Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 25.12.2013)

Совершенствование первичной медико-санитарной и амбулаторно-поликлинической помощи


Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинет (отделение) профилактики, имеющими в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрографию, школы здоровья, лабораторную диагностику и Центры здоровья. Состав узких специалистов будет определен в соответствии с уровнем и структурой заболеваемости населения, прикрепленного к конкретному ЛПУ. В учреждениях третьего уровня развиваются стационарозамещающие технологии, создаются пункты неотложной помощи.

Второй уровень представлен межмуниципальными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межмуниципальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, будет представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая КТ.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

В области на базе четырех лечебно-профилактических учреждений развернуто пять Центров здоровья, в том числе один детский. Посещаемость Центров здоровья выше, чем в среднем по Российской Федерации, и составляет 16,9 на 1000 населения (РФ - 15 на 1000 населения), 43,1% от общего количества обследованных в Центрах пациентов были направлены к специалистам амбулаторно-поликлинического звена. При проведении дополнительной диспансеризации работающего населения всем гражданам с 1 - 2-й группой здоровья в обязательном порядке рекомендуется обратиться к специалистам Центров здоровья для разработки индивидуального паспорта здоровья. В свою очередь, если у пациента при профилактическом обращении выявлено определенное заболевание, он направляется к специалисту амбулаторно-поликлинического звена. Система обратной связи между пациентом, Центром здоровья и специалистом поликлиники позволяет в полной мере обеспечить принцип ранней профилактики заболевания. С момента начала своей деятельности в Центры здоровья обратились 19299 человек, из них по направлению медицинских работников - 8946 человек, самостоятельно обратились 10353 человека. В Центрах медицинской профилактики активно внедрена практика работы телефонов здоровья, куда регулярно обращаются жители области по вопросам ведения здорового образа жизни.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 06.05.98 N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением" во всех муниципальных образованиях на базе ведущего медицинского учреждения организована круглосуточная работа "телефона доверия" для оказания помощи лицам, находящимся в кризисной ситуации. На базе поликлинического отделения ОГУЗ "Областной психиатрический диспансер" действует кабинет социально-психологической помощи с выделением 4 специалистов - врачей-психиатров и 2 медицинских сестер.

В то же время, анализ деятельности амбулаторно-поликлинического звена показал, что в системе раннего выявления заболеваний населения региона имеются определенные слабые звенья, в результате чего регистрируется низкая заболеваемость и выявляемость заболеваний.

Данный показатель свидетельствует о необходимости принятия комплексных мер, направленных на повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе за счет:

- улучшения работы участковой службы с учетом ведения "Паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг", утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг";

- увеличения числа профилактических осмотров всех видов: периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения и проведения дополнительной диспансеризации;

- увеличения числа патронажных посещений;

- увеличения доли активных посещений до 20%;

- развития стационарозамещающих организационных форм;

- внедрения новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

- расширения выездных форм работы мультибригад областных учреждений здравоохранения (в том числе специалистов Центров здоровья);

- совершенствования организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости и повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая смертность в трудоспособном возрасте.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи.

Кроме того, для снижения напряженности медико-социальной ситуации в амбулаторно-поликлинических учреждениях дополнительно будут организованы кабинеты кризисной службы, медико-психологической разгрузки и отделения кризисных состояний, между которыми будет осуществляться взаимодействие, в том числе со специализированными учреждениями здравоохранения области.

Дальнейшее развитие сети амбулаторных ЛПУ позволит обеспечить повышение объемов амбулаторно-поликлинической помощи в 2011 - 2012 годах и довести их до установленного федерального норматива.

Для развития указанных направлений в лечебно-профилактических учреждениях с небольшим коечным фондом приоритетным будет развитие амбулаторно-поликлинической помощи, на укрепление материально-технической базы которой и будут направлены необходимые финансовые вложения. В трех районах, территориально расположенных вблизи крупных городов (Курский, Курчатовский, Железногорский), будет оптимизирован круглосуточный коечный фонд центральных районных больниц с учетом передачи объемов медицинской помощи в областные и городские учреждения здравоохранения. Это обеспечит равные условия получения качественной медицинской помощи для горожан и сельских жителей. В области продолжится динамическое развитие системы дневных стационаров. На базе ГМУ "Курская областная клиническая больница" будет развернуто отделение дневного стационара на 35 коек (из расчета по 5 койко-мест кардиологического, пульмонологического, ревматологического, неврологического, хирургического, сосудистого, гастроэнтерологического профиля) с организацией работы в две смены, что позволит улучшить доступность консультативной и специализированной помощи населению.

Таким образом, реализация Программы модернизации обеспечит выполнение индикаторов сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности населения.

Реализация программных мероприятий обеспечит увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи до 9,7 посещений в расчете на 1 жителя области, удельный вес медицинской помощи на дому составит 8,3% в структуре стационарзамещающих технологий.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволит значительно активизировать профилактическую работу в первичном звене системы здравоохранения, компенсировать дефицит узких специалистов и, как следствие, снизить сроки ожидания проведения диагностических исследований и приема врача. Развитие дневных стационаров и приближение их к населению позволит уменьшить потоки госпитализации на койки круглосуточного стационара и повысить эффективность их работы.