1. Для решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми, повышения качества стационарного социального обслуживания, его доступности и безопасности запланировано выполнение капитального ремонта зданий для размещения стационарных отделений в Троицко-Печорском и Усть-Куломском районах в Республике Коми.
В декабре 2010 года принято в эксплуатацию после проведения реконструкции здание государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Нижне-Одесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест.
В 2011 году завершено строительство второго спального корпуса для государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат". Ввод в эксплуатацию корпуса позволил вывести проживающих из существующего деревянного корпуса, построенного в 1957 году, и улучшить ситуацию в регионе по устройству граждан в психоневрологические интернаты, сократить очередность.
К настоящему времени указанные здания полностью соответствуют требованиям Свода правил по проектированию и строительству СП 35-112-2005 "Дома-интернаты", а также рекомендациям Свода правил по проектированию и строительству СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей".
Строительство новых спальных корпусов на территориях существующих государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения позволяет избежать расходов на отвод земельных участков, техническое присоединение к источникам энергии (тепло, вода, электричество) под строительство новых учреждений.
2. В 2015 - 2017 годах:
1) на существующем земельном участке, находящемся в государственной собственности Республики Коми и отведенном государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат", будет построен третий спальный корпус на 70 мест;
2) будет начато строительство нового спального корпуса для расширения государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест;
3) будет осуществлена реконструкция административного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" под спальный корпус на 50 койко-мест.
3. В период с 2018 года по 2020 год запланировано расширение существующих государственных бюджетных учреждений Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат" на 50 мест и "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" на 70 мест.
Подробная информация о планируемых мероприятиях по расширению коечной мощности государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми до 2020 года представлена в таблицах 4 и 5.
В целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (в 19 муниципальных образованиях), в том числе в стационарных учреждениях, развивается работа мобильных социальных бригад. Деятельность мобильных бригад направлена на оказание социальной помощи, различных социальных услуг, на консультирование граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, не имеющих своих социальных работников, врачей. Мобильные бригады, сформированные на базе стационарных учреждений, будут проводить социальную диагностику граждан пожилого возраста и инвалидов, помогать гражданам, желающим попасть в стационарные учреждения, подготовить необходимые документы, получить консультацию врачей.
В целях развития и укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества, стимулирования ухода за престарелыми гражданами и инвалидами на дому, а также в целях снижения очередности в дома-интернаты принят Закон Республики Коми от 6 июля 2009 года N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", который вступил в силу с 1 августа 2009 года (далее - Закон Республики Коми N 68-РЗ).
Законом Республики Коми N 68-РЗ устанавливается порядок организации деятельности по осуществлению ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в стационарном социальном обслуживании, проживающим одиноко, отказавшимся от стационарного социального обслуживания, выбравшим уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми N 68-РЗ, в том числе гражданам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Коми, отказавшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации от стационарного социального обслуживания, и выбравшим уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми N 68-РЗ.
Отношения между нетрудоспособным гражданином и лицом, осуществляющим уход и помощь нетрудоспособному гражданину, оформляются трехсторонним договором гражданско-правового характера, одной из сторон которого является государственное учреждение социального обслуживания населения Республики Коми.
4. С 2014 года на территории города Сыктывкара по линии Комитета информатизации и связи Республики Коми реализуется проект "Кнопка помощи" с охватом 28 человек.
Данный проект позволяет организовать круглосуточную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам с вовлечением всех служб жизнеобеспечения не только в домашних условиях, но и на улице, сократить число "непродуктивных" вызовов неотложной и экстренной помощи, участкового врача и социального работника, создать социально-комфортную среду для пожилых людей и инвалидов. Реализация данного проекта, является альтернативой помещения одиноко проживающих граждан, требующих постоянного ухода и помощи, в дома-интернаты.
Проект "Кнопка помощи" повышает доступность услуг и позволяет сократить бюджетные расходы за счет внедрения стационарно-замещающих технологий, снижает нагрузку на стационарные учреждения, развивает системы анализа реальных медико-социальных потребностей пожилых людей и инвалидов.
Количество заключенных договоров об организации ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп в рамках реализации Закона Республики Коми N 68-РЗ указано в таблице 3.
Таблица 3
N п/п | По состоянию на 1 июня 2010 года | По состоянию на 1 июня 2011 года | По состоянию на 1 июня 2012 года | По состоянию на 1 июня 2013 года | По состоянию на 1 июня 2014 года | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Количество заключенных договоров | Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь | Количество заключенных договоров | Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь | Количество заключенных договоров | Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь | Количество заключенных договоров | Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь | Количество заключенных договоров | Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь |
2. | 202 | 123 чел. | 316 | 73 чел. | 336 | 33 чел. | 345 | 31 чел. | 334 | 26 чел. |
В настоящее время отмечается стабилизация ситуации в части вновь заключаемых договоров об уходе и помощи. Прогнозное количество нетрудоспособных граждан, выбравших уход и помощь в рамках Закона Республики Коми N 68-РЗ, в 2015 году не превысит 400 договоров и в 2020 году - 500 договоров. По итогам проведенного анализа средние расходы республиканского бюджета Республики Коми на содержание одного нетрудоспособного гражданина в месяц составят:
в условиях стационарного учреждения - 20 259,65 рубля;
в надомных условиях (в рамках реализации Закона Республики Коми N 68-РЗ) - 8 027,07 рубля (средняя расчетная сумма по заключаемым договорам).
Реализация Закона Республики Коми N 68-РЗ позволяет обеспечить нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов уходом и помощью в привычных для них условиях (дома). Закон Республики Коми N 68-РЗ реализуется на территории всех муниципальных образований и позволяет обеспечить должным уходом всех желающих граждан пожилого возраста и инвалидов. Мониторинг реализации Закона Республики Коми N 68-РЗ показал востребованность данного вида помощи, а также эффективность реализуемых мероприятий в части предоставления указанной категории граждан альтернативы помещению в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения.