ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 года N 171
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 17.12.2014 N 594, от 01.07.2015 N 323, от 23.07.2015 N 361, от 27.01.2016 N 17, от 27.04.2016 N 141)
В целях обеспечения реализации государственной политики в области развития транспортной системы Республики Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014 - 2016 годы" (далее - государственная программа).
2. Органам исполнительной власти Республики Тыва (исполнителям основных мероприятий государственной программы) обеспечить исполнение мероприятий государственной программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Иргита Ш.С.
Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
А.ДАМБА-ХУУРАК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 17.12.2014 N 594, от 01.07.2015 N 323, от 23.07.2015 N 361, от 27.01.2016 N 17, от 27.04.2016 N 141)
Государственная программа Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014 - 2016 годы" определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия по развитию транспортного комплекса и дорожного хозяйства, повышению безопасности дорожного движения в Республике Тыва, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Наименование | - | государственная программа Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва |
Соисполнители Программы | - | Министерство финансов Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию) |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма "Автомобильные дороги на 2014 - 2016 годы"; |
Цели Программы | - | развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва; |
Задачи Программы | - | увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям; |
(в ред. Постановления Правительства РТ от 01.07.2015 N 323) | ||
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | увеличение общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, в том числе с твердым покрытием; |
(в ред. Постановления Правительства РТ от 23.07.2015 N 361) | ||
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2014 - 2016 годы |
Основные мероприятия Программы | - | 1) строительство автомобильных дорог и сооружений на них: |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем финансирования - 3065941,186 тыс. рублей: 2014 г. - 862386,051 тыс. рублей; 2015 г. - 1061771,805 тыс. рублей; 2016 г. - 1141783,330 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 779493,396 тыс. рублей: 2014 г. - 186392,666 тыс. рублей; 2015 г. - 292945,730 тыс. рублей; 2016 г. - 300155,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 2204070,490 тыс. рублей: 2014 г. - 638719,885 тыс. рублей; 2015 г. - 746548,375 тыс. рублей; 2016 г. - 818802,230 тыс. рублей; внебюджетные средства - 82377,300 тыс. рублей: 2014 г. - 37273,500 тыс. рублей; 2015 г. - 22277,700 тыс. рублей; 2016 г. - 22826,100 тыс. рублей. Финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги на 2014 - 2016 годы": всего - 934393,975 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 345509,337 тыс. рублей; из республиканского бюджета - 588884,638 тыс. рублей. Финансирование подпрограммы "Транспорт на 2014 - 2016 годы": всего 153898,090 тыс. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета - 144898,090 тыс. рублей; внебюджетные средства - 9000,0 тыс. рублей. Финансирование подпрограммы "Обеспечение безопасности дорожного движения на 2014 - 2016 годы": всего - 118748,190 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 18950,900 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 26419,990 тыс. рублей; внебюджетные средства - 73377,300 тыс. рублей. Финансирование подпрограммы "Дорожное хозяйство на 2014 - 2016 годы": всего - 1858900,931 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 415033,159 тыс. рублей; из республиканского бюджета - 1443867,772 тыс. рублей. Финансирование мероприятий Программы будет ежегодно корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва. Сумма финансирования Программы из республиканского бюджета может быть уменьшена на сумму полученного софинансирования из федерального бюджета |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 27.04.2016 N 141) | ||
Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014 году на 10 процентов, в 2015 году на 12,5 процента, в 2016 году на 15 процентов; |
(в ред. постановлений Правительства РТ от 17.12.2014 N 594, от 01.07.2015 N 323, от 23.07.2015 N 361, от 27.01.2016 N 17) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | ответственный исполнитель Программы обеспечивает в установленном порядке предоставление в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва необходимую информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств, направленных на ее реализацию. |
Функционирование и развитие транспортной системы в Республике Тыва напрямую зависит от ситуации и реальных располагаемых доходов населения. Падение объемов производства в основных грузообразующих отраслях республики и снижение деловой активности населения во время мирового экономического кризиса сократили потребности в транспортных услугах, что оказало существенное влияние на показатели деятельности в 2008 - 2010 годах. Вместе с тем положительные тенденции позволили в 2012 году увеличить объем услуг транспорта в среднем на 14,4 процента к 2011 году.
В последние годы транспорт Республики Тыва в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов. В 2012 году грузооборот автомобильного транспорта составил 93,5 процента к уровню 2011 года, перевозка грузов увеличилась на 28,5 процента, пассажирооборот и перевозка пассажиров остались на уровне 2011 года.
Значительное внимание уделялось вопросам модернизации транспортной инфраструктуры, повышению безопасности и устойчивости транспортной системы. За период 2007 - 2012 годов было построено 46,3 участков автомобильных дорог, отремонтировано 103,29 км.
Развитие транспортного комплекса Республики Тыва, включающего в себя хозяйствующие субъекты автомобильного, воздушного транспорта и дорожного хозяйства, ставит перед участниками рынка задачи по технологической и транспортной безопасности, повышению скорости передвижения, увеличению пассажиро- и грузопотока, снижению износа основных фондов, оптимизации инфраструктуры пассажирских перевозок.
Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отрасли.
Автомобильные дороги имеют большое значение для всех отраслей экономики, бизнеса и населения. Они связывают территорию Республики Тыва с соседними регионами и странами, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития республики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности республики за счет снижения транспортных издержек и временных затрат на перевозки.
На 1 января 2013 г. общая протяженность автомобильных дорог по республике составляла 4949,282 км, в том числе 378 км - федерального значения, 2654,382 км - регионального или межмуниципального значения и 1916,9 км местного значения.
По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Республика Тыва значительно уступает другим регионам России. Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации республики. Износ автомобильных дорог регионального значения, согласно паспортизации, проведенной ООО "ДорСиб" г. Томска, составляет более 85 процентов. Низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок и расхода горючего. С учетом наличия на территории республики продолжительного и сурового зимнего периода особое внимание нужно уделять зимнему содержанию автомобильных дорог, особенно оперативному принятию мер по борьбе с наледевыми, гололедными явлениями и снежными заносами.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в республике 16,2 км на 1000 кв. км территории (средний показатель по Российской Федерации - 44 км). Малая плотность автомобильных дорог сдерживает развитие экономики республики в целом.
Учитывая рост межрегиональных перевозок, рост доходов населения и, как следствие, увеличение количества личного автомобильного транспорта, можно спрогнозировать рост интенсивности движения автомобильного транспорта.
К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Республики Тыва относятся следующие:
- более 50 процентов протяженности автомобильных дорог республики не соответствует современным нагрузкам по прочности дорожной одежды и более 80 процентов - по ровности покрытия. Для восстановления нормативного состояния дорожной сети Республики Тыва на настоящий момент требуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на 558 км (59 процентов), гравийного покрытия на - 27 км (47 процентов), выполнить ремонт и перестройку 73 мостов;
- часть районных центров не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования;
- недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в северо-восточных и юго-восточных районах республики, в сельской местности сдерживает освоение территорий и замедляет темпы социально-экономического развития муниципальных образований;
- 63 процента автодорог общего пользования не имеет твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта;
- по ряду основных характеристик мостовые сооружения на дорогах общего пользования Республики Тыва не соответствуют современным требованиям: многие мосты имеют недостаточные габариты для проезда, на автодорогах из 205 единиц мостов имеется 85 деревянных мостов, которые значительно ограничивают движение грузового автотранспорта.
Республика Тыва обладает слабо развитой транспортной инфраструктурой. Учитывая труднодоступность республики, а также отдельных населенных пунктов на ее территории и при условии отсутствия железнодорожного сообщения и водного транспорта, авиационный и автомобильный транспорт приобретают особую значимость.
За последние годы наблюдается тенденция сокращения государственных транспортных предприятий, в то же время число индивидуальных владельцев грузовых автотранспортных средств неуклонно растет. Общий эксплуатационный парк подвижного состава грузового автотранспорта (без индивидуальных владельцев) по всей отрасли экономики в республике составляет 3700 единиц, в том числе в предприятиях отрасли "Автомобильный транспорт" - 640 единиц. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние 5 лет на 45 процентов и составило 3600 автомобилей, при этом эксплуатационный парк грузовых автомобилей предприятий отрасли уменьшился почти на 22 процента. Доля коммерческого грузового автомобильного парка устойчиво увеличивается за счет инвестиций бизнеса и собственных средств граждан. К сожалению, его количественный рост пока не соответствует существенным качественным изменениям, так как этот сектор не удовлетворен качеством продукции отечественных производителей.
Нерациональная структура парка по возрасту, конструкции кузова, грузоподъемности снижает эффективность работы отрасли предприятий, что характеризуется технико-экономическими показателями.
За последние 10 лет коэффициент технической готовности уменьшился с 0,61 до 0,53, коэффициент выпуска на линию снизился с 0,53 до 0,35, а коэффициент использования пробега - с 0,64 до 0,52.
Следует отметить, что порядка 70 процентов от общих грузоперевозок по народному хозяйству выполняется автомобилями предприятий различных ведомств для собственных нужд, и объем этих грузоперевозок в 2002 - 2012 годах даже увеличился.
Важную роль в структурном совершенствовании сектора грузовых автомобильных перевозок играет развитие транспортных систем. Требования рыночной экономики поставили в ряд первоочередных проблему создания сети многопрофильных автотранспортных предприятий, которые, помимо автотранспортной переработки грузов, обеспечили бы комплекс услуг, хранение грузов по желанию клиента, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, распределение товаров по заданию клиента и др.
Автотранспортный комплекс республики имеет в своем составе одно муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие, расположенное в столице республики - г. Кызыле - и небольшой автобусный парк в г. Ак-Довураке, которые и осуществляют пассажирские перевозки в республике. Автобусным парком предприятий обслуживается 11 районных центров и 42 населенных пункта, расположенных в сельской местности. В пассажирском предприятии г. Кызыла действует 2 маршрута за пределы республики: Абакан и Красноярск.
Списочный парк автобусов предприятий республики насчитывает около 70 единиц. Около 90 процентов эксплуатируемых в настоящее время маршрутных автобусов самортизированы, а 50 процентов из них подлежит безотлагательной выбраковке по критериям обеспечения безопасности дорожного движения. Это, безусловно, влияет на экономику предприятия и ставит под угрозу безопасное функционирование транспортных средств, соблюдение графиков и расписаний.
Поддержание в работоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных автотранспортных средств требует повышенных эксплуатационных затрат, ухудшает экологическую обстановку в городах и снижает безопасность дорожного движения. Постоянно растет количество сорванных рейсов и возвратов подвижного состава с линии по технической неисправности.
Обновление парка автобусов общего пользования исключительно за счет местных бюджетов в настоящее время также представляется нереальным, учитывая постоянный дефицит соответствующих бюджетов на протяжении последних лет.
Сократился и объем легкового таксомоторного парка. Его приватизация с передачей автомобилей в индивидуальную аренду или продажей легковых таксомоторов, отсутствие возможностей для пополнения и обновления парка, недостатки в системе лицензирования и тарифного регулирования частных владельцев легкового транспорта сделали этот вид транспортных услуг недоступным для основной массы населения. В то же время потребность в этих перевозках стала удовлетворяться за счет мелкого теневого бизнеса - безлицензионной работы владельцев личных автомобилей, что выводит из-под государственного контроля и налогообложения весомую долю городских пассажирских перевозок.
Несмотря на усилия органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва положение пассажирского транспорта остается крайне сложным. В последние годы по этой причине сформировались некоторые негативные тенденции:
- снижение качества транспортного обслуживания;
- сокращение провозных возможностей пассажирского транспорта, некомпенсируемое ростом привлечения малых автобусов частного сектора и автомобилизации населения;
- прогрессирующее физическое и моральное старение парка транспортных средств, резко увеличивающее текущие затраты на эксплуатацию и снижающее безопасность перевозок;
- широкое распространение всех форм уклонения от оплаты проезда;
- повышение бюджетных расходов на обеспечение работы пассажирского транспорта при неполной компенсации расходов по перевозке пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда;
- недостаток пропускной способности основной улично-дорожной сети для обеспечения требуемой подвижности населения;
- неблагоприятная обстановка по монополии частного перевозчика пассажиров, которая вызывает нездоровую конкуренцию на рынке транспортных услуг.
Для преодоления этих отрицательных тенденций необходимо реформирование пассажирского транспорта. В частности, создание автовокзала как единого транспортного узла для организации перевозки пассажиров. Для решения этой задачи было создано предприятие ГУП "Управление пассажирским транспортом Республики Тыва", цель которого - упорядочение пассажирских перевозок путем организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в междугороднем и пригородном сообщении, вывод из тени действующих перевозчиков, защита интересов республиканских перевозчиков на региональном рынке транспортных услуг и составление четкого графика движения как пригородных, так и междугородних автобусов с перспективой внедрения единой социальной карты на территории Республики Тыва.
Транспортная система республики включает в себя и воздушный транспорт, который ориентирован как на обслуживание пассажиров, так и на перевозку грузов.
Учитывая высокую социальную значимость авиаперевозок в регионе и в соответствии с пунктом 6 раздела 1 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 10 Правительство Республики Тыва неоднократно вносило в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти свои предложения по финансовому оздоровлению ФГУП "Тувинские авиационные линии".
Однако, несмотря на принимаемые Правительством Республики Тыва и федеральными органами меры его платежеспособность в ходе внешнего управления не восстановлена.
Для сохранения объектов аэропорта г. Кызыла в государственной собственности Правительством Республики Тыва были изысканы средства и 29 декабря 2009 г. в ходе торгов выкуплено имущество ФГУП "Тувинские авиационные линии". На базе данного имущества создано и функционирует ФКП "Аэропорт Кызыл".
Ввиду небольшой численности и низкой платежеспособности проживающего на территории республики населения авиаперевозки на маршрутах внутренних региональных линий не могут быть предметом эффективного авиатранспортного бизнеса. Из-за убыточности рейсов авиакомпании, выполнявшие рейсы на маршрутах Кызыл - Красноярск и Кызыл - Новосибирск, либо банкротились, либо прекращали свою деятельность на данных маршрутах.