ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2010 года N 511
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства РТ от 28.04.2011 N 273, от 11.10.2011 N 606, от 30.01.2012 N 33, от 05.04.2012 N 143, от 08.05.2013 N 255, от 11.04.2014 N 151)
В целях обеспечения реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта в Республике Тыва, создания благоприятных условий населению республики для занятий физической культурой и спортом Правительство Республики Тыва
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы".
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на 2011 - 2012 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Одобрить и направить на рассмотрение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва прилагаемый проект постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва "О признании утратившим силу постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 19 апреля 2006 года N 1807 ЗП-1 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Тыва на 2006 - 2015 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление комплексного социально-экономического развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства РТ от 28.04.2011 N 273, от 11.10.2011 N 606, от 30.01.2012 N 33, от 05.04.2012 N 143, от 08.05.2013 N 255, от 11.04.2014 N 151)
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы" |
Основание для разработки Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7, Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, распоряжение Правительства Республики Тыва "О разработке проектов республиканских целевых программ на 2011 год" от 7 июля 2010 года N 164-р |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 28.04.2011 N 273) | ||
Основные разработчики Программы | - | Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Тувинский государственный университет |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 28.04.2011 N 273) | ||
Цели и задачи Программы | - | цели Программы: |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем ассигнований из федерального и республиканского бюджетов Программы с учетом прогноза цен на соответствующие годы составит 577596,4 тыс. рублей, в том числе: |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 11.04.2014 N 151) | ||
Важнейшие целевые показатели и индикаторы | - | увеличение доли населения Республики Тыва, систематически занимающегося физической ультурой и спортом, в 2011 г. - 25,4%, 2012 г. - 25,8%, 2013 г. - 25,9%; |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 08.05.2013 N 255) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | увеличить долю населения Республики Тыва, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2011 г. - 25,4%, 2012 г. - 25,8%, 2013 г. - 25,4%; |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 08.05.2013 N 255) | ||
Срок реализации Программы | - | 2011 - 2013 годы |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, как государственный заказчик, осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделенных финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. |
(в ред. Постановления Правительства РТ от 28.04.2011 N 273) |
Основополагающей стратегической задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Республики Тыва и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья населения в значительной степени способствует достижению указанной цели.
Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации. Однако в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал был утерян.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их морального и физического износа задачам развития массового спорта в республике;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, отмечается, что в развитии человеческого потенциала общества, духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 2248-р разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Реализация республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы" позволит решить указанные проблемы при максимально эффективном управлении бюджетными средствами.
Основные программные мероприятия связаны с развитием массового спорта, к ним относятся:
- развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене;
- развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях республики;
- развитие физической культуры и спорта по месту жительства граждан;
- финансирование, в первую очередь, развития и модернизации спортивной инфраструктуры;
- развитие спорта высших достижений, развитие и модернизация специализированной инфраструктуры и совершенствование учебно-тренировочного процесса.
При реализации мероприятий Программы показатель систематически занимающихся физической культурой и спортом предполагается увеличить до 25,6 процентов в 2013 году.
Основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере стала усиленная работа государства по улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физическому развитию детей, духовному воспитанию молодежи, созданию материально-технической базы и повышению значимости спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач.
В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и Республикой Тыва как субъекта Российской Федерации большое значение имеет наличие системы законодательно установленных мер и сложившейся практики организационного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, массового спорта, отдыха и оздоровления детей.
Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание на развитии спортивной инфраструктуры, поддержке детско-юношеского спорта, развитии массовой физической культуры и спорта высших достижений.
Мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе.
Понимание того, что будущее страны невозможно без физически и духовно здоровых членов общества, способствует усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства.
Победа спортсменов на международных соревнованиях и Олимпийских играх - важнейшее событие общенационального значения.
Достижения спортсменов Республики Тыва на международной спортивной арене благотворно влияют на социально-политическую обстановку, получают широкий резонанс в республике, оказывают существенное влияние на консолидацию общества и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому главными задачами является формирование здорового образа жизни и гармоничное развитие подрастающего поколения через повышение уровня развития детско-юношеского спорта как национального приоритета и подготовка спортивного резерва.
Пути совершенствования системы физического воспитания и развития массового спорта в образовательных учреждениях должны быть определены и связаны, в первую очередь, с созданием спортивных клубов с их многоуровневой системой соревновательной деятельности, ориентированной на повышение интереса детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.
Важным направлением должны стать создание условий, при которых в каждой школе организуются спортивные команды, выступая за которые школьники не только смогут осваивать навыки спортивного образа жизни, но и содержательно проводить внеучебное время, что в конечном итоге окажет определенное профилактическое воздействие, снизив негативное влияние улицы.
В Республике Тыва развитие физической культуры и спорта позволяет в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать национальное самосознание и здоровый морально-психологический климат в обществе.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза меньше болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевых программ развития физической культуры и спорта бесспорен.
В современных условиях спорт является важным политическим, социальным и экономическим фактором. Особое место занимает спорт высших достижений.
В Республике Тыва спорт высших достижений начинается на уровне спортивных сборных команд Республики Тыва (далее - сборные команды республики) по различным возрастным группам с того момента, когда спортсмены сборных команд республики, их тренеры и специалисты (далее - участники Программы) начинают выезжать на всероссийские соревнования. В случае успешных выступлений они попадают в основной и резервный состав спортивных сборных команд Российской Федерации (далее - сборные команды России) и участвуют в международных соревнованиях, чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. На данный момент в сборные команды России входят 58 спортсменов Республики Тыва, 21 из них - по олимпийским видам спорта, 18 - по видам спорта, не входящим в олимпийскую программу, 5 - по паралимпийским видам, 14 - по сурдлимпийским видам спорта.
Главным направлением развития спорта высших достижений является подготовка спортсменов для основного и резервного составов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта и их успешные выступления на всероссийских и международных соревнованиях (чемпионатах, кубках, первенствах Европы, мира, Олимпийских играх).
В Федеральном законе от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" подчеркивается, что развитие спорта высших достижений является одной из приоритетных задач государственной политики. Развитие спорта высших достижений в Республике Тыва опирается на систему подготовки спортивного резерва, в которую входят: республиканское государственное учреждение "Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства им. И.С. Ярыгина" (далее - ЦСП ШВСМ), государственное учреждение среднего специального образования Республики Тыва "Училище олимпийского резерва" (техникум) (далее - УОР), 22 спортивные школы, (в том числе 2 специализированные школы олимпийского резерва, 20 детско-юношеских спортивных школ).
В Республике Тыва органично сочетаются детско-юношеский спорт, массовая физическая культура со спортом высших достижений. В детско-юношеских спортивных школах Республики Тыва занимаются более пятнадцати тысяч детей и подростков, большинство из которых стремятся стать чемпионами, прославить Республику Тыва и Россию. Самые трудолюбивые и талантливые становятся членами сборных команд Республики Тыва и Российской Федерации по различным видам спорта, добиваются права участвовать во всероссийских и международных соревнованиях.
Развитие спорта в Республике Тыва требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка целевых программ является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Среди причин, сдерживающих рост результативности спортсменов - участников Программы, необходимо особо выделить следующую: при резко обострившейся конкурентной борьбе между регионами за попадание в олимпийскую сборную команду Республика Тыва значительно отстает в объемах финансирования.
Также выявлены следующие проблемы:
- отсутствие в Республике Тыва современных тренировочных баз и современного спортивного инвентаря и оборудования приводит к тому, что ведущие спортсмены и тренеры вынуждены осуществлять тренировочный процесс на спортивных базах других регионов, что влечет за собой существенные материальные затраты;
- бюджеты ДЮСШ и СДЮСШОР основных организаций, поставляющих спортсменов в сборные команды Республики Тыва, состоят, как правило, из низких, не соответствующих принятым нормативам фондов оплаты труда и статей расходов на коммунальные услуги и аренду, что не дает возможностей для развития;
- в ЦСП ШВСМ и УОР отсутствует база, а также собственное спортивное сооружение, отдельное административное, учебное помещение, что осложняет осуществление учебно-тренировочной, восстановительной и организационно-методической работы с участниками Программы;
- недостаточно проработан механизм социальной поддержки участников Программы. В итоге заключаются неравноценные договоры о параллельных зачетах с другими более обеспеченными регионами. Некоторые регионы, не вкладывая средств в подготовку спортсменов, предлагают им более выгодные социальные условия. Подобные предложения уже приняли 12 ведущих спортсменов Республики Тыва. В результате отсутствия должных социальных условий и соответствующей зарплаты неизбежен отток тренеров на более высокооплачиваемые и престижные профессии;
- наблюдается снижение профессионализма тренерского корпуса, дефицит кадров, работающих в сфере физической культуры и спорта, игнорирование таких актуальных научных направлений как спортивная медицина, спортивная психология, хронобиология и климатогеографическая адаптация, реабилитация и другие.
Все вышеперечисленные проблемы могут направить развитие процесса по неблагоприятному сценарию, что в конечном итоге приведет к постепенному снижению спортивных результатов. Поэтому использование и совершенствование программно-целевого подхода в отличие от инерционных распределительных механизмов традиционного бюджетного процесса предполагают переход к реальному управлению результатами с помощью целенаправленного бюджетного планирования, концентрации средств, прозрачности их использования и других преимуществ, программно-целевого метода. При этом возможны вариативные подходы: изменение приоритетов как на стадии планирования, так и в процессе осуществления программы, смещение акцентов, подключение внебюджетных источников.
Успешное применение программно-целевого метода в части развития олимпийских видов спорта дает основание распространить этот опыт также на неолимпийские виды спорта, особенно те, которые пользуются популярностью среди широких слоев населения, имеют отделения в ДЮСШ и СДЮСШОР Республики Тыва и спортсмены которых в составе сборных команд Республики Тыва завоевывают много медалей на всероссийских и международных соревнованиях.