ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2013 года N 709-п


Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края

(с изменениями на 4 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п, от 19.01.2016 N 14-п, от 05.07.2016 N 335-п, от 27.12.2016 N 677-п, от 12.09.2017 N 526-п, от 21.12.2018 N 752-п, от 02.04.2019 N 154-п, от 17.09.2019 N 484-п, от 04.02.2020 N 80-п, от 04.08.2020 N 547-п, от 02.02.2021 N 56-п, от 14.09.2021 N 642-п, от 26.04.2022 N 333-п, от 22.11.2022 N 1001-п, от 18.04.2023 N 307-п, от 28.11.2023 N 927-п, от 09.04.2024 N 240-п, от 04.06.2024 N 416-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 11 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" постановляю:


1. Утвердить региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края согласно приложению.


(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п)


2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 27 декабря 2013 г. N 709-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п, от 19.01.2016 N 14-п, от 05.07.2016 N 335-п, от 27.12.2016 N 677-п, от 12.09.2017 N 526-п, от 21.12.2018 N 752-п, от 02.04.2019 N 154-п, от 17.09.2019 N 484-п, от 04.02.2020 N 80-п, от 04.08.2020 N 547-п, от 02.02.2021 N 56-п, от 14.09.2021 N 642-п, от 26.04.2022 N 333-п, от 22.11.2022 N 1001-п, от 18.04.2023 N 307-п, от 28.11.2023 N 927-п, от 09.04.2024 N 240-п, от 04.06.2024 N 416-п)



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (далее - программа)

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п)

Основания для разработки программы

Жилищный кодекс Российской Федерации,

Закон Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон края)

Ответственный исполнитель программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство)

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п, от 21.12.2018 N 752-п, от 04.08.2020 N 547-п, от 09.04.2024 N 240-п)

Соисполнители программы

Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее - региональный оператор);

муниципальные образования Красноярского края; организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, другие специализированные потребительские кооперативы (далее - лица, осуществляющие управление многоквартирными домами)

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п)

Цели программы

планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края;

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края;

обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п)

Задачи программы

определение очередности выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Красноярского края;

обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края

Этапы и сроки реализации программы

1-й этап - 2017 - 2019 годы;

2-й этап - 2020 - 2022 годы;

3-й этап - 2023 - 2025 годы;

4-й этап - 2026 - 2028 годы;

5-й этап - 2029 - 2031 годы;

6-й этап - 2032 - 2034 годы;

7-й этап - 2035 - 2037 годы;

8-й этап - 2038 - 2040 годы;

9-й этап - 2041 - 2043 годы;

10-й этап - 2044 - 2046 годы;

общий срок реализации программы: 2017 - 2046 годы

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2016 N 677-п)

Целевые индикаторы программы

количество многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 14016 ед.;

общая площадь многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 50388,09 тыс. кв. м

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п, от 19.01.2016 N 14-п, от 05.07.2016 N 335-п, от 27.12.2016 N 677-п, от 12.09.2017 N 526-п, от 21.12.2018 N 752-п, от 02.04.2019 N 154-п, от 17.09.2019 N 484-п, от 04.02.2020 N 80-п, от 04.08.2020 N 547-п, от 02.02.2021 N 56-п, от 14.09.2021 N 642-п, от 26.04.2022 N 333-п, от 22.11.2022 N 1001-п, от 18.04.2023 N 307-п, от 28.11.2023 N 927-п, от 04.06.2024 N 416-п)

Источники финансирования программы

источниками финансирования программы являются средства собственников помещений в многоквартирных домах. Финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональному оператору за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета, местного бюджета

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п, от 27.12.2016 N 677-п)

Система организации контроля за исполнением программы

контроль за исполнением программы осуществляет в установленном порядке министерство, Счетная палата Красноярского края, служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.11.2014 N 536-п, от 21.12.2018 N 752-п)



2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ



2.1. Объективные показатели, характеризующие положение дел


Основная доля жилищного фонда, расположенного на территории Красноярского края, была введена в эксплуатацию в 50 - 90-е годы, и соответственно в отношении большей части жилищного фонда истекли или подходят нормативные сроки проведения капитального ремонта:

Годы возведения многоквартирных домов

Доля многоквартирных домов, %

Срок эксплуатации многоквартирных домов по состоянию на 2014 год (не менее... лет)

до 1920 г.

1,7%

94

с 1921 г. по 1945 г.

4,3%

69

с 1946 г. по 1970 г.

30,6%

44

с 1971 г. по 1995 г.

44,1%

19

после 1995 г.

19,2%

18

Итого


Площадь многоквартирного жилищного фонда в Красноярском крае составляет 50388,09 тыс. кв. м, или 14016 многоквартирных домов.


(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 27.12.2016 N 677-п, от 12.09.2017 N 526-п, от 21.12.2018 N 752-п, от 02.04.2019 N 154-п, от 17.09.2019 N 484-п, от 04.02.2020 N 80-п, от 04.08.2020 N 547-п, от 02.02.2021 N 56-п, от 14.09.2021 N 642-п, от 26.04.2022 N 333-п, от 22.11.2022 N 1001-п, от 18.04.2023 N 307-п, от 28.11.2023 N 927-п, от 04.06.2024 N 416-п)


абзацы четвертый - шестой исключены. - Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2016 N 677-п.



2.2. Тенденции развития ситуации и возможные последствия


На сегодняшний день из 14 тысяч многоквартирных домов в более чем 13 тысячах (29,4 млн кв. м), что составляет свыше 60% от всего краевого жилищного фонда, истек нормативный срок эксплуатации и требуется проведение капитального ремонта.


(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 04.02.2020 N 80-п)


Отсутствие или несвоевременное проведение капитального ремонта приводит к сокращению срока эксплуатации многоквартирного дома и необходимости его последующего сноса и переселения граждан. При этом объем средств, необходимый для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом строительства нового жилья, в 2 раза дороже относительно затрат на нормативное эксплуатирование здания с его последующим сносом и переселением жителей.


С момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, определившего переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальном хозяйстве, бремя по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов легло на собственников помещений.


Для решения существующих проблем был разработан Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", позволяющий стимулировать проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства за счет предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов через государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонд). В период работы Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края было направлено 4,5 млрд рублей, что позволило не допустить существенный прирост жилья с износом от 31 до 60% и провести выборочный капитальный ремонт лишь на 21% многоквартирных домов.


Реализация Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволила подготовить механизмы для долгосрочного планирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переходу на финансирование за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах при финансовой и организационной поддержке государства.


В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", на высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность утвердить региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.



2.3. Анализ ситуации в муниципальных образованиях Красноярского края


Анализ программ по капитальному ремонту, реализованных в Красноярском крае в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", показал, что из 61 муниципального образования в программах капитального ремонта принимали участие только 40 муниципальных образований края (или 70 из 851 городского округа и сельского поселения). При этом из 14016 многоквартирных домов участие в программах капитального ремонта приняло только 3620, или 25% от общего количества многоквартирных домов. И только в 217 многоквартирных домах был проведен комплексный капитальный ремонт.


(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 04.02.2020 N 80-п, от 04.08.2020 N 547-п, от 02.02.2021 N 56-п, от 14.09.2021 N 642-п, от 26.04.2022 N 333-п, от 22.11.2022 N 1001-п, от 18.04.2023 N 307-п, от 28.11.2023 N 927-п, от 04.06.2024 N 416-п)


По состоянию на 1 ноября 2013 года потребность в средствах на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в крае составляет не менее 110339,1 млн рублей, в том числе 15759,6 млн рублей составляет потребность на ремонт малоэтажных многоквартирных домов.



2.4. Анализ причин возникновения проблем, связанных с состоянием жилищного фонда, включая правовое обоснование


Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством и, в том числе, жилищным фондом в истории нашей страны менялся от жестко централизованного до максимум децентрализованного.


Управление жильем домовладельцами сменялось на коммунальные муниципальные отделы при народном комиссариате внутренних дел СССР в 20-е годы, органом управления при этом являлись отдельные коллективы жильцов - жилищно-арендные кооперативы товариществ. В этот период ввиду обесценивания рубля переставали взимать плату за жилье, что приводило к обветшанию жилищного фонда. Впоследствии плату возвращали, но делали ее практически символической, а управление жильем поднимали на уровень Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР в 30 - 40-е годы, министерства коммунального хозяйства с 1946 года и министерства жилищно-коммунального хозяйства с 1971 года.


Система управления жилищным фондом, сложившаяся с 30 - 40-х годов, сохранялась до 1990-х годов. Таким образом, длительный период население не являлось владельцем своего жилья, а было лишь пользователем, платившим символическую плату за жилье. Единственным новшеством с 70-х годов было вновь разрешенное развитие кооперативного движения, ликвидированного в 30-е годы.


В этот длительный период государство обязано было выполнять капитальный ремонт жилья за счет госбюджета. Соответствующие суммы изымались из налоговых поступлений, где предусматривались отчисления величиной 2% на капитальный ремонт, которые исправно платились всеми в нашей стране до 1991 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»