Новгородская область занимает важное место в системе транспортных связей северо-западного экономического района. В силу географического расположения территория области в значительной мере обеспечивает транзитные транспортные связи и имеет развитую сеть транспортных коммуникаций как с регионами России, так и с другими странами. Основу этих связей составляет международный транспортный коридор "Северо-восток - юго-восток" (Трансъевропейский транспортный коридор N 9), в состав которого входит основной железнодорожный маршрут, включающий участок железной дороги Санкт-Петербург - Тверь - Москва, и основной автомобильный маршрут, включающий участок автодороги Москва - Санкт-Петербург (автодорога "Россия", М-10), представленный железнодорожной и автомобильной магистралями.
Область имеет широко развитую сеть железных дорог широкой колеи, обеспечивающих надежную доставку сырья и лесопродукции. Территорию области пересекают следующие железнодорожные магистрали широкой колеи:
1) Санкт-Петербург (СПб, Моск.) - Чудово (ст. Чудово мск) - Окуловка - Угловка - Бологое - Тверь - Москва (Москва, Лен.);
2) Санкт-Петербург (СПб, Витебск) - Дно - (Киев, Минск, Псков, Кишинев);
3) Великий Новгород (ст. Новгород на Волхове) - Батецкий (ст. Батецкая) - Луга (ст. Луга II);
4) Великий Новгород (ст. Новгород на Волхове) - Новолисино - Павловск - Санкт-Петербург (СПб, Витебск);
5) Великий Новгород (ст. Новгород на Волхове) - Чудово (ст. Чудово Новгородское - ст. Удово Кировское) - Волхов (ст. Волховстрой-I);
6) Бологое - Валдай - Старая Русса - Дно;
7) Валдай - Крестцы;
8) Угловка - Боровичи;
9) Окуловка - Неболчи;
10) Санкт-Петербург - Мга - Кириши - Неболчи - Хвойная - Кабожа - Пестово - Москва (Москва, Савел.);
11) Кабожа - Подборовье.
Общая протяженность железных дорог в области достаточно высокая и составляет 1153,0 км. В то же время на территории 5 лесничеств области железные дороги широкой колеи отсутствуют, что снижает возможность и эффективность использования этого вида транспорта для перевозок лесоматериалов. Не имеют железнодорожных лесных терминалов Мошенское, Новоселицкое, Поддорское, Марёвское и Холмское лесничества. Протяженность железнодорожных путей широкой колеи на территории лесничеств области составляет: Батецкое - 91,8; Боровичское - 30,0; Валдайское - 46,2; Волотовское - 21,4; Новоселицкое - 0; Демянское - 31,1; Крестецкое - 30,1; Любытинское - 55,4; Маловишерское - 67,6; Марёвское - 0; Мошенское - 0; Неболчское - 83,9; Новгородское - 139,0; Окуловское - 116,7; Парфинское - 49,8; Пестовское - 62,0 Поддорское - 0; Солецкое - 50,5; Старорусское - 41,1; Хвойнинское - 120,8; Холмское - 0; Чудовское - 95,9; Шимское - 19,9 км.
Следует также отметить, что на территории области в советское время существовала достаточно развитая сеть лесовозных узкоколейных железных дорог общей протяженностью 277,0 км. Наибольшую протяженность узкоколейные железные дороги имели на территории современных Новгородского (135,5 км), Хвойнинского (49,5 км) и Демянского (45,4 км) лесничеств. В период перестройки верхнее строение путей узкоколейных железных дорог не содержалось и не охранялось, пришло в упадок и в настоящее время эти дороги находятся в неэксплуатационном состоянии. Их реконструкция для первичного лесотранспорта нецелесообразна ввиду высоких эксплуатационных затрат и отсутствия возможности их интеграции в единую транспортную сеть области.
Помимо железных дорог широкой колеи и автомагистралей, имеющих федеральное значение общей протяженностью 333,8 км, на территории области выделена сеть основных территориальных автодорог относящихся к областной собственности.
В восточной части Новгородской области проходят важные для организации эффективного лесопользования автодороги Крестцы - Окуловка - Боровичи и Устюжна - Валдай. Автодорога Крестцы - Окуловка - Боровичи связывает три перспективных лесных районных центра между собой и связана с областным центром - Великий Новгород с выходом на федеральную автодорогу Москва - Санкт-Петербург. Автодорога Устюжна - Валдай является единственным выходом Новгородской области в Вологодскую область. Она проходит вдоль границы с Тверской областью, обеспечивая доступность освоения местных лесов и соединяя многие населенные пункты с двумя районными центрами, центром области и железнодорожными станциями.
Для освоения лесных районов области важное транспортно-логистическое значение имеют также автодороги: Великий Новгород - Луга в Батецком и Новгородском лесничествах; Боровичи - Перелучи, Волгино - Хвойная и Спасская Полисть - Малая Вишера - Любытино - Боровичи в Боровичском, Маловишерском и Любытинском лесничествах; Валдай - Демянск, Валдай - Соколово - Москва - Санкт-Петербург в Валдайском лесничестве; Яжелбицы - Демянск - Залучье - Старая Русса - Сольцы в Демянском, Старорусском и Солецком лесничествах; Валдай - Демянск - Красея - Лычково в Демянском лесничестве; Подлитовье - Парфино - Старая Русса, Новое Рахино - Сомёнка в Крестецком лесничестве; Любытино - Неболчи - Бокситогорск в Неболчском и Любытинском лесничествах; Демянск - Марёво - Холм в Демянском, Марёвском и Холмском лесничествах; Подлитовье - Парфино - Старая Русса в Парфинском лесничестве; Хвойная - Пестово в Пестовском лесничестве; Старая Русса - Белебёлка - Ямно, Шимск - Старая Русса - Невель в Поддорском лесничестве; Лодейное Поле - Тихвин - Будогощь - Чудово в Чудовском лесничестве; Шимск - Феофилова Пустынь в Шимском лесничестве.
Общая протяженность местных автодорог общего пользования в области составляет 8583,06 км, в том числе: с асфальтобетонным покрытием - 4578,44 км (53,3%), цементобетонным - 11,95 км, гравийным - 3785,97 км (44,1%), грунтовым - 206,69 км (2,6%). С учетом федеральных дорог суммарная протяженность автодорог общего пользования составляет 8916,8 км, в том числе с твердым покрытием - 4924,2 км (55,22%).
Основными транспортными путями, по которым осуществляется вывозка заготовленной древесины в лесах лесничеств Новгородской области, являются указанные автодороги общего пользования: федеральные, региональные и местные. Их содержание и ремонт финансируются соответствующими бюджетами, обеспечивающими в целом удовлетворительное эксплуатационное состояние этих дорог. Кроме того, для непосредственного входа в лесные массивы широко используются полевые сельскохозяйственные, лесовозные и лесохозяйственные дороги. Они связывают места заготовки древесины с сетью автодорог общего пользования. Служба содержания и ремонта таких лесных дорог практически отсутствует, поэтому для вывозки заготовленного леса их можно использовать как сезонные только в зимний период.
Для обеспечения круглогодовой транспортной доступности лесов необходимо наличие развитой сети автодорог с капитальными и усовершенствованными покрытиями.
В настоящее время общая протяженность дорог всех технических категорий в лесничествах области составляет 35057,0 км автодорог.
Характеристика транспортной сети по лесничествам Новгородской области по состоянию на 01.01.2011 представлена в таблице 26.
Таблица 26 - Протяженность и состояние автодорог по лесничествам Новгородской области
Наименование лесничества | Всего (км) | В том числе по категориям (км) | Густота дорог (км/тыс. га) | |||
шоссе | проселочные | полевые, лесные | сезонные зимние | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Батецкое | 1296,0 | 275,0 | 210,0 | 800,0 | 11,0 | 8,2 |
Боровичское | 2402,0 | 509,0 | 563,0 | 1329,0 | 1,0 | 7,6 |
Валдайское | 1279,0 | 209,0 | 352,0 | 716,0 | 2,0 | 9,0 |
Волотовское | 765,0 | 101,0 | 161,0 | 479,0 | 24,0 | 7,7 |
Новоселицкое | 1098,0 | 277,0 | 174,0 | 639,0 | 8,0 | 6,1 |
Демянское | 2075,0 | 231,0 | 412,0 | 1423,0 | 9,0 | 7,8 |
Крестецкое | 1929,0 | 225,0 | 476,0 | 1228,0 | - | 6,9 |
Любытинское | 1423,0 | 149,0 | 236,0 | 1035,0 | 3,0 | 8,9 |
Маловишерское | 1563,0 | 223,0 | 326,0 | 1000,0 | 14,0 | 4,8 |
Марёвское | 1212,0 | 86,0 | 314,0 | 812,0 | - | 6,7 |
Мошенское | 1664,0 | 261,0 | 393,0 | 1008,0 | 2,0 | 6,6 |
Неболчское | 2182,0 | 250,0 | 327,0 | 1464,0 | 141,0 | 7,5 |
Новгородское | 1260,0 | 400,0 | 275,0 | 558,0 | 27,0 | 5,6 |
Окуловское | 1700,0 | 353,0 | 354,0 | 993,0 | - | 7,1 |
Парфинское | 963,0 | 153,0 | 219,0 | 578,0 | 13,0 | 6,3 |
Пестовское | 1544,0 | 257,0 | 530,0 | 752,0 | 5,0 | 7,3 |
Поддорское | 1266,0 | 185,0 | 201,0 | 787,0 | 93,0 | 4,6 |
Солецкое | 1293,0 | 215,0 | 274,0 | 802,0 | 2,0 | 9,2 |
Старорусское | 2174,0 | 406,0 | 476,0 | 1288,0 | 4,0 | 7,0 |
Хвойнинское | 1808,0 | 196,0 | 554,0 | 1045,0 | 13,0 | 5,7 |
Холмское | 1366,0 | 180,0 | 230,0 | 931,0 | 25,0 | 6,8 |
Чудовское | 1321,0 | 231,0 | 175,0 | 894,0 | 21,0 | 5,7 |
Шимское | 1474,0 | 260,0 | 312,0 | 902,0 | - | 8,0 |
Итого | 35057,0 | 5632,0 | 7544,0 | 21463,0 | 418,0 | 6,8 |
Учитывая собирательный характер лесопользования, важным показателем транспортной освоенности лесов региона является удельная суммарная протяженность (густота) дорог, приходящаяся на 1,0 тыс. га площади.