Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 27.06.2014)

1.2.5. Характеристика транспортной доступности освоения лесов, включая данные о существующих транспортных путях в лесах (включая лесные дороги), их протяженности и состоянии по лесничествам (расстояние вывозки древесины и других лесных ресурсов с указанием пунктов погрузки заготовленной древесины). Обеспеченность транспортными путями в сравнении с потребностью в них


Новгородская область занимает важное место в системе транспортных связей северо-западного экономического района. В силу географического расположения территория области в значительной мере обеспечивает транзитные транспортные связи и имеет развитую сеть транспортных коммуникаций как с регионами России, так и с другими странами. Основу этих связей составляет международный транспортный коридор "Северо-восток - юго-восток" (Трансъевропейский транспортный коридор N 9), в состав которого входит основной железнодорожный маршрут, включающий участок железной дороги Санкт-Петербург - Тверь - Москва, и основной автомобильный маршрут, включающий участок автодороги Москва - Санкт-Петербург (автодорога "Россия", М-10), представленный железнодорожной и автомобильной магистралями.

Область имеет широко развитую сеть железных дорог широкой колеи, обеспечивающих надежную доставку сырья и лесопродукции. Территорию области пересекают следующие железнодорожные магистрали широкой колеи:

1) Санкт-Петербург (СПб, Моск.) - Чудово (ст. Чудово мск) - Окуловка - Угловка - Бологое - Тверь - Москва (Москва, Лен.);

2) Санкт-Петербург (СПб, Витебск) - Дно - (Киев, Минск, Псков, Кишинев);

3) Великий Новгород (ст. Новгород на Волхове) - Батецкий (ст. Батецкая) - Луга (ст. Луга II);

4) Великий Новгород (ст. Новгород на Волхове) - Новолисино - Павловск - Санкт-Петербург (СПб, Витебск);

5) Великий Новгород (ст. Новгород на Волхове) - Чудово (ст. Чудово Новгородское - ст. Удово Кировское) - Волхов (ст. Волховстрой-I);

6) Бологое - Валдай - Старая Русса - Дно;

7) Валдай - Крестцы;

8) Угловка - Боровичи;

9) Окуловка - Неболчи;

10) Санкт-Петербург - Мга - Кириши - Неболчи - Хвойная - Кабожа - Пестово - Москва (Москва, Савел.);

11) Кабожа - Подборовье.

Общая протяженность железных дорог в области достаточно высокая и составляет 1153,0 км. В то же время на территории 5 лесничеств области железные дороги широкой колеи отсутствуют, что снижает возможность и эффективность использования этого вида транспорта для перевозок лесоматериалов. Не имеют железнодорожных лесных терминалов Мошенское, Новоселицкое, Поддорское, Марёвское и Холмское лесничества. Протяженность железнодорожных путей широкой колеи на территории лесничеств области составляет: Батецкое - 91,8; Боровичское - 30,0; Валдайское - 46,2; Волотовское - 21,4; Новоселицкое - 0; Демянское - 31,1; Крестецкое - 30,1; Любытинское - 55,4; Маловишерское - 67,6; Марёвское - 0; Мошенское - 0; Неболчское - 83,9; Новгородское - 139,0; Окуловское - 116,7; Парфинское - 49,8; Пестовское - 62,0 Поддорское - 0; Солецкое - 50,5; Старорусское - 41,1; Хвойнинское - 120,8; Холмское - 0; Чудовское - 95,9; Шимское - 19,9 км.

Следует также отметить, что на территории области в советское время существовала достаточно развитая сеть лесовозных узкоколейных железных дорог общей протяженностью 277,0 км. Наибольшую протяженность узкоколейные железные дороги имели на территории современных Новгородского (135,5 км), Хвойнинского (49,5 км) и Демянского (45,4 км) лесничеств. В период перестройки верхнее строение путей узкоколейных железных дорог не содержалось и не охранялось, пришло в упадок и в настоящее время эти дороги находятся в неэксплуатационном состоянии. Их реконструкция для первичного лесотранспорта нецелесообразна ввиду высоких эксплуатационных затрат и отсутствия возможности их интеграции в единую транспортную сеть области.

Помимо железных дорог широкой колеи и автомагистралей, имеющих федеральное значение общей протяженностью 333,8 км, на территории области выделена сеть основных территориальных автодорог относящихся к областной собственности.

В восточной части Новгородской области проходят важные для организации эффективного лесопользования автодороги Крестцы - Окуловка - Боровичи и Устюжна - Валдай. Автодорога Крестцы - Окуловка - Боровичи связывает три перспективных лесных районных центра между собой и связана с областным центром - Великий Новгород с выходом на федеральную автодорогу Москва - Санкт-Петербург. Автодорога Устюжна - Валдай является единственным выходом Новгородской области в Вологодскую область. Она проходит вдоль границы с Тверской областью, обеспечивая доступность освоения местных лесов и соединяя многие населенные пункты с двумя районными центрами, центром области и железнодорожными станциями.

Для освоения лесных районов области важное транспортно-логистическое значение имеют также автодороги: Великий Новгород - Луга в Батецком и Новгородском лесничествах; Боровичи - Перелучи, Волгино - Хвойная и Спасская Полисть - Малая Вишера - Любытино - Боровичи в Боровичском, Маловишерском и Любытинском лесничествах; Валдай - Демянск, Валдай - Соколово - Москва - Санкт-Петербург в Валдайском лесничестве; Яжелбицы - Демянск - Залучье - Старая Русса - Сольцы в Демянском, Старорусском и Солецком лесничествах; Валдай - Демянск - Красея - Лычково в Демянском лесничестве; Подлитовье - Парфино - Старая Русса, Новое Рахино - Сомёнка в Крестецком лесничестве; Любытино - Неболчи - Бокситогорск в Неболчском и Любытинском лесничествах; Демянск - Марёво - Холм в Демянском, Марёвском и Холмском лесничествах; Подлитовье - Парфино - Старая Русса в Парфинском лесничестве; Хвойная - Пестово в Пестовском лесничестве; Старая Русса - Белебёлка - Ямно, Шимск - Старая Русса - Невель в Поддорском лесничестве; Лодейное Поле - Тихвин - Будогощь - Чудово в Чудовском лесничестве; Шимск - Феофилова Пустынь в Шимском лесничестве.

Общая протяженность местных автодорог общего пользования в области составляет 8583,06 км, в том числе: с асфальтобетонным покрытием - 4578,44 км (53,3%), цементобетонным - 11,95 км, гравийным - 3785,97 км (44,1%), грунтовым - 206,69 км (2,6%). С учетом федеральных дорог суммарная протяженность автодорог общего пользования составляет 8916,8 км, в том числе с твердым покрытием - 4924,2 км (55,22%).

Основными транспортными путями, по которым осуществляется вывозка заготовленной древесины в лесах лесничеств Новгородской области, являются указанные автодороги общего пользования: федеральные, региональные и местные. Их содержание и ремонт финансируются соответствующими бюджетами, обеспечивающими в целом удовлетворительное эксплуатационное состояние этих дорог. Кроме того, для непосредственного входа в лесные массивы широко используются полевые сельскохозяйственные, лесовозные и лесохозяйственные дороги. Они связывают места заготовки древесины с сетью автодорог общего пользования. Служба содержания и ремонта таких лесных дорог практически отсутствует, поэтому для вывозки заготовленного леса их можно использовать как сезонные только в зимний период.

Для обеспечения круглогодовой транспортной доступности лесов необходимо наличие развитой сети автодорог с капитальными и усовершенствованными покрытиями.

В настоящее время общая протяженность дорог всех технических категорий в лесничествах области составляет 35057,0 км автодорог.

Характеристика транспортной сети по лесничествам Новгородской области по состоянию на 01.01.2011 представлена в таблице 26.

Таблица 26 - Протяженность и состояние автодорог по лесничествам Новгородской области

Наименование лесничества

Всего (км)

В том числе по категориям (км)

Густота дорог (км/тыс. га)

шоссе

проселочные

полевые, лесные

сезонные зимние

1

2

3

4

5

6

7

Батецкое

1296,0

275,0

210,0

800,0

11,0

8,2

Боровичское

2402,0

509,0

563,0

1329,0

1,0

7,6

Валдайское

1279,0

209,0

352,0

716,0

2,0

9,0

Волотовское

765,0

101,0

161,0

479,0

24,0

7,7

Новоселицкое

1098,0

277,0

174,0

639,0

8,0

6,1

Демянское

2075,0

231,0

412,0

1423,0

9,0

7,8

Крестецкое

1929,0

225,0

476,0

1228,0

-

6,9

Любытинское

1423,0

149,0

236,0

1035,0

3,0

8,9

Маловишерское

1563,0

223,0

326,0

1000,0

14,0

4,8

Марёвское

1212,0

86,0

314,0

812,0

-

6,7

Мошенское

1664,0

261,0

393,0

1008,0

2,0

6,6

Неболчское

2182,0

250,0

327,0

1464,0

141,0

7,5

Новгородское

1260,0

400,0

275,0

558,0

27,0

5,6

Окуловское

1700,0

353,0

354,0

993,0

-

7,1

Парфинское

963,0

153,0

219,0

578,0

13,0

6,3

Пестовское

1544,0

257,0

530,0

752,0

5,0

7,3

Поддорское

1266,0

185,0

201,0

787,0

93,0

4,6

Солецкое

1293,0

215,0

274,0

802,0

2,0

9,2

Старорусское

2174,0

406,0

476,0

1288,0

4,0

7,0

Хвойнинское

1808,0

196,0

554,0

1045,0

13,0

5,7

Холмское

1366,0

180,0

230,0

931,0

25,0

6,8

Чудовское

1321,0

231,0

175,0

894,0

21,0

5,7

Шимское

1474,0

260,0

312,0

902,0

-

8,0

Итого

35057,0

5632,0

7544,0

21463,0

418,0

6,8


Учитывая собирательный характер лесопользования, важным показателем транспортной освоенности лесов региона является удельная суммарная протяженность (густота) дорог, приходящаяся на 1,0 тыс. га площади.