среднесписочная численность социальных работников в Новгородской области сократилась и составила 501 человек. Это произошло вследствие введения в 2014 году новых норм труда социальных работников и актуализации штатных расписаний организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание.

Повышение среднемесячной заработной платы социальных работников производится в соответствии с контрольными показателями реализации "дорожной карты". В 2015 году средняя заработная плата социальных работников составила 15002 рубля в месяц, что составило 63,9 % средней заработной платы в экономике региона. Дальнейшее выполнение контрольных показателей заработной платы социальных работников потребует значительных усилий по привлечению дополнительных средств путем оказания платных услуг, направления средств от оптимизации организаций, проведения мероприятий по нормированию труда;

2.3. Материально-техническая база государственных организаций социального обслуживания требует модернизации. По состоянию на 1 января 2016 года 3 здания государственных организаций социального обслуживания нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте, 19 зданий требуют текущего ремонта. Здания, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии, отсутствуют;

2.4. На территории Новгородской области 32 организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание: 5 психоневрологических интернатов, 7 домов-интернатов, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, 16 комплексных центров социального обслуживания населения, один детский дом-интернат для умственно отсталых детей, один социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, один реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, один центр социальной адаптации. Общее число проживающих в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, составляет 2,7 тыс. человек. Организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание, включают 46 отделений. В 2015 году в них получили социальные услуги более 11,0 тыс. человек.

3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Новгородской области региональной системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории Новгородской области, в социальных услугах.

4. К задачам "дорожной карты" относятся:

4.1. Совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания населения области в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", принятие нормативных правовых актов в Новгородской области;

4.2. Оптимизация структуры и штатной численности государственных организаций социального обслуживания в целях наиболее эффективного использования финансовых средств;

4.3. Проведение эффективной кадровой политики и повышение престижа профессии "социальный работник";

4.4. Доведение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 % средней заработной платы в области;

4.5. Достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Новгородской области;

4.6. Укрепление материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания;

4.7. Развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, развитие негосударственного сектора;

4.8. Предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг;

4.9. Внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;

4.10. Повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в удаленных районах и в сельской местности Новгородской области;

4.11. Проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.