Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением объемов строительства, расширением международной торговли и развитием сферы услуг.
В настоящее время одной из причин, сдерживающих социально-экономическое развитие области, является неудовлетворительное состояние и недостаточный технический уровень развития существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения.
Важнейшими задачами развития экономики области, определенными в Концепции социально-экономического развития области на 2012 - 2014 годы, принятой областным законом от 05.12.2011 N 1129-ОЗ, являются обеспечение круглогодичного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам области, сохранение от разрушения действующей сети автомобильных дорог и сооружений на них, развитие туристического комплекса.
В условиях активного развития межрегионального сотрудничества для обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения необходимо совершенствование технического уровня автомобильных дорог общего пользования, формирование новых и развитие традиционных автодорожных коридоров, обеспечивающих гарантированные межрегиональные и внутриобластные транспортные связи.
Проблема обеспечения сохранности и модернизации сети автомобильных дорог в области носит масштабный и комплексный характер, что требует комплексного подхода к ее решению с привлечением сил и средств областного и местного уровней.
В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не может считаться удовлетворительным, поскольку 82,0 % из 8220 км автомобильных дорог не соответствует требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области. Прочность дорожных одежд, ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики, требующие приведения в соответствие с нормами в условиях возрастающей интенсивности движения и увеличения количества автотранспортных средств.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог области остаются выше темпов восстановления и развития, что обусловлено высоким ростом парка автотранспортных средств, интенсивности движения на опорной сети автомобильных дорог общего пользования, а также увеличением в составе автотранспортных потоков доли большегрузных автомобилей.
На автомобильных дорогах с асфальтобетонными типами покрытий износ покрытий составляет 80,0 %. Выполнение работ по ямочному ремонту кардинально ситуацию не меняет. Большинство автомобильных дорог области, запроектированных и построенных 30 - 40 лет назад под расчетную нагрузку в 6 т, по несущей способности не в полной мере обеспечивают проезд современного тяжеловесного транспорта, что приводит к их ускоренному разрушению.
Данная ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного финансирования и, как следствие, несоблюдения межремонтных сроков на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Также острая ситуация складывается и с техническим состоянием мостовых сооружений. В настоящее время 26 мостов - деревянные, из капитальных мостов - 21,0 % имеют оценку "неудовлетворительно".
Неудовлетворительное состояние дорожной сети непосредственно сопряжено с колоссальными экономическими издержками и отрицательными социальными последствиями.
Относительно высокой остается доля дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий (23,0 %).
Отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием является одной из главных причин слабого развития агропромышленного комплекса, низкого жизненного уровня на селе. Отсутствие подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам обусловливает значительные затраты на перевозки по грунтовым автомобильным дорогам, которые в 1,8 - 2,2 раза выше, чем по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
По состоянию на 1 января 2012 года 886 сельских населенных пунктов области с численностью постоянного населения 4661 человек не имеют круглогодичной связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в том числе на региональных и межмуниципальных дорогах - 82 населенных пункта.
Низкие темпы развития сети автомобильных дорог общего пользования усугубляют проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи.
Еще один проблемный вопрос - состояние улично-дорожной сети в населенных пунктах области.
Отсутствие системного подхода к решению задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства, а также недостаточность объемов финансирования привели к хроническому недоремонту улично-дорожной сети.
Финансирование работ на улично-дорожной сети зачастую проводилось исходя из конъюнктурной необходимости (ремонт отдельных участков магистральных улиц, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии) без применения методов среднесрочного планирования и разработки проектной документации.
Мероприятия Программы по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах поселений и городского округа, направлены на прирост площади поверхности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах поселений и городского округа, приведенных в нормативное состояние.
Перечень объектов по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов формируется на основе оценки существующего транспортно-эксплуатационного состояния, наличия проектной документации и социально-экономической значимости объектов улично-дорожной сети.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом парка автотранспортных средств.
Современные социально-экономические условия требуют уточнения приоритетов в развитии дорожного хозяйства, увязки существующих областных и местных целевых программ. В целях наиболее эффективной реализации на территории области федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, необходима разработка Программы, а также муниципальных программ (планов), содержащих мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В этой ситуации приоритетными направлениями в развитии дорожного хозяйства являются:
содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, при котором должно быть приостановлено разрушение дорог и обеспечены их сохранность, безопасность дорожного движения;
ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, который должен приостановить разрушение дорог и обеспечить доведение их до состояния, соответствующего уровню нормативных нагрузок;
ликвидация (реконструкция) наиболее неблагоприятных участков автомобильных дорог с высокой повторяемостью дорожно-транспортных происшествий;
высокое качество ремонтных работ, при котором может быть достигнута эксплуатационная надежность и долговечность автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Организация содержания, ремонта и капитального ремонта, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования без целенаправленного объединения мероприятий по дорожной деятельности в перспективную программу развития влечет за собой следующие негативные факторы: