ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 апреля 2011 г. N 149-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области" на 2011 - 2013 годы.

2. Определить:

1) государственным заказчиком-координатором областной целевой программы "Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) - комитет социального обеспечения Курской области;

2) государственными заказчиками Программы - комитет социального обеспечения Курской области, комитет здравоохранения Курской области, комитет по физической культуре и спорту Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области, комитет по делам молодежи и туризму Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 182130,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Комитету социального обеспечения Курской области (О.В. Новикова) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области обеспечить в месячный срок разработку проекта программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 15 апреля 2011 г. N 149-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ

     

1. Анализ проблемы и причины ее возникновения


С учетом данных Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения Курской области по состоянию на 01.01.2011 составила 1125,1 тыс. человек.

В демографических процессах области наметились положительные тенденции: наблюдается небольшой рост рождаемости и снижение смертности, хотя по-прежнему число умерших превышает число родившихся. Численность населения по половозрастному составу в 2009 году распределялась следующим образом: доля мужчин в общей численности населения составляет 45,2%, женщин - 54,8%; количество жителей моложе трудоспособного возраста составляет 171110 чел., в трудоспособном возрасте - 694859 чел. и старше трудоспособного возраста - 282641. Причем в области прослеживается тенденция старения населения. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного составлял в 2008 г. 24,3%, а в 2009 - уже 24,6%. Сокращается и доля сельского населения области, если в 2008 году 36% составляли жители сельских районов, то к началу 2010 года их численность сократилась до 35,3%. Немаловажную роль в этом сыграли и социальные факторы.

Таким образом, пожилые люди - самая быстро растущая возрастная группа в общей численности населения. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного составлял в 2009 г. - 24,6%, в 2008 г. - 24,3%. Доля трудоспособного населения, которая составляет 60,5%, сократилась за 2009 г. на 0,4%. Ожидаемая продолжительность жизни населения области при рождении увеличилась с 66,85 лет в 2008 г. до 68,06 лет в 2009 г. В группе лиц старше трудоспособного возраста в 2010 г. число женщин на 1000 мужчин увеличилось на 91 человек по сравнению с 2005 годом и составило 2662 женщины на 1000. Естественная убыль населения частично компенсировалась миграционным приростом - 967 человек в 2009 г.

Увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные и духовно-нравственные изменения. В условиях современного демографического кризиса старшее поколение России является значительным ресурсом экономического развития страны. Использование потенциала пожилых людей может составить определенную базу для дальнейшего развития общества, позволит улучшить их собственное положение, предоставит возможность самореализации.

Последующие годы с учетом демографических тенденций будут характеризоваться дальнейшим увеличением численности пожилых людей. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.

Процесс распада семейных связей также накладывает отпечаток на место пожилого человека в семье и в обществе в целом, процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой супруга, разрывом родственных связей, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком. Так количество одиноко проживающих пожилых людей в Курской области составило 35,4 тыс. человек. Попадая в разряд пенсионеров, большое количество российских пожилых людей, к сожалению, вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных и культурных притязаний, перейти в иной социальный статус.

В связи с этим возрастает актуальность поиска путей активизации их социального поведения в рамках существующей системы социальной защиты населения. Следует учитывать достаточно значительный интеллектуальный и духовный потенциал личности при изменении социальной роли и социального статуса в обществе. Использование потенциала пожилых людей может составить определенную базу для дальнейшего развития общества, позволит улучшить их собственное положение, предоставит возможность для самореализации. В целом, в обществе должны быть созданы условия, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли высокий социальный статус, привычный образ жизни, оставались полезными и активными членами общества.

Проблемы пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности, проявляются в низком совокупном доходе, одиночестве, а также в удаленности от районного центра. Расчеты показывают, что соотношение обеспеченности врачами сельского и городского населения составляет в среднем 1:4. Основной целью органов социальной защиты населения является осуществление мер по улучшению положения малообеспеченных и социально уязвимых категорий и групп населения, проживающих в удаленных населенных пунктах области, в том числе уточнение степени их социальной защищенности на основе адресного подхода к решению имеющихся проблем, развитие различного рода услуг и применении новых социальных технологий. С учетом необходимости оперативной адресной социальной помощи пожилым людям, проживающим в удаленных сельских районах, применяются разнообразные модели мобильной социальной службы, службы "социального такси", и др. Мобильные бригады обеспечивают пожилых людей социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. Внедрение инновационных форм социального обслуживания позволит значительно повысить удовлетворенность пожилых граждан, нуждающихся в социальных услугах.

Для снижения бюджетных затрат области и решения проблем качества жизни пожилых людей необходимо формирование качественно новой институциональной среды, в которой отношения между государственным сектором и бизнесом стали бы отношениями равных, взаимно уважающих и доверяющих друг другу партнеров. Только в такой среде принципиально возможно широкое и плодотворное развитие государственно-частного партнерства, относящегося к рисковой форме сотрудничества. Внедрение модели частно-государственного партнерства в сфере социального обеспечения может обеспечить значительный вклад в решение проблем социальной защиты пожилых граждан в Курской области. В настоящее время курские организации имеют такой опыт, однако в регионе отсутствуют региональное нормативно-правовое обеспечение, регулирующее отношения в сфере государственно-частного партнерства. Разработка механизма оказания социальных услуг с участием частно-государственного и общественно-государственного партнерства позволит обеспечить взаимовыгодные отношения между государственными (в лице органов управления и государственных организаций) и негосударственными (представляющими частный сектор и гражданское общество) структурами.

Появление большого количества пожилых людей на селе порождает ряд трудноразрешимых проблем, таких как недоукомплектованность кадрами системы социального обеспечения, недостаточное развитие материально-технической базы региональной сети учреждений социального обслуживания (необходимость ее расширения, необходимость проведения капитального ремонта в стационарных учреждениях, оснащения автотранспортом для развития технологий надомного обслуживания в удаленных населенных пунктах, обеспечения комплексной безопасности проживания людей). Решение этих проблем позволит значительно улучшить качество социального обслуживания пожилого населения и сократить очередность на стационарное обслуживание.

Действующая система оплаты труда социальных работников не обеспечивает реализацию большинства базовых целевых функций и нуждается в совершенствовании. Путями решения этой проблемы могут стать создание условий для внедрения накопленного опыта, т.е. конструирование научно-практического и информационного поля и гибкой системы мотивации и стимулирования труда социальных работников.

Остается острой проблема обеспеченности социальных служб квалифицированными кадрами, имеющими подготовку социально-геронтологического профиля. В настоящее время создано большое количество профессиональных технологий социального обслуживания, способных улучшить жизнь пожилого населения. Проблемой является возможность внедрения и распространения данного опыта в практику предоставления услуг пожилым людям.

В целом, основные проблемы пожилых людей в области, как и в России, заключаются в ухудшении состояния здоровья, малообеспеченности, одиночестве. Острота проблем этой категории граждан требует принципиальных решений и целенаправленных действий непосредственно в области с учетом местных особенностей и возможностей.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
областной целевой программы приоритетным задачам
социально-экономического развития Курской области
и стратегии развития Курской области


Соответствие решаемой проблемы и цели Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Курской области определено и неоднократно подтверждено документами как федерального, так и регионального уровня.

Концепция областной целевой программы "Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области" на 2011 - 2013 годы направлена на решение следующих основных проблем, которые должны решаться программно-целевым методом на основе системного межведомственного взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, общественности, соответствующих учреждений и организаций:

разработка и внедрение новых форм и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста;

развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, обеспечение равного доступа лиц пожилого возраста к медицинской помощи, а также к культурным, образовательным, спортивным мероприятиям;

привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста;

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с гражданами старшего поколения.

Таким образом, разработка областной целевой программы "Повышение уровня и качества жизни пожилых людей Курской области" на 2011 - 2013 годы является социально значимым проектом.

Программа в полной мере отвечает основной цели Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, а именно - созданию условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения.

3. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом


Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов по реализации мер по социальной поддержке и повышению качества жизни пожилых людей.

Использование программно-целевого подхода в последовательной реализации указанных проблем необходимо, поскольку они:

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года;

требуют бюджетных расходов;

носят комплексный характер;

решение их носит ярко выраженный социальный характер.

4. Ориентировочные сроки решения
проблемы программно-целевым методом


Реализацию Программы планируется осуществить в 2011 - 2013 годах. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно планируется решать аналогичные задачи, не имеется оснований для разграничения этапов реализации Программы. В связи с этим ее осуществление предполагается провести в один этап.

5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
оценивать эффективность реализации Программы по годам;
предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

Программа предусматривает решение следующих задач:

разработка и внедрение новых форм и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста;

развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, обеспечение равного доступа лиц пожилого возраста к медицинской помощи, а также к культурным, образовательным, спортивным мероприятиям;

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с гражданами старшего поколения.

Разрабатываемая Программа нацелена на достижение социально значимых результатов и эффективности использования бюджетных средств.

Постановка цели и задач Программы учитывает современные реалии и обращена к слабо защищенным слоям населения из числа граждан пожилого возраста.

В Программе должны быть учтены решения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Курской области.

Главным результатом реализации разрабатываемой Программы будет достижение поставленной цели, соответствие достигнутых результатов целевым индикаторам и показателям Программы.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы, позволяющие оценить эффективность реализации Программы по годам, указаны в приложении N 1 к настоящей Концепции.

6. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы


Основным источником финансирования Программы предполагается определить областной бюджет.

Предполагается определить общий объем финансирования Программы в размере 182130,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета: 2011 год - 35000,0 тыс. рублей, 2012 год - 54919,0 тыс. рублей, 2013 год - 57211,0 тыс. рублей, внебюджетных источников в размере 35000,0 тыс. рублей: 2011 год - 10000,0 тыс. рублей, 2012 год - 12000,0 тыс. рублей, 2013 год - 13000,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы по годам предполагается ежегодно уточнять.

Основные направления финансирования мероприятий, предлагаемых к включению в Программу, и предельные прогнозные объемы финансирования по источникам и направлениям расходов представлены в приложениях N 2 и N 3 к настоящей Концепции.

7. Наименование заказчика и разработчика Программы


Государственным заказчиком-координатором Программы предлагается определить комитет социального обеспечения Курской области, государственными заказчиками и основными разработчиками Программы - комитет социального обеспечения Курской области, комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской области, комитет по культуре Курской области.

8. Сроки разработки Программы


Программа будет разработана в месячный срок.

Приложение N 1
к Концепции областной целевой программы
"Повышение уровня и качества жизни
пожилых людей в Курской области"
на 2011 - 2013 годы

     
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ

     
(тыс. рублей)

N
п/п

Наименование   
индикаторов и  
показателей целей
и задач Программы

Единица
измерения

Значения индикаторов и показателей Программы    

2010  
год  

2011  
год  

2012  
год  

2013  
год   

За период     
реализации    
Программы     

Цель I. Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий  
для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей,    
повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей  
в жизни общества                                  

1.

Удельный вес     
граждан пожилого
возраста,        
получивших услуги
учреждений       
социального      
обслуживания, от
общего числа     
нуждающихся      

%    

96,4

96,8

97,0

98,0

98 процентов      
удовлетворения    
потребности       

2.

Состоит на       
очереди для      
принятия на      
социальное       
обслуживание на  
дому/из них на   
очереди более    
года             

чел./чел.

468/67

400/43

250/15

50/5    

50/5              
Уменьшение        
нуждающихся в     
надомном          
обслуживании,     
в том числе       
состоящих на      
очереди более года

3.

Состоит на       
очереди для      
помещения в      
стационарные     
учреждение/из них
на очереди более
года             

чел./чел.

90/23  

75/18  

70/10  

60/7    

60/7              
Уменьшение        
нуждающихся в     
стационарном      
обслуживании,     
в том числе       
состоящих на      
очереди более года

4.

Количество       
граждан пожилого
возраста,        
проживающих в    
приемных семьях  

чел.   

35   

45   

65   

105   

105               
(уменьшение       
имеющейся         
очередности как на
стационарное      
обслуживание,     
так и на надомное)

5.

Количество вновь
созданных служб  
социального такси

единиц  

3   

4   

4   

8   

19                
(100-процентный   
охват районов,    
на территориях    
которых данная    
услуга будет      
востребована и    
иметь             
экономический     
эффект)           

6.

Количество       
районов, на      
территории       
которых          
обслуживание     
населения        
осуществляется   
мобильными       
бригадами        

единиц  

3   

13   

23   

28   

28                
100-процентный    
охват районов     
области           

7.

Количество       
граждан пожилого
возраста,        
прошедших        
обучение в       
"Университете    
пожилого         
человека"        

чел.   

4000   

4100   

4200   

4300   

12600 пожилых     
граждан, которые  
получат           
дополнительные    
знания на         
факультетах       
здоровья, культуры
и искусства, основ
православия,      
садоогорода и     
домоводства, а    
также факультета  
информатики       

8.

Количество       
граждан пожилого
возраста, которые
бесплатно        
посетили бассейны
Курской области  

чел.   

-   

500   

500   

500   

1500              

9.

Количество       
специалистов     
социального      
обслуживания     
населения,       
работающих с     
гражданами       
пожилого возраста
и прошедших      
повышение        
квалификации     

чел.   

-   

30   

30   

40   

100               

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»