ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2014 года N 280

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 128)

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Хакасия от 21.02.2006 N 1-ЗРХ "Об охране труда в Республике Хакасия" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия

постановляет:

Утвердить прилагаемую региональную программу "Улучшение условий и охраны труда в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы".

Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН



Приложение


Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 25.06.2014 N 280

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 30.03.2015 N 128)

ПАСПОРТ региональной программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы"

Ответственный исполнитель

-

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия

Соисполнители

-

Министерство здравоохранения Республики Хакасия;
Министерство образования и науки Республики Хакасия;
Министерство культуры Республики Хакасия;
Министерство спорта Республики Хакасия

Цель

-

улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Республики Хакасия и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 128)

Задачи

-

обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы Республики Хакасия в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 128)

Государственные программы Республики Хакасия

-

государственная программа Республики Хакасия "Социальная поддержка граждан (2014 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 620;
государственная программа Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614

Ведомственные целевые программы

-

ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на 2014 - 2016 годы", утвержденная приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 26.12.2013 N 285д

Мероприятия, не вошедшие в государственные программы, ведомственные целевые программы

-

мероприятия по улучшению условий и охраны труда:
в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия;
в государственных учреждениях, подведомственных Министерству культуры Республики Хакасия;
в государственных учреждениях, подведомственных Министерству спорта Республики Хакасия;
мероприятия, реализуемые в муниципальных учреждениях образования, культуры и спорта за счет местных бюджетов;
мероприятия, реализуемые за счет средств Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия;
мероприятия, реализуемые за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия;
мероприятия, реализуемые в организациях внебюджетного сектора экономики за счет собственных средств

Целевые показатели и (или) индикаторы

-

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, человек:
2014 год - 6; 2015 год - 5; 2016 год - 5;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более: 2014 год - 215; 2015 год - 210; 2016 год - 200;
количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дней: 2014 год - 58; 2015 год - 56; 2016 год - 54;
численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, человек: 2014 год - 12; 2015 год - 16; 2016 год - 18; количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест: 2014 год - 22890; 2015 год - 28540; 2016 год - 33200;
удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест, процентов: 2014 год - 45; 2015 год - 60; 2016 год - 75;
количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, рабочих мест: 2014 год - 800; 2015 год - 1280; 2016 год - 1300;
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, человек: 2014 год - 34340; 2015 год - 42820; 2016 год - 49800;
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, процентов: 2014 год - 46,0; 2015 год - 43,0; 2016 год - 40,0

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 128)

Этапы и сроки реализации

-

2014 - 2016 годы, этапы не выделяются

Объем бюджетных ассигнований

-

4740164,7 тыс. рублей, в том числе 2014 год - 1364405,4 тыс. рублей; 2015 год - 1669402,9 тыс. рублей; 2016 год - 1706356,4 тыс. рублей. Из них:
средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 12248,6 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 7515,6 тыс. рублей;
2015 год - 2209,0 тыс. рублей;
2016 год - 2524,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия - 137411,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 47232,8 тыс. рублей;
2015 год - 45036,5 тыс. рублей;
2016 год - 45142,0 тыс. рублей;
средства Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - 124225,6 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 36500,0 тыс. рублей;
2015 год - 42400,0 тыс. рублей;
2016 год - 45325,6 тыс. рублей;
средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия - 35918,5 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 5336,5 тыс. рублей;
2015 год - 22203,0 тыс. рублей;
2016 год - 8379,0 тыс. рублей;
собственные средств организаций внебюджетного сектора экономики - 4430360,7 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1267820,5 тыс. рублей;
2015 год - 1557554,4 тыс. рублей;
2016 год - 1604985,8 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 128)

Ожидаемые результаты реализации

-

уменьшение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом - до 5 человек;
уменьшение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более - до 200 человек;
уменьшение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего - до 56 дней;
увеличение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров за счет повышения качества диагностики в медицинских учреждениях - до 18 человек;
уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников - до 40%

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 128)

1. Общая характеристика сферы реализации региональной программы


Целью государственной политики в области охраны труда является защита здоровья работников и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.

Создание системы управления профессиональными рисками и переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников невозможны без усиления роли государства в этом процессе, в том числе через реализацию целевых программ в области охраны труда.

Для экономики Хакасии характерен высокий удельный вес добывающих видов экономической деятельности и первичной переработки природных ресурсов. Эти виды деятельности являются наиболее травмоопасными, поэтому проблема формирования и развития действенных механизмов социальной защиты работников и охраны труда от сложных сочетаний профессиональных и экологических рисков становится все более актуальной.

Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Хакасия, как и в Российской Федерации в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве. По данным Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, в 2012 году от несчастных случаев на производстве пострадало 246 человек (2011 год - 329 человек), из них смертельные травмы на производстве получили 5 человек (2011 год - 11 человек), травмы с тяжелым исходом - 40 человек (2011 год - 45 человек).

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма в Хакасии имеет тенденцию к снижению, но превышает средний уровень по Российской Федерации.

Таблица 1

Уровень производственного травматизма в 2008 - 2012 годах (на 1000 работающих)

Территория

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

2,5

2,1

2,2

2,1

1,9

Сибирский федеральный округ

3,0

2,7

2,9

2,5

2,3

Республика Хакасия

3,5

4,6

3,2

2,7

2,5


Анализ типологии происшедших в 2012 году в организациях республики несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что каждый третий работник пострадал в результате падения с высоты, каждый четвертый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин. Свыше 13% работников получили тяжелые травмы в результате падения, обрушения предметов, материалов, земли и пр., более 17% - в результате транспортных происшествий.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в 2012 году, занимают типичные причины организационного характера, в том числе нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (28,3%), неудовлетворительная организация производства работ (19,6%).

Остается высокой и имеет тенденцию к росту численность работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. По статистическим данным в среднем по видам экономической деятельности удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, составил в 2012 году 49,2% от общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, что значительно превышает соответствующий показатель по Российской Федерации.

Таблица 2

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2008 - 2012 годах

Территория

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

26,2

27,5

29,0

30,5

31,8

Сибирский федеральный округ

32,7

33,9

34,1

34,7

40,5

Республика Хакасия

36,1

37,1

40,0

47,8

49,2


Основными причинами, по которым показатели занятости работников во вредных условиях труда по Республике Хакасия выглядят несколько хуже аналогичных показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу, являются следующие:

в республике удельный вес работников, занятых в добывающих отраслях и металлургии, значительно выше, чем в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе;

добывающие отрасли представлены в Хакасии преимущественно добычей угля, железной руды, молибдена, золота, причем значительная часть этих полезных ископаемых добывается шахтным способом, что обусловливает высокую занятость работников во вредных условиях труда;

расширение масштабов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и улучшение ее качества за последние три года обусловило большую выявляемость вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах;

работы по модернизации оборудования, систем и технологических процессов на рабочих местах с целью улучшения условий труда проводятся на предприятиях в недостаточном объеме из-за низкой рентабельности большинства производств и неустойчивого спроса на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

Вместе с тем в Республике Хакасия достигнуты значительные позитивные изменения. В результате совместной работы всех субъектов системы управления охраной труда за последние десять лет удалось уменьшить количество несчастных случаев на производстве более чем в три раза: с 785 случаев в 2002 году до 246 случаев в 2012 году.

За указанный период в Хакасии сформирована, законодательно оформлена и успешно работает трехуровневая система управления охраной труда, включающая в себя органы государственной власти, профессиональные союзы, муниципальные органы власти и непосредственно работодателей. Координирует деятельность всех субъектов в области охраны труда Республиканский координационный совет по охране труда - постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2005 N 438 "Об образовании Республиканского координационного совета по охране труда" (с последующими изменениями).

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия контролирует осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны труда, переданных им в соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.09.2007 N 60-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда" (с последующими изменениями). В администрациях городов и районов республики работают специалисты по охране труда.

Наблюдается тенденция устойчивого роста объемов финансирования работодателями мероприятий по охране труда. Так, по итогам 2012 года расходование финансовых средств на охрану труда по предприятиям и организациям, учтенным органами статистики, составило 785,8 млн рублей, что на 13,0% превышает соответствующий показатель 2011 года. В расчете на одного работающего на охрану труда израсходовано в 2012 году 9802 рубля, в 2011 году - 8958 рублей.

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации региональной программы, цель и задачи

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 30.03.2015 N 128)

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации региональной программы улучшения условий и охраны труда с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями), является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения в Республике Хакасия.

Целью региональной программы является улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Республики Хакасия, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих приоритетных задач:

обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;

реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;

совершенствование нормативно-правовой базы Республики Хакасия в области охраны труда;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»