(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)
Ответственный исполнитель направления | - | Министерство здравоохранения Челябинской области |
Цели направления | - | создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям; улучшение состояния здоровья детей и матерей; снижение материнской, младенческой и детской смертности; снижение уровня вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку |
Задачи направления | - | повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям; совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной и фетальной хирургии; снижение уровня первичной инвалидности детей; профилактика и снижение количества абортов; увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар "мать - дитя" в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции |
Целевые индикаторы и показатели направления | - | доля обследованных беременных женщин в первом триместре беременности по алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности; охват неонатальным скринингом; охват аудиологическим скринингом; показатель ранней неонатальной смертности; смертность детей 0 - 17 лет; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах; выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре; больничная летальность детей; первичная инвалидность детей; число абортов (на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет); охват пар "мать - дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами |
(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 11.08.2016 N 448-рп) | ||
Этапы и сроки реализации направления | - | направление реализуется в два этапа: первый этап: 2013 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2020 годы |
Ожидаемые результаты реализации направления | увеличение доли обследованных беременных женщин в первом триместре беременности по алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности до 70 процентов; увеличение доли новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных до 95 процентов; увеличение доли новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг, от общего числа новорожденных до 95 процентов; снижение ранней неонатальной смертности до 2,7 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности детей 0 - 17 лет до 62 случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста; увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, до 85 процентов; увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре до 82,5 процента; снижение больничной летальности детей до 0,2 процента; снижение первичной инвалидности детей до 23,5 случая на 10 тыс. детей соответствующего возраста; снижение числа абортов (на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет) до 26,9 единицы; увеличение доли охвата пар "мать - дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами до 99,9 процента; | |
(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 11.08.2016 N 448-рп, от 20.07.2017 N 437-рп, от 22.01.2018 N 28-рп, от 04.12.2018 N 874-рп) |
Направление определяет цели, задачи и основные мероприятия развития акушерско-гинекологической и педиатрической службы в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
(в ред. Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.07.2015 N 350-рп)
Основными задачами работы службы родовспоможения и детства являются обеспечение мероприятий по охране здоровья женщин и детей как основного репродуктивного потенциала и обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации путем снижения материнской и младенческой смертности.
С 2005 года в Челябинской области отмечается четкая динамика снижения общей численности женщин, в том числе женщин фертильного возраста: количество женщин сократилось на 40103 человека (2,1 процента) и составило к началу 2013 года 1888886 человек, в том числе женщин фертильного возраста уменьшилось на 144042 человека (14,5 процента) и составило 864352 человека.
Благодаря реализуемым государственным программам, направленным на улучшение демографической ситуации, поддержке материнства и детства в последние годы появилась положительная динамика естественного прироста населения в Челябинской области. Впервые за многие годы рождаемость превысила смертность.
Демографическая ситуация в Челябинской области в течение 2005 - 2012 годов представлена в таблице:
Годы | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Рождаемость (случаев на 100 тыс. населения) | 10,4 | 10,7 | 11,6 | 12,9 | 13,0 | 13,3 | 13,6 | 14,3 |
Смертность (случаев на 100 тыс. населения) | 16,4 | 15,4 | 14,9 | 15,0 | 14,3 | 14,3 | 14,2 | 14,2 |
При общей тенденции к снижению численности детей с 2005 года на 48800 человек (7,2 процента) с 2008 года отмечается рост количества детей от 0 - 14 года жизни преимущественно за счет детей 1 года, однако по-прежнему катастрофически снижается численность подростков. За анализируемый период детей первого года увеличилось на 12100 человек (36,4 процента), а подростков уменьшилось на 63402 (40,2 процента). Всего численность детей от 0 до 17 лет в Челябинской области составляет 627143 человека, из них от 0 до 14 лет - 533035, подростков от 15 до 17 лет - 94108.
Несмотря на снижение репродуктивного потенциала (снизилось число женщин фертильного возраста и подростков), количество родов в Челябинской области за 10 лет увеличилось на 136 процентов (с 36624 до 49885). Только за 2012 год в Челябинской области родилось на 5,4 процента детей больше, чем в 2011 году (49885 против 47300).
В сложившихся условиях наиболее важным является комплексный подход к охране здоровья каждой женщины и каждого ребенка путем организации эффективной системы оказания медицинской помощи.
Началом эффективной реорганизации системы оказания медицинской помощи послужил ПНП "Здоровье". Наиболее значимыми мероприятиями явились повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, дополнительные выплаты врачам и медсестрам участковой службы, медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов и учреждений скорой медицинской помощи, улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения за счет средств родовых сертификатов.
За последние 5 лет реализации ПНП "Здоровье" в Челябинской области увеличилось число медицинских работников первичного звена здравоохранения, которым осуществляются дополнительные выплаты, с 3256 человек в 2008 году до 6066 человек в 2012 году, что привело к увеличению общего размера дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения с 389195 тыс. рублей в 2008 году до 664178 тыс. рублей в 2012 году. Таким образом, число медицинских работников первичного звена здравоохранения, которым производятся дополнительные выплаты, увеличилось за 5 лет на 46,3 процента, общий размер дополнительных выплат вырос на 41,4 процента. Это напрямую повлияло на повышение заработной платы.
В рамках осуществления финансовой поддержки учреждений родовспоможения путем выдачи родовых сертификатов в роддома и женские консультации поступило более 2242,8 млн. рублей (429,7 млн. рублей - в 2008 году, 449,3 млн. рублей - в 2009 году, 460,4 млн. рублей - в 2010 году, 460,7 млн. рублей - в 2011 году, 442,7 млн. рублей - в 2012 году), что позволило не только повысить заработную плату медицинским работникам, но и улучшить снабжение лечебных учреждений необходимым медицинским оборудованием, расходными материалами и наиболее эффективными медикаментами для оказания качественной помощи матерям и детям. Основной акцент в оснащении родильных домов и женских консультаций был сделан на медицинском оборудовании для оказания реанимационной помощи женщинам и детям, диагностическом оборудовании для оценки внутриутробного состояния плода, оборудовании для соблюдения санитарно-эпидемиологического режима для обеспечения безопасности медицинской деятельности и профилактики внутрибольничного инфицирования. В частности было закуплено 18 ультразвуковых аппаратов экспертного класса, 29 ультразвуковых сканеров среднего класса, включая переносные аппараты для оказания экстренной и неотложной помощи, 193 фетальных монитора для оценки внутриутробного состояния плода, 96 инкубаторов для новорожденных, 55 аппаратов искусственной вентиляции легких для новорожденных и 27 - для женщин, 105 открытых реанимационных систем и другое.