ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 30.05.2014 N 256, от 28.02.2017 N 79)
Система образования Сахалинской области - неотъемлемая часть образовательного пространства Российской Федерации, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития области в контексте стратегии перехода экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях региона.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, целью государственной политики Сахалинской области в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.
"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы образования Сахалинской области на период с 2013 по 2018 годы. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели. При планировании мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности сахалинского образования, учтены особенности существующей структуры и специфики региональной системы образования, перспектив ее развития.
На основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области демографического прогноза о численности населения по полу и возрасту в регионе ожидается снижение численности детей, связанное с отрицательной динамикой рождаемости. Для улучшения демографической ситуации, стабильности социально-экономического развития региона, сохранения и привлечения кадров, в области утвержден комплекс мероприятий развития системы дошкольного образования. Одним из основных направлений развития дошкольного образования является повышение его доступности и качества.
Проблема обеспечения доступности дошкольного образования решается программно-целевым методом за счет строительства новых детских садов и комплексов "Школа-детский сад", развития негосударственного сектора. В 2014 году планируется ввести 1200 дополнительных мест, в том числе 830 мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В результате к концу 2014 года будет обеспечено достижение показателя 100% доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет.
В период с 2015 по 2017 годы новое строительство объектов дошкольных организаций планируется в рамках замещения выбывающих по износу объектов и удовлетворения накопленной потребности населения в услугах дошкольного образования детей раннего возраста.
Действующая сеть общеобразовательных учреждений состоит из 170 общеобразовательных школ и двух филиалов. За последние три учебных года в области сокращено 5 общеобразовательных учреждений. При этом численность обучающихся за этот же период имеет положительную динамику.
Типы ОУ | Число ОУ по учебным годам | Численность обучающихся по учебным годам | ||||
2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | |
Общеобразовательные ОУ (в т.ч. филиалы), всего | 177 | 174 | 172 | 52247 | 52350 | 52646 |
в том числе: | ||||||
1. Дневные | 166 | 164 | 162 | 50403 | 50777 | 51297 |
2. Вечерние (сменные) | 11 | 10 | 10 | 1844 | 1573 | 1349 |
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений проводилась в контексте ряда проблем, среди которых наиболее существенными являются:
- территориальная неравномерность распределения детей по различным городским округам и муниципальным районам;
- неравномерность спроса на образовательные услуги различных общеобразовательных организаций;
- неравномерность распределения общеобразовательных организаций различного статуса и направленности по городским округам и муниципальным районам;
- доступность образования для различных категорий учащихся.
Дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных организаций предусматривает:
- сокращение 4-х средних школ за счет реорганизации в основные общеобразовательные организации;
- закрытие начальной школы в с. Лагунное и перевод классов в МБОУ СОШ пгт. Южно-Курильска;
- закрытие вечерней школы N 1 в г. Южно-Сахалинске и открытие вечерних классов в МБОУ СОШ N 5 и N 13 г. Южно-Сахалинска;
- реорганизацию школ путем объединения: МБОУ СОШ N 1 и МБОУ СОШ N 2 г. Макарова, вечерней школы и МБОУ СОШ N 2 г. Корсакова, начальной школы и МБОУ СОШ с. Троицкое.
Таким образом, дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений позволит обеспечить:
- соответствие структуры и состава элементов образовательной сети требованиям приоритетных направлений социально-экономического развития области;
- повышение эффективности использования материально-технических ресурсов общеобразовательных учреждений и оптимизацию использования бюджетных средств.
За период с 2011 года по 2013 год сеть государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГКОУ), сократилась на 2 учреждения в связи с ликвидацией 2 детских домов. В настоящее время сеть Государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГКОУ), состоит из 5 детских домов и 3 специальных (коррекционных) школ-интернатов, в которых воспитываются 450 детей.
В связи с развитием семейной формы устройства детей в Сахалинской области уменьшилось число детей, направляемых в детские дома. На воспитание в семьи граждан передано: в 2012 г. - 486 детей, в 2013 г. - 518 детей.