Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 27.06.2014)

Рисунок 6. Густота транспортной сети автодорог Новгородской области с их распределением по категориям*

________________
     * Рисунок 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  

Наибольшая густота транспортной сети отмечается в Солецком, Валдайском и Любытинском лесничествах, наименьшая - в Поддорском, Новгородском, Хвойнинском и Чудовском лесничествах.

Важным показателем транспортной доступности освоения лесов области является обеспеченность транспортными путями в сравнении с потребностью в них. Для целей лесопользования используются все виды дорог, имеющиеся на лесной территории. Для лесного хозяйства оптимальной является густота 10-12 км/1,0 тыс. га, что при равномерном распределении дорог по площади обеспечивает поквартальную транспортную доступность. Такую густоту транспортной сети имеет лишь половина лесничеств Новгородской области.

Для лесозаготовительного комплекса оптимальная густота транспортной сети в значительной мере зависит от техники и технологии лесосечных работ, стоимости строительства и содержания лесовозных дорог, себестоимости вывозки заготовленных лесоматериалов. Для минимизации расходов на лесосечно-транспортные процессы в лесной отрасли широко используют распределение лесных дорог по степени их капитальности на категории. Чем выше грузооборот лесной дороги и выше интенсивность движения, тем более капитальным, а, следовательно, и дорогим должен быть путь.

В классификации лесовозных дорог выделяют магистральные лесовозные дороги, ветки, усы, магистральные волоки, пасечные волоки. Густота и суммарная протяженность пасечных волоков определяется технологией лесосечных работ и технической характеристикой валочных машин и механизмов (радиус захвата). Густота магистральных волоков, усов, веток и лесовозных магистралей тесно зависят друг от друга, так что уменьшение густоты и суммарной протяженности одних приводит к увеличению густоты и суммарной протяженности других. Такая взаимосвязь позволяет оптимизировать структуру лесной сети по критерию минимума суммарных затрат на трелевку леса, строительство волоков, усов, веток и магистралей и вывозку по ним. Как показывают расчеты, для грунтово-гидрологических и лесотаксационных условий Новгородской области оптимальная густота лесотранспортных путей, обеспечивающая минимум расходов на трелевку леса, строительство и содержание пасечных, магистральных волоков, усов, веток и лесовозных магистралей и автовывозку по усам, веткам и магистралям, обеспечивается при зоне тяготения к магистрали - 32,0 км, зоне тяготения к ветке - 7,0 км, зоне тяготения к усу - 4,0 км. Такая оптимальная структура для лесозаготовительного производства дорог будет обеспечена при суммарной густоте путей (магистраль, ветка, ус, магистральный волок) 7,0 км/1,0 тыс. га.

Средняя фактическая густота транспортных путей Новгородской области составляет 6,8 км/1,0 тыс. га, по территориям лесничеств транспортная сеть распределена крайне неравномерно. 11 лесничеств из 23 имеют недостаточную густоту транспортной сети: Новоселицкое, Крестецкое, Маловишерское, Марёвское, Мошенское, Новгородское, Парфинское, Поддорское, Хвойнинское, Холмское и Чудовское.

Расстояние вывозки до погрузочных пунктов составляет от 25,0 км до 100,0 км и более.

На расстоянии вывозки до 25,0 км расположены пункты погрузки - ж/д ст. Подберезье, Угловка, Киприя, Рогавка, Лыкошино, Кириши, Торфяное; до 40,0 км - ж/д ст. Батецкая, Едрово, Дворец, Валдай, Волот, Гамзино, Неболчи, Большая Вишера, Малая Вишера, Бурга, Водогон, Торбино, Боровёнка, Окуловка, Парфино, Сольцы, Уторгош, Анциферово, Песь, Хвойная, Чудово; до 60,0 км - ж/д ст. Боровичи, Лычково, Крестцы, Будогощь, Великий Новгород, Пестово; до 80,0 км - ж/д ст. Пола, Дедовичи; до 100,0 км и более - ж/д ст. Кневицы, Старая Русса, Локня, Адреаполь.

Густота лесной транспортной сети для рубок ухода за лесом должна быть еще выше, чем для рубок при заготовке спелых и перестойных насаждений. Для эффективных рубок ухода за лесом она должна составлять 10,0 - 15,0 км/1,0 тыс. га. Такой густоты не имеет ни одно из лесничеств Новгородской области. Для эффективного проведения рубок ухода за лесом суммарная густота транспортной сети области должна быть увеличена в 1,5 - 2 раза.