Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЕТИ ЮЖНОГО УРАЛА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 20.12.2016)

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В Челябинской области проживают более 670 тыс. детей. Целенаправленно проводится работа по улучшению их благополучия, в том числе социально уязвимых категорий детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми является одним из приоритетных направлений государственной и региональной социальной политики.

Челябинская область выполняет все обязательства в отношении предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки детям и семьям с детьми. Создана необходимая законодательная и нормативная база в сфере социальной защиты населения, многофункциональная сеть государственных учреждений социального обслуживания.

Реализация законов Челябинской области о социальной поддержке позволяет существенно увеличить реальный доход различных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Назначение и выплата единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, регулируются постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 года N 276 "Об утверждении Порядка выплаты единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета".

Действующая система выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.

Пособия гражданам в связи с рождением и воспитанием детей назначаются в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Челябинской области от 28.10.2004 года N 299-ЗО "О пособии на ребенка" и Законом Челябинской области от 27.10.2005 года N 417-ЗО "Об областном единовременном пособии при рождении ребенка".

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.08.2016 N 463-П)

Кроме того, в Челябинской области предоставляется дополнительная мера социальной поддержки семей, в которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума в Челябинской области, установленного Законом Челябинской области от 28.04.2005 года N 378-ЗО "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области", в виде ежемесячного пособия по уходу за третьим или последующим ребенком, рожденным после 31 декабря 2012 года.

В соответствии с Законом Челябинской области от 31.03.2010 года N 548-ЗО "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области" многодетной семье со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Законом Челябинской области от 28.04.2005 года N 378-ЗО "Об установлении величины прожиточного минимума в Челябинской области", предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2010 года N 139-П "О порядке предоставления многодетной семье дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" утвержден Порядок предоставления многодетной семье дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок назначения и предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

При реализации семейной политики в Челябинской области в последние годы сделан особый акцент на укреплении государственной поддержки семей с детьми, в том числе семей "групп риска" и семей, оказавшихся в социально опасном положении.

Масштабность, сложность, многообразие проблемы обуславливают необходимость ее комплексного решения, разработки и осуществления мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наиболее сложным вопросом в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос, прежде всего это касается тех детей, которые не имеют жилья.

Из статистических данных следует, что потенциальными получателями жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений являются более 7 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 0 до 18 лет.

За последние 5 лет объем финансирования за счет средств областного и федерального бюджетов на реализацию органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Челябинской области от 22.12.2005 года N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" составил более 1100,0 млн. рублей:

в 2009 году - 140,1 млн. рублей;

в 2010 году - 150,5 млн. рублей;

в 2011 году - 212,1 млн. рублей;

в 2012 году - 282,9 млн. рублей;

в 2013 году - 322,1 млн. рублей.

Стабильное финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило за период с 2005 года по 2012 год предоставить жилые помещения по договорам социального найма 3326 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе покрыть задолженность на 60 процентов, а также в 2013 году обеспечить 337 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

По состоянию на 1 января 2014 года общая численность всех граждан, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, составляет 4098 человек, из них старше 18 лет - 2395 граждан (58,44 процента от общего количества граждан, включенных в список), в том числе 326 граждан, которые имеют судебное решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, в 2014 году фактически нуждаются в жилье 2395 человек, в 2015 году - 2395 человек, в 2016 году - 3000 человек, в 2017 году - 2800 человек.

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2015 N 719-П)

Реализация мероприятий позволит своевременно обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства, создать благоприятные условия для их социальной адаптации в современном обществе и повысить качество их жизни.

При реализации семейной политики в Челябинской области в последние годы сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми.

Однако в условиях сложившейся в Челябинской области демографической ситуации остается актуальным вопрос сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка. Масштабность, сложность, многообразие этой проблемы обуславливают необходимость ее комплексного решения, разработки и осуществления мероприятий при консолидации усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и негосударственных организаций. Обеспечение комфортного лечебно-охранительного режима, введение методов доказательной медицины - над этими проблемами работают врачи, оказывающие помощь новорожденным детям. В настоящее время в Челябинской области уже достаточно технических возможностей, чтобы антенатально выявить патологию, принять соответствующее решение и определить тактику ведения беременности. Улучшению качества жизни детей, начиная с периода новорожденности, способствуют улучшение наблюдения за беременными женщинами и оказания специализированной акушерской помощи, правильно выбранная тактика ведения новорожденного ребенка, раннее выявление патологий.

Благодаря эффективному внедрению новых диагностических, лечебных и организационных технологий, включая организацию неонатальных реанимационно-консультативных центров, установилось устойчивое снижение неонатальной смертности.

По данным всероссийской диспансеризации, до 9,7 процента детей Челябинской области имеют нарушения физического развития, более чем у 30 процентов детей выявлена железодефицитная анемия.