С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и регулирует закупки от этапа планирования до этапа оценки их эффективности. Государственные закупки должны быть запланированными, то есть предусмотренными планами закупок, планами-графиками закупок и соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона N 44-ФЗ.
Контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчиков на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В этой связи в структуре органов исполнительной власти, государственных органах и подведомственных им учреждениях созданы контрактные службы, назначены контрактные управляющие.
В целях обеспечения эффективности и результативности осуществления закупок созданы отраслевые экспертные группы, которые выступают в качестве коллегиальных совещательных консультационных органов при соответствующем органе исполнительной власти. Утверждены регламенты работы отраслевых экспертных групп в сфере закупок для обеспечения государственных нужд области.
Оптимизация бюджетных расходов на государственные и муниципальные закупки будет обеспечиваться централизацией закупок, предусматривающей передачу отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу. При этом ответственность за обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы должна сохраняться за соответствующим ответственным исполнителем. Постановлением Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 года N 421-пп "Об определении полномочий органов исполнительной власти области в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Белгородской области и утверждении Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом" определены полномочия органов исполнительной власти области в сфере закупок и установлен Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом.
Начиная с 2015 года централизация закупок будет осуществляться путем проведения совместных конкурсов с ограниченным участием или электронных аукционов, организуемых уполномоченным органом для заказчиков области.
При принятии решений о централизации потребуется провести оценку рисков, связанных с формированием перечня номенклатуры товаров, снижением количества покупателей на рынке государственного заказа.
В целях оптимизации бюджетных расходов на закупку продуктов питания формирование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществляется с учетом мониторинга предельного уровня действующих цен на продукты питания согласно ассортименту продуктов питания, утвержденному постановлением Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 года N 421-пп, и перечню продовольственной продукции, утвержденному постановлением Правительства Белгородской области от 9 апреля 2007 года N 80-пп.
Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок.
С введением механизма банковского сопровождения контрактов, под которым понимается оценка банком рисков, связанных с исполнением контракта, и предоставление банкам полномочий по контролю и мониторингу операций со средствами поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в рамках исполнения особо крупных государственно значимых контрактов будет достигаться функциональная эффективность бюджетных расходов на такие закупки.
После анализа вводимой с 2014 года практики осуществления банковского сопровождения контрактов необходимо решить в том числе следующие основные задачи: заменить практику авансирования по контрактам банковским кредитованием исполнителя в рамках исполнения обязательств по контракту; предусмотреть меры обеспечения, а также оплачивать контракт исходя из фактических затрат исполнителя на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги.
С 2015 года вводится подсистема региональной информационной системы, позволяющая автоматизировать процессы планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг исполнения контрактов, мониторинга в сфере закупок, а также обеспечения контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В рамках нормативно-правовой работы по регулированию сферы закупок разработан порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.