ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 года N 1076
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 24.04.2014 N 420, от 25.11.2014 N 1200)
В целях обеспечения совершенствования профилактики наркомании на территории области, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 N 294-р "О государственной программе Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков"
постановляю:
1. Утвердить государственную программу "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" (далее - Государственная программа) согласно приложению.
2. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов при разработке муниципальных правоохранительных программ руководствоваться положениями Государственной программы.
3. Признать утратившим силу постановление Губернатора области от 16.11.2009 N 952 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Владимирской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 24.04.2014 N 420, от 25.11.2014 N 1200)
Наименование Государственной программы | Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы |
Ответственный исполнитель Государственной программы | Департамент административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области |
Соисполнители Государственной программы | Департамент по физической культуре и спорту; |
департамент здравоохранения; | |
департамент образования; | |
департамент культуры и туризма; | |
департамент социальной защиты населения; | |
комитет общественных связей и СМИ; | |
комитет по молодежной политике; | |
комитет по социальной политике; | |
органы местного самоуправления; | |
Управление Министерства Внутренних дел России по Владимирской области (далее - УМВД) (по согласованию); | |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области (далее - УФСИН) (по согласованию); | |
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - УФСКН) (по согласованию); | |
Управление Федеральной службы безопасности России по Владимирской области (УФСБ) (по согласованию); | |
Владимирская таможня (по согласованию); | |
Военный комиссариат Владимирской области (по согласованию); | |
Владимирское региональное отделение Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" (по согласованию) | |
Цель Государственной программы | Снижение уровня потребления и незаконного оборота наркотиков в интересах сохранения здоровья населения, улучшения демографической ситуации, эффективного социально-экономического развития региона |
Задачи Государственной программы | - координация совместной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительных структур и общественных объединений в работе по профилактике наркомании, сокращению на этой основе общего количества зарегистрированных преступлений; |
- усиление антинаркотической пропаганды и воспитания, использования возможностей средств массовой информации, социальной рекламы в интересах привлечения населения к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом как альтернативы немедицинского потребления наркотиков; | |
- формирование комплексной системы профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений среди лиц, относящихся к группе повышенного риска немедицинского потребления наркотиков и психотропных веществ, сокращения количества преступлений, совершенных подростками или при их соучастии; | |
- повышение эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ликвидации каналов поступления в область наркотических средств и психотропных веществ, пресечения деятельности организованных преступных сообществ, снижения уровня криминогенности на территории области до среднего по Центральному федеральному округу; | |
- улучшение материально-технического обеспечения субъектов антинаркотической деятельности | |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | - число потребителей наркотических средств и психотропных веществ, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения; |
- количество несовершеннолетних, регулярно употребляющих наркотики и одурманивающие вещества; | |
- число больных наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения; | |
- количество поставленных на учет больных наркоманией с впервые установленным диагнозом | |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | Государственная программа реализуется в один этап с 2010 по 2014 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы | Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы - 16104,5 тыс. рублей, в том числе: |
2010 год - 2990,0 тыс. руб.; | |
2011 год - 3733,5 тыс. руб.; | |
2012 год - 3274,5 тыс. руб.; | |
2013 год - 3419,5 тыс. руб.; | |
2014 год - 2686,5 тыс. руб. | |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 25.11.2014 N 1200) | |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | Реализация Государственной программы позволит обеспечить к концу 2014 года: |
- сокращение на 5,0% числа потребителей наркотических средств, состоящих на учете в органах здравоохранения; | |
- снижение на 2,5% числа несовершеннолетних потребителей наркотических средств и психотропных веществ, на 2,0% - количества совершенных подростками или при их соучастии преступлений; | |
- увеличение на 8,0% количества наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота; | |
- сокращение на 5,0% количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения |
Одной из мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, принимаемой исполнительными органами государственной власти Владимирской области, явилась разработка и реализация соответствующих долгосрочных программ, что обеспечило создание в регионе эффективно действующей системы профилактики.
Выполнение программных мероприятий позволило развить межведомственное взаимодействие, повысить роль органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы, расширить участие населения в профилактике и противодействии наркомании.
В рамках реализации на территории области целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" осуществлен ряд организационно-практических мер, направленных на совершенствование профилактики наркомании.
Начиная с 2005 года организован мониторинг за состоянием наркоситуации в городских округах и муниципальных районах, ежегодно проводится месячник по борьбе с наркоманией, приуроченный к Международному дню борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Для обеспечения скоординированных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в 2007 году создана антинаркотическая комиссия Владимирской области. Внедрены современные формы и методы работы по проведению первичной позитивной профилактики наркомании с участием учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, молодежных организаций. В территориях эта работа проводится также на основе муниципальных целевых программ.
Принятые меры способствовали повышению эффективности антинаркотической деятельности: сократилось число потребителей наркотических средств и психотропных веществ, в том числе среди несовершеннолетних, уменьшилось количество наркоманов.
Вместе с тем распространенность наркомании в области остается одной из наиболее острых социальных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения, демографическую ситуацию, осложняет криминогенную обстановку. Наибольшее число наркоманов зарегистрировано в городах Владимире, Коврове, Гусь-Хрустальном, Александровском, Петушинском и Кольчугинском районах.
Ежегодно растет число лиц с впервые поставленным диагнозом "наркомания", что свидетельствует о недостаточной эффективности работы по раннему выявлению наркозависимых лиц и их профилактированию.
Согласно данным мониторинга среди лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, 16,9% составляют несовершеннолетние. В значительной степени это обусловлено отсутствием скоординированных действий семьи, школы, органов социальной защиты населения, недостаточным вниманием к организации профилактической работы среди несовершеннолетних, относящихся к группе повышенного риска немедицинского потребления наркотиков. Принимаемые в их среде меры противодействия незаконному потреблению наркосодержащих веществ не всегда достигают своей цели.
Не решена задача снижения доступности наркотиков на территорию области. Как свидетельствует практика, наркомания остается одной из причин совершения тяжких и особо тяжких преступлений, таких как кражи, грабежи, разбои, причинение тяжкого вреда здоровью.
Среди нерешенных остаются проблемы создания условий для оказания медицинской помощи и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, внедрения современных методик лечения заболевания, оснащения учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительных органов современными средствами наркодиагностики, привлечения к работе по противодействию наркомании общественных и религиозных организаций, улучшения межведомственного взаимодействия в работе.
За 3 года действия долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" число несовершеннолетних потребителей наркотических средств, состоящих на учете сократилось на 18,9% (в 2009 - 178, в 2012 - 148). На 7,8% меньше поставлено на учет больных с впервые установленным диагнозом (в 2009 году - 137, в 2012 - 111). Не зарегистрированы наркоманы в возрасте до 14 лет. Все это также следствие профилактики, в том числе, и той ее части, которая предусмотрена программой.
В то же время, на 3,1% больше выявлено преступлений наркотической окраски (1685 - в 2009 году, 1737 - к 2012), при ожидаемом результате по итогам 2014 года + 1,5%. На 26,2% больше наркотиков изъято из незаконного оборота (с 85,6 кг в 2009 г. до 108 кг - в 2011 г., при прогнозируемом показателе + 8%). На 2,3% сократилась преступность, связанная с употреблением наркотиков, на 5,4% - тяжкие и особо тяжкие преступления.
Выполнение указанных задач возможно на основе использования программно-целевого метода планирования, что позволит обеспечить проведение единой политики в вопросах борьбы с наркоманией, мобилизовать необходимые ресурсы, сконцентрировать усилия органов исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, общественных организаций на приоритетных направлениях этой деятельности.
Разработка и принятие настоящей Государственной программы вызваны необходимостью последовательного укрепления многоуровневой системы профилактики правонарушений на основе опыта прошлых лет, обеспечивающей в целом безопасность региона.
Настоящая Государственная программа ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, пьянства, алкоголизма, особенно среди несовершеннолетних граждан, на выявление каналов поступления в регион наркотических средств и психотропных веществ, пресечение деятельности наркодилеров и организованных преступных сообществ, укрепление межведомственного взаимодействия в работе.
Запланированные программные мероприятия полностью отвечают Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года, среди задач которой: формирование единой системы межведомственной профилактики наркомании, приостановление роста злоупотребления наркотиками и снижение заболеваемости наркоманией.
Государственная программа направлена на обеспечение противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности, сокращение числа потребителей наркотиков в немедицинских целях, неприятие употребления наркотиков в немедицинских целях, пресечение пропаганды наркотической субкультуры, создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков, выявление лиц, употребляющих наркотики, создание национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, научно-методическое и кадровое обеспечения деятельности по снижению спроса на наркотики, усиление роли Российской Федерации в системе международного контроля за оборотом наркотиков, создание общей системы обеспечения безопасности в данной сфере.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, для перехода к инновационной модели экономического роста необходимо развитие человеческого потенциала России. Современные негативные тенденции в развитии человеческого потенциала характеризуются сокращением численности населения и уровня занятости в экономике, что связано со снижением доли трудоспособного населения, в первую очередь молодежи.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). Главной целью Стратегии и Государственной программы Владимирской области является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, определены задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года, утвержденной Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10, одной из наиболее важных целей социально-экономического развития региона является формирование единой системы межведомственной профилактики наркомании, приостановление роста злоупотребления наркотиками и снижение заболеваемости наркоманией.