Действующий

Об утверждении Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года (с изменениями на 20 декабря 2019 года)



Паспорт направления IV

(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)

Ответственный исполнитель направления

-

Министерство здравоохранения Челябинской области

Цели направления

-

создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям;

улучшение состояния здоровья детей и матерей;

снижение материнской, младенческой и детской смертности;

снижение уровня вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку

Задачи направления

-

повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;

развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям;

совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной и фетальной хирургии;

снижение уровня первичной инвалидности детей;

профилактика и снижение количества абортов;

увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар "мать - дитя" в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции

Целевые индикаторы и показатели направления

-

доля обследованных беременных женщин в первом триместре беременности по алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности;

охват неонатальным скринингом;

охват аудиологическим скринингом;

показатель ранней неонатальной смертности;

смертность детей 0 - 17 лет;

доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах;

выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре;

больничная летальность детей;

первичная инвалидность детей;

число абортов (на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет);

охват пар "мать - дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами

(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 11.08.2016 N 448-рп)

Этапы и сроки реализации направления

-

направление реализуется в два этапа:

первый этап: 2013 - 2015 годы;

второй этап: 2016 - 2020 годы

Ожидаемые результаты реализации направления

увеличение доли обследованных беременных женщин в первом триместре беременности по алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности до 70 процентов;

увеличение доли новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных до 95 процентов;

увеличение доли новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг, от общего числа новорожденных до 95 процентов;

снижение ранней неонатальной смертности до 2,7 случая на 1000 родившихся живыми;

снижение смертности детей 0 - 17 лет до 62 случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста;

увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, до 85 процентов;

увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре до 82,5 процента;

снижение больничной летальности детей до 0,2 процента;

снижение первичной инвалидности детей до 23,5 случая на 10 тыс. детей соответствующего возраста;

снижение числа абортов (на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет) до 26,9 единицы;

увеличение доли охвата пар "мать - дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами до 99,9 процента;

(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 11.08.2016 N 448-рп, от 20.07.2017 N 437-рп, от 22.01.2018 N 28-рп, от 04.12.2018 N 874-рп)


Направление определяет цели, задачи и основные мероприятия развития акушерско-гинекологической и педиатрической службы в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.


(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)


Основными задачами работы службы родовспоможения и детства являются обеспечение мероприятий по охране здоровья женщин и детей как основного репродуктивного потенциала и обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации путем снижения материнской и младенческой смертности.


С 2005 года в Челябинской области отмечается четкая динамика снижения общей численности женщин, в том числе женщин фертильного возраста: количество женщин сократилось на 40103 человека (2,1 процента) и составило к началу 2013 года 1888886 человек, в том числе женщин фертильного возраста уменьшилось на 144042 человека (14,5 процента) и составило 864352 человека.


Благодаря реализуемым государственным программам, направленным на улучшение демографической ситуации, поддержке материнства и детства в последние годы появилась положительная динамика естественного прироста населения в Челябинской области. Впервые за многие годы рождаемость превысила смертность.


Демографическая ситуация в Челябинской области в течение 2005 - 2012 годов представлена в таблице:

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Рождаемость (случаев на 100 тыс. населения)

10,4

10,7

11,6

12,9

13,0

13,3

13,6

14,3

Смертность (случаев на 100 тыс. населения)

16,4

15,4

14,9

15,0

14,3

14,3

14,2

14,2


При общей тенденции к снижению численности детей с 2005 года на 48800 человек (7,2 процента) с 2008 года отмечается рост количества детей от 0 - 14 года жизни преимущественно за счет детей 1 года, однако по-прежнему катастрофически снижается численность подростков. За анализируемый период детей первого года увеличилось на 12100 человек (36,4 процента), а подростков уменьшилось на 63402 (40,2 процента). Всего численность детей от 0 до 17 лет в Челябинской области составляет 627143 человека, из них от 0 до 14 лет - 533035, подростков от 15 до 17 лет - 94108.


Несмотря на снижение репродуктивного потенциала (снизилось число женщин фертильного возраста и подростков), количество родов в Челябинской области за 10 лет увеличилось на 136 процентов (с 36624 до 49885). Только за 2012 год в Челябинской области родилось на 5,4 процента детей больше, чем в 2011 году (49885 против 47300).


В сложившихся условиях наиболее важным является комплексный подход к охране здоровья каждой женщины и каждого ребенка путем организации эффективной системы оказания медицинской помощи.


Началом эффективной реорганизации системы оказания медицинской помощи послужил ПНП "Здоровье". Наиболее значимыми мероприятиями явились повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, дополнительные выплаты врачам и медсестрам участковой службы, медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов и учреждений скорой медицинской помощи, улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения за счет средств родовых сертификатов.


За последние 5 лет реализации ПНП "Здоровье" в Челябинской области увеличилось число медицинских работников первичного звена здравоохранения, которым осуществляются дополнительные выплаты, с 3256 человек в 2008 году до 6066 человек в 2012 году, что привело к увеличению общего размера дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения с 389195 тыс. рублей в 2008 году до 664178 тыс. рублей в 2012 году. Таким образом, число медицинских работников первичного звена здравоохранения, которым производятся дополнительные выплаты, увеличилось за 5 лет на 46,3 процента, общий размер дополнительных выплат вырос на 41,4 процента. Это напрямую повлияло на повышение заработной платы.


В рамках осуществления финансовой поддержки учреждений родовспоможения путем выдачи родовых сертификатов в роддома и женские консультации поступило более 2242,8 млн. рублей (429,7 млн. рублей - в 2008 году, 449,3 млн. рублей - в 2009 году, 460,4 млн. рублей - в 2010 году, 460,7 млн. рублей - в 2011 году, 442,7 млн. рублей - в 2012 году), что позволило не только повысить заработную плату медицинским работникам, но и улучшить снабжение лечебных учреждений необходимым медицинским оборудованием, расходными материалами и наиболее эффективными медикаментами для оказания качественной помощи матерям и детям. Основной акцент в оснащении родильных домов и женских консультаций был сделан на медицинском оборудовании для оказания реанимационной помощи женщинам и детям, диагностическом оборудовании для оценки внутриутробного состояния плода, оборудовании для соблюдения санитарно-эпидемиологического режима для обеспечения безопасности медицинской деятельности и профилактики внутрибольничного инфицирования. В частности было закуплено 18 ультразвуковых аппаратов экспертного класса, 29 ультразвуковых сканеров среднего класса, включая переносные аппараты для оказания экстренной и неотложной помощи, 193 фетальных монитора для оценки внутриутробного состояния плода, 96 инкубаторов для новорожденных, 55 аппаратов искусственной вентиляции легких для новорожденных и 27 - для женщин, 105 открытых реанимационных систем и другое.