ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 года N 610
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 768)
В соответствии с Законами Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ "О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области" и от 08.05.2008 N 88-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области"
постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на период до 2017 года согласно приложению.
2. Органам и структурным подразделениям администрации Владимирской области учитывать положения Концепции при планировании мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству.
(п. 3 в ред. постановления администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 768)
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Владимирской области (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, Закона Владимирской области от 08.05.2008 N 88-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области".
Создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Первая охраняемая природная территория в регионе была организована в 1935 году - это боброво-выхухолевый заповедник "Клязьминский", который был расформирован в 1951 году. Начало планомерного формирования системы особо охраняемых природных территорий относится к 60-м годам XX столетия.
По состоянию на 01.01.2012 во Владимирской области создана сеть особо охраняемых природных территорий, включающая в себя 184 природных объекта федерального и регионального значения и различных по категории и профилю, общей площадью 336419 га, что составляет 11,57% от всей площади территории области. Владимирская область входит в число 3 регионов Центрального федерального округа, превышающих среднероссийский показатель по площади, занимаемой особо охраняемыми природными территориями. Доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта Российской Федерации является показателем для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
Для выполнения работ по управлению, созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведению Красной книги Владимирской области и формированию положительного имиджа Владимирской области за счет развития системы особо охраняемых природных территорий в 2008 году департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области выступил учредителем государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области" (далее - Дирекция).
За три года Дирекцией была проведена инвентаризация 85% особо охраняемых природных территорий, определен перечень территорий, нуждающихся в реорганизации и снятии природоохранного статуса. Оформлены паспорта и охранные обязательства на 31 государственный памятник природы, с целью уточнения режима особой охраны, границ и проведения функционального зонирования проведены обследования восьми заказников различного профиля и историко-ландшафтного комплекса регионального значения. Установлены информационные аншлаги на 14 особо охраняемых природных территориях. Начата и продолжается работа по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий на основе ГИС-технологий. Образованы четыре новые особо охраняемые природные территории: на территории Судогодского района государственные комплексные природные заказники регионального значения "Марса" и "Васильевский бор", памятник природы регионального значения "Фонтан", на территории муниципального образования город Владимир памятник природы регионального значения "Родник Никольский".
Опыт работы отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий.
Система особо охраняемых природных территорий пока не является в полной мере репрезентативной по отношению ко всем наиболее ценным экосистемам и видам.
Особо охраняемые природные территории разрозненны, что является серьезным препятствием для свободной миграции видов диких животных и дикорастущих растений, не обеспечивает непрерывность среды их обитания и произрастания.
Природные и туристско-рекреационные ресурсы особо охраняемых природных территорий не в полной мере используются для развития туризма. Недостаточно участия в развитии туризма малого и среднего бизнеса, местного населения. Требуется включение системы особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономических отношений.
Необходимо принять меры к организации системной работы по учету и контролю за состоянием и соблюдением режимов охраны и использования указанных территорий.
Не решены вопросы по внесению сведений о границах и режимах особой охраны особо охраняемых природных территорий как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.
Необходимо совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, устойчивому использованию их, прежде всего в сфере туристической и рекреационной деятельности, научному обеспечению и информационной поддержке, укреплению межрегионального сотрудничества.
Деятельность в области развития и управления особо охраняемых природных территорий основывается на принципах:
- научной обоснованности (развитие системы особо охраняемых природных территорий и принятие управленческих решений с учетом достижений современной науки, исходя из международных и национальных критериев и подходов);
- репрезентативности (особо охраняемые природные территории должны представлять все виды ландшафтов, типы естественных экологических систем, места произрастания дикорастущих растений и места обитания диких животных);
- целостности (развитие системы особо охраняемых природных территорий в качестве основных элементов экологической сети и в контексте ее интеграции в общероссийскую экологическую сеть);
- функционирования особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента регионального развития;
- рационального использования (регулируемое использование природоохранного, туристического, ресурсного, научного, просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий);
- доступности информации (обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о режиме охраны и использования, состоянии территорий);
- ответственности за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Владимирской области, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Поставленная цель имеет комплексный характер и достигается путем решения следующих задач:
совершенствование правового обеспечения развития и управления системой особо охраняемых природных территорий;
обеспечение эффективной системы охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
развитие эколого-просветительской деятельности, вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического и познавательного туризма;
интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития региона;
вовлечение природопользователей и местного населения, частного бизнеса в природоохранную деятельность на особо охраняемых природных территориях;
совершенствование научно-методологического обеспечения особо охраняемых природных территорий и повышения эффективности научной деятельности;
обеспечение функционирования системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях, формирование и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий на базе ГИС-технологий;
укрепление межрегионального сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий.
В целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:
обеспечить управление природоохранными территориями на основании ведомственных целевых программ, планов действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;
развивать нормативную правовую базу в сфере образования и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая вопросы создания и развития механизмов государственно-частного партнерства, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов;
внести сведения о границах и режимах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.
Путем разработки и реализации программ развития системы особо охраняемых природных территорий исходя из социально-экономического развития региона и в целях дальнейшего развития системы особо охраняемых природных территорий до 2017 года предусматривается:
завершить начатую в 2010 году инвентаризацию и подготовить предложения по развитию сети особо охраняемых природных территорий;
провести подготовку комплексных экологических обоснований по созданию новых особо охраняемых природных территорий по принципу репрезентативности и замещения исключенных из системы особо охраняемых природных территорий площадей;
рассмотреть предложения о возможности преобразования особо охраняемых природных территорий регионального значения в местное;
провести оформление положений о заказниках, паспортов и охранных обязательств памятников природы по всем особо охраняемым природным территориям регионального значения, в т.ч. установление режимов функционирования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо осуществление следующих мероприятий:
совершенствование материально-технического обеспечения для формирования кадастра особо охраняемых природных территорий, в т.ч. электронного кадастра на базе ГИС-технологий;
проведение актуализации кадастра особо охраняемых природных территорий на основе данных инвентаризации и мониторинга состояния особо охраняемых природных территорий;
активизация деятельности по привлечению инвестиций в сферу развития и обеспечения устойчивого функционирования особо охраняемых природных территорий и поддержания благоприятных социально-экономических условий жизни местного населения;
развитие технического потенциала и необходимого методического обеспечения проведения комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях; создание географической информационной подсистемы на основе ГИС-технологий по сбору и обработке данных комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;
повышение уровня информированности должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления области, а также старост по вопросам управления особо охраняемыми природными территориями путем взаимодействия их с Дирекцией.
Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей, для решения которой необходимо:
усилить борьбу с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях;
исходя из объектов особо охраняемых природных территорий определить способ охраны, в т.ч.:
а) наличие постоянного штатного сотрудника (сотрудников) Дирекции на конкретной особо охраняемой природной территории или по административному району (группе районов) области;
б) охрана особо охраняемых природных территорий сторонними организациями (инвестором, реализующим на данной территории инвестиционный проект; землепользователями, и т.п.), в т.ч. во взаимодействии с местными правоохранительными структурами и населением;
проводить профилактическую работу с местными жителями, направленную на обеспечение соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
осуществить разработку и реализацию мероприятий (планов действий) по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, мест их произрастания и обитания, восстановлению нарушенных экологических систем в соответствии с выдаваемым Дирекции государственным заданием.
Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения и формировать у широких слоев общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.