Программа импортозамещения в Астраханской области на 2015 - 2017 годы (далее - программа) разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и долгосрочными приоритетами Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.
Программа разработана на основе принципов индустриально-инновационного развития Астраханской области и является частью промышленной политики региона. Она сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.
Программа отражает аспекты государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех программы связан с достижением целевых показателей Астраханской области по улучшению условий ведения бизнеса, инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности региона, снижению административных барьеров.
1. Выбор приоритетных секторов экономики, обеспечивающих максимальный эффект импортозамещения и рост конкурентоспособности экономики.
В 2015 - 2017 годах политика импортозамещения будет направлена на опережающее развитие приоритетных несырьевых секторов экономики через развитие отраслей "традиционной" специализации, которые станут катализаторами индустриально-инновационных процессов.
По официальным данным Росстата, по итогам января-октября 2014 года объем российского импорта сократился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 6.2%, составив 241942 млн долларов. Импорт оборудования и транспортных средств сократился на 7.6%, освободив на рынке нишу в объеме 9.5 млрд долларов. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства сократился на 3%, в результате на рынке свободная ниша составила более 1 млрд долларов.
Оба направления являются чрезвычайно важными для обеспечения безопасности (в том числе продовольственной) Российской Федерации.
На территории Астраханской области имеются предпосылки для заполнения продукцией части освободившихся ниш на данных рынках.
Так, в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах к настоящему времени накоплена серьезная как научная, так и технологическая база для многократного увеличения объемов производства пищевой продукции. Ведется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию тепличных комплексов, овоще- и рыбоперерабатывающих предприятий.
Производство транспортных средств и оборудования занимает более 10% в общем объеме обрабатывающей промышленности. Судостроительные предприятия региона выполняют в настоящее время строительство судов и буровых платформ любой сложности, работая как с отечественными, так и с иностранными заказчиками.
Таким образом, усилия региона сконцентрируются на развитии следующих приоритетных секторов экономики:
- агропромышленного сектора экономики и рыбоперерабатывающей промышленности с последующим переходом сырьевых производств на более высокие уровни передела сырья, основанные на спросе потребителей, сетевых торговых компаний;
- отраслей форсированного роста, не связанных с сырьевым сектором (судостроение, машиностроение, приборостроение, электрооборудование, легкая промышленность).
Также катализатором развития региона станет развитие принципиально новых направлений в экономике, которые до настоящего времени в регионе были представлены слабо либо отсутствовали. Это создание семеноводческих центров, развитие логистической системы транспортировки овоще-бахчевой продукции и т.п.
Перечень указанных направлений развития экономики является не исчерпывающим и будет дополняться в процессе реализации программы.
Успешная диверсификация и импортозамещение неразрывно связаны с устойчивым развитием экономики, в том числе путем оптимизации системы государственного управления и привлечения инвестиций.
С 2010 по 2013 год в экономику Астраханской области привлечено более 265 млрд рублей инвестиций.
Этому способствовали созданные базовые стимулы для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики: таможенные и налоговые преференции, государственные гранты, снижение административных барьеров.
В результате проводимых программных мероприятий по поддержке инноваций доля предприятий, внедряющих инновации, возросла с 0.2 до 1%, в 3 раза возросли затраты предприятий на технологические инновации (с 113.5 до 326 млн рублей).
Несмотря на значительный масштаб принятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности, ключевыми проблемами импортозамещения по-прежнему остаются:
- недостаточное стимулирование трансферта передовых технологий;
- неэффективность механизмов для решения и поиска приоритетных технологических задач предприятий и бизнеса;
- низкий уровень восприимчивости бизнеса к инновациям технологического характера;
- нехватка технологических и управленческих компетенций;
- неразвитость инновационных технологий в системе образования;
- несовершенство системы контроля за реализацией инновационных проектов.
Ежегодный импорт технологий со стороны зарубежных стран составляет около 400 млн рублей. Основным потребителем данных технологических решений остается отрасль добычи полезных ископаемых. Сектор обрабатывающей промышленности направляет не более 20% совокупных затрат на технологические инновации.
Это прямо сказывается на уровне развития данного сектора экономики. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7% занятости и 8% валовой добавленной стоимости региона. По доле занятых в обрабатывающей промышленности Астраханская область значительно уступает большинству регионов России (40 место).
Необходимо решить следующие проблемы: