ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2011 года N 188-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 21.09.2011 N 462-па, от 15.11.2011 N 582-па, от 05.05.2012 N 423-па, от 30.07.2012 N 650-па, от 31.08.2012 N 752-па, от 22.10.2012 N 905-па (с изм. от 09.11.2012), от 30.10.2012 N 939-па, от 13.11.2012 N 994-па, от 14.08.2013 N 519-па, от 14.08.2013 N 520-па, от 02.09.2013 N 589-па, от 21.11.2013 N 860-па, от 25.12.2013 N 1009-па)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Курской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области" на 2011 - 2013 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить программы, направленные на повышение уровня и качества жизни пожилых людей.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановлений Администрации Курской области
от 21.09.2011 N 462-па, от 15.11.2011 N 582-па,
от 05.05.2012 N 423-па, от 30.07.2012 N 650-па,
от 31.08.2012 N 752-па, от 22.10.2012 N 905-па
(с изм. от 09.11.2012), от 30.10.2012 N 939-па,
от 13.11.2012 N 994-па, от 14.08.2013 N 519-па,
от 14.08.2013 N 520-па, от 02.09.2013 N 589-па,
от 21.11.2013 N 860-па, от 25.12.2013 N 1009-па)
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | поручение Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3445ГС; поручение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N АЖ-П12-8307; |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | комитет социального обеспечения Курской области |
Государственные заказчики Программы | - | комитет социального обеспечения Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комитет строительства и архитектуры Курской области; комитет по физической культуре и спорту Курской области; комитет по делам молодежи и туризму Курской области |
Основной разработчик Программы | - | комитет социального обеспечения Курской области |
Цели и задачи Программы | - | целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, внедрение новых форм и методов социального обслуживания; развитие сети и укрепление материально-технической базы областных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Курской области, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста; организация мер по укреплению здоровья, организации занятости, культурного досуга, социальной защищенности граждан пожилого возраста; развитие инновационных форм обслуживания, направленных на расширение перечня предоставляемых услуг гражданам пожилого возраста; привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста; повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с гражданами старшего поколения; научно-методическое обеспечение деятельности, направленной на повышение уровня жизни граждан пожилого возраста |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па) | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | количество разработанных и утвержденных нормативных правовых актов, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, а также на внедрение новых форм и методов социального обслуживания; удельный вес граждан пожилого возраста, получивших услуги областных бюджетных учреждений социального обслуживания, от общего числа нуждающихся; количество состоящих на очереди для принятия на социальное обслуживание на дому/из них на очереди более года; количество состоящих на очереди для помещения в стационарные учреждения/из них на очереди более года; количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение в "Университете пожилого человека"; количество граждан пожилого возраста, которые бесплатно посетили спортивные бассейны Курской области; количество граждан пожилого возраста, которые посетили профильные "Школы здорового долголетия"; количество граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях; количество созданных служб социального такси; количество районов, на территории которых обслуживание населения осуществляется мобильными бригадами; количество организованных акций с привлечением волонтерского движения; количество специалистов социального обслуживания населения, работающих с гражданами пожилого возраста и прошедших повышение квалификации; постоянный мониторинг социально-экономического положения граждан пожилого возраста и востребованности новых форм и методов социального обслуживания; количество пожилых граждан, получивших услуги по зубопротезированию; количество проведенных экскурсий для организованных групп пожилых людей по туристско-экскурсионным маршрутам г. Курска и Курской области |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па, от 22.10.2012 N 905-па, от 21.11.2013 N 860-па) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | реализацию Программы предполагается осуществить в один этап в течение 2011 - 2013 гг. |
Перечень основных мероприятий Программы | - | разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, повышение качества предоставляемых услуг, а также внедрение новых форм и методов социального обслуживания с использованием результатов научных исследований; осуществление мероприятий культурно-массового, оздоровительного и образовательного направлений в отношении граждан пожилого возраста; подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с людьми старшего поколения; развитие сети действующих областных бюджетных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; укрепление материально-технической базы действующих областных бюджетных учреждений социального обслуживания; изготовление и размещение наглядного информационного материала; реализация в СМИ информационных проектов социальной направленности |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па) | ||
Исполнители основных мероприятий Программы | - | комитет социального обеспечения Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комитет строительства и архитектуры Курской области; комитет образования и науки Курской области; комитет по физической культуре и спорту Курской области; комитет по делам молодежи и туризму Курской области; администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию); ГБОУ ВПО "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (по согласованию) |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 13.11.2012 N 994-па) | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы составляет 211621,1 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 182853,5 тыс. рублей; за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - 28767,6 тыс. рублей; по перечню строек и объектов для областных государственных нужд - 94600,0 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 13.11.2012 N 994-па, от 14.08.2013 N 519-па, от 14.08.2013 N 520-па, от 02.09.2013 N 589-па, от 21.11.2013 N 860-па) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | общий контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией Курской области, текущий контроль - государственным заказчиком-координатором Программы и исполнителями программных мероприятий |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 905-па) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы | - | охват социальными услугами не менее 98% пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание в г. Курске, г. Железногорске, г. Щигры пунктов проката средств и предметов ухода за пожилыми людьми; проведение ремонта, при необходимости - вывод из эксплуатации, не менее 20% в год не соответствующих действующим санитарным нормам и правилам зданий областных бюджетных учреждений социального обслуживания; создание информационной базы данных для разработки государственных программ Курской области и формирования ежегодного отчета о социально-экономическом положении граждан пожилого возраста в Курской области; решение вопроса безопасного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в областных бюджетных учреждениях социального обслуживания; сокращение имеющейся очередности граждан пожилого возраста на социальное обслуживание; приведение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в областных бюджетных учреждениях социального обслуживания в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами; максимальный охват сельских поселений муниципальных районов мобильными бригадами для обеспечения пожилых граждан социальными, социально-бытовыми и иными услугами; ежегодное обучение в "Университетах пожилого человека" не менее 4000 граждан пожилого возраста, в том числе с посещением факультетов здоровья, культуры и искусства, основ православия, садоводства-огородничества, домоводства, а также факультета информатики |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па, от 21.11.2013 N 860-па) |
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения Курской области по состоянию на 01.01.2011 составила 1125,1 тыс. человек.
В демографических процессах области наметились положительные тенденции: наблюдается небольшой рост рождаемости и снижение смертности, хотя по-прежнему число умерших превышает число родившихся. Численность населения по половозрастному составу в 2009 году распределилась следующим образом: доля мужчин в общей численности населения составляет 45,2%, женщин - 54,8%; количество жителей моложе трудоспособного возраста составляет 171110 чел., в трудоспособном возрасте - 694859 чел. и старше трудоспособного возраста - 282641. Причем в области прослеживается тенденция старения населения. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного составлял в 2008 г. 24,3%, а в 2009 - уже 24,6%. Сокращается и доля сельского населения области, если в 2008 году 36% составляли жители сельских районов, то к началу 2010 года их численность сократилась до 35,3%. Немаловажную роль в этом сыграли и социальные факторы.
Таким образом, пожилые люди - самая быстро растущая возрастная группа в общей численности населения. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного составлял в 2009 г. 24,6%, в 2008 г. - 24,3%. Доля трудоспособного населения, которая составляет 60,5%, сократилась за 2009 г. на 0,4%. Ожидаемая продолжительность жизни населения области при рождении увеличилась с 66,85 лет в 2008 г. до 68,06 лет в 2009 г. В группе лиц старше трудоспособного возраста в 2010 г. число женщин на 1000 мужчин увеличилось на 97 человек по сравнению с 2005 годом и составило 2662 женщины на 1000. Естественная убыль населения частично компенсировалась миграционным приростом - 967 человек в 2009 г.
Увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные и духовно-нравственные изменения. В условиях современного демографического кризиса старшее поколение России является значительным ресурсом экономического развития страны. Использование потенциала пожилых людей может составить определенную базу для дальнейшего развития общества, позволит улучшить их собственное положение, предоставит возможность самореализации.
Последующие годы с учетом демографических тенденций будут характеризоваться дальнейшим увеличением численности пожилых людей. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.
Процесс распада семейных связей также накладывает отпечаток на место пожилого человека в семье и в обществе в целом, процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой супруга, разрыва родственных связей, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Так количество одиноко проживающих пожилых людей в Курской области составило 35,4 тыс. человек. Попадая в разряд пенсионеров, большое количество российских пожилых людей, к сожалению, вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных и культурных притязаний, перейти в иной социальный статус.
В связи с этим возрастает актуальность поиска путей активизации их социального поведения в рамках существующей системы социальной защиты населения. Следует учитывать достаточно значительный интеллектуальный и духовный потенциал личности при изменении социальной роли и социального статуса в обществе. Использование потенциала пожилых людей может составить определенную базу для дальнейшего развития общества, позволит улучшить их собственное положение, предоставит возможность для самореализации. В целом, в обществе должны быть созданы условия, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли высокий социальный статус, привычный образ жизни, оставались полезными и активными членами общества.
Проблемы пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности, проявляются в низком совокупном доходе, одиночестве, а также в удаленности от районного центра. Расчеты показывают, что соотношение обеспеченности врачами сельского и городского населения составляет в среднем 1:4. Основной целью органов социальной защиты населения является осуществление мер по улучшению положения малообеспеченных и социально уязвимых категорий и групп населения, проживающих в удаленных населенных пунктах области, в том числе уточнение степени их социальной защищенности на основе адресного подхода к решению имеющихся проблем, развитие различного рода услуг и применение новых социальных технологий. С учетом необходимости оперативной адресной социальной помощи пожилым людям, проживающим в удаленных сельских районах, применяются разнообразные модели мобильной социальной службы, службы "социального такси" и др. Мобильные бригады обеспечивают пожилых людей социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. Внедрение инновационных форм социального обслуживания позволит значительно повысить удовлетворенность пожилых граждан, нуждающихся в социальных услугах.
Для снижения бюджетных затрат области и решения проблем качества жизни пожилых людей необходимо формирование качественно новой институциональной среды, в которой отношения между государственным сектором и бизнесом стали бы отношениями равных, взаимно уважающих и доверяющих друг другу партнеров. Только в такой среде принципиально возможно широкое и плодотворное развитие государственно-частного партнерства, относящееся к рисковой форме сотрудничества. Внедрение модели частно-государственного партнерства в сфере социального обеспечения может обеспечить значительный вклад в решение проблем социальной защиты пожилых граждан в Курской области. В настоящее время курские организации имеют такой опыт, однако в регионе отсутствует региональное нормативно-правовое обеспечение, регулирующее отношения в сфере государственно-частного партнерства. Разработка механизма оказания социальных услуг с участием частно-государственного и общественно-государственного партнерства позволит обеспечить взаимовыгодные отношения между государственными (в лице органов управления и государственных организаций) и негосударственными (представляющими частный сектор и гражданское общество) структурами.
Появление большого количества пожилых людей на селе порождает ряд трудноразрешимых проблем, таких как недоукомплектованность кадрами системы социального обеспечения, недостаточное развитие материально-технической базы региональной сети областных бюджетных учреждений социального обслуживания (необходимость ее расширения, необходимость проведения капитального ремонта в стационарных учреждениях, отсутствие автотранспорта для технологий надомного обслуживания в удаленных населенных пунктах). Решение этих проблем позволит значительно улучшить качество социального обслуживания пожилого населения и сократить очередность на стационарное обслуживание.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па)
Действующая система оплаты труда социальных работников не обеспечивает реализацию большинства базовых целевых функций и нуждается в совершенствовании. Путем решения этой проблемы может стать создание условий для внедрения накопленного опыта, т.е. конструирование научно-практического и информационного поля, и гибкой системы мотивации и стимулирования труда социальных работников.
Остается острой проблема обеспеченности социальных служб квалифицированными кадрами, имеющими подготовку социально-геронтологического профиля. В настоящее время создано большое количество профессиональных технологий социального обслуживания, способных улучшить жизнь пожилого населения. Проблемой является возможность внедрения и распространения данного опыта в практику предоставления услуг пожилым людям.
В целом, основные проблемы пожилых людей в области, как и в России, заключаются в снижении состояния здоровья, малообеспеченности, одиночестве. Острота проблем этой категории граждан требует принципиальных решений и целенаправленных действий непосредственно в области с учетом местных особенностей и возможностей.
Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Достижение поставленной цели Программы предусматривается решением следующих задач:
разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, внедрение новых форм и методов социального обслуживания;
научно-методическое обеспечение деятельности, направленной на повышение уровня жизни граждан пожилого возраста;
развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;
организация мер по укреплению здоровья, занятости, культурного досуга, социальной защищенности граждан пожилого возраста;
развитие инновационных форм обслуживания, направленных на расширение перечня предоставляемых услуг гражданам пожилого возраста;
привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста;
повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с гражданами старшего поколения.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей представлены в приложении N 1 к настоящей Программе в целом за период реализации Программы с разбивкой по годам.
Предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, повышение качества предоставляемых услуг, а также внедрение новых форм и методов социального обслуживания с использованием результатов научных исследований;
осуществление мероприятий культурно-массового, оздоровительного и образовательного направлений в отношении граждан пожилого возраста;
подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с людьми старшего поколения;
развитие сети областных бюджетных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
(в ред. постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па)
укрепление материально-технической базы областных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Курской области;
(в ред. постановления Администрации Курской области от 15.11.2011 N 582-па)
изготовление и размещение наглядного информационного материала;
реализация в СМИ информационных проектов социальной направленности.
Перечень программных мероприятий со сроками их реализации и объемами финансирования, а также информация о необходимых для реализации каждого мероприятиях ресурсах приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
(в ред. постановления Администрации Курской области
от 13.11.2012 N 994-па)
Источниками финансирования Программы являются областной бюджет, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.