ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2011 года N 92
О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. АЛАТЫРЯ ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2011 N 602, от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
В целях повышения устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Алатыря Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Алатыря до 2020 года (далее - Комплексный план).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
А.ИВАНОВ
Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 21.03.2011 N 92
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2011 N 602, от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
Наименование | - | Комплексный инвестиционный план модернизации г. Алатыря до 2020 года (далее - Комплексный план) |
Основание для разработки Комплексного плана | - | распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации |
Дата принятия Комплексного плана | - | решение Собрания депутатов г. Алатыря от 29 апреля 2010 г. N 17/39-4 |
Основные разработчики Комплексного плана | - | администрация г. Алатыря Чувашской Республики органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Цели и задачи Комплексного плана | - | цели: стабилизация социально-экономического положения г. Алатыря, обеспечивающая в перспективе базис для устойчивого экономического роста, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействие решению проблемы занятости населения. Задачи: диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации их производства, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижение энергоемкости продукции и повышение конкурентоспособности производства; создание условий для развития реального сектора экономики через: развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города; формирование индустриального (промышленного) парка с развитой инженерной инфраструктурой; активизацию процессов финансового оздоровления организаций; профессиональную ориентацию населения и профессиональных образовательных организаций на соответствие требованиям рынка труда; содействие в создании новых и развитии существующих предприятий малого и среднего бизнеса за счет: создания режима наибольшего благоприятствования и снятия административных барьеров для развития предпринимательства; оказания форм имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки; последовательное повышение качества жизни населения путем: снижения социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения; развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышения доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах; восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов планировок новых жилых микрорайонов, сокращения сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан; содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством, в целях привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов; повышения уровня экологической безопасности и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды; строительства объездной дороги для грузового автомобильного транспорта; реконструкции и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146, от 24.03.2016 N 97) | ||
Стратегические направления Комплексного плана | - | развитие и наращивание потенциала города, повышение конкурентоспособности предприятий через создание новых производств, выпуск новых видов продукции, отвечающих современным требованиям, за счет модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий; развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципальной собственности и природных ресурсов, строительства и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; развитие малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения |
Срок и этапы реализации Комплексного плана | - | срок реализации - 2010 - 2020 годы: I этап - 2010 - 2011 годы; II этап - 2012 - 2015 годы; III этап - 2016 - 2020 годы |
Участники основных мероприятий Комплексного плана | - | субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и бюджетные учреждения г. Алатыря |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана | - | реализация инвестиционных проектов, в том числе: "Создание индустриального (промышленного) парка г. Алатыря"; "Создание технопарка г. Алатыря"; "Создание производства по обогащению кварцевого песка для стекловарения и выпуска сухих строительных смесей с последующим развитием стекольного производства"; "Создание биотехнологического комплекса по производству продуктов лизина и сопутствующих кормовых продуктов"; "Модернизация и реконструкция действующего производства ОАО "Завод "Электроприбор" для авиационной и космической промышленности" в г. Алатыре Чувашской Республики"; "Строительство завода железобетонных изделий"; "Строительство комбикормового завода в г. Алатыре (1 очередь)";; "Строительство элеватора на базе комбикормового завода в г. Алатыре (2 очередь)"; "Строительство мини-хлебопекарни мощностью 10 тонн продукции в сутки"; "Организация швейного производства мощностью 45 тыс. комплектов в месяц" |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97) | ||
Ключевые целевые показатели Комплексного плана | - | диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей: снижение доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 25,8% в 2009 году до 19,0% в 2020 году); увеличение на 11,1 процентного пункта доли работающих на малых и средних предприятиях в общей численности экономически активного населения муниципального образования (с 13,1% в 2009 году до 24,2% в 2020 году); снижение на 2,39 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 2,83% в 2009 году до 0,44% в 2020 году); развитие экономического потенциала и повышение эффективности производства: увеличение в 3,0 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 3,0 млрд. рублей в 2009 году до 9,2 млрд. рублей в 2020 году); создание к 2020 году 4010 дополнительных постоянных рабочих мест; увеличение в 3,7 раза среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий муниципального образования (с 10038,5 рубля в 2009 году до 36675 рублей в 2020 году); уменьшение на 33,5 процентных пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства (с 53,7% в 2009 году до 20,2% в 2020 году), в том числе за счет выпуска новых видов продукции; увеличение на 10,3 процентных пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства (с 12,5% в 2009 году до 22,8% в 2020 году); увеличение в 1,7 раза количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 135 единиц в 2009 году до 235 единиц в 2020 году); увеличение на 20,6 процентных пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 33,4% в 2009 году до 54% в 2020 году) |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297) | ||
Механизм управления реализацией Комплексного плана | - | координацию реализации Комплексного плана осуществляет Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованный Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133 "О Совете по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики". Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Алатыря при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается: создать Координационный совет по реализации Комплексного плана при главе г. Алатыря из числа представителей органов местного самоуправления г. Алатыря, градообразующих предприятий; заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Алатыря, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана. Координацию реализации Комплексного плана в сфере предпринимательства осуществляет Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Алатыря, созданный постановлением главы администрации г. Алатыря от 27 мая 2008 г. N 501. Для мониторинга и оперативного управления реализацией Комплексного плана, организационного сопровождения конкретных мероприятий возможно создание проектных групп в составе представителей инвесторов, администрации г. Алатыря, других участников и заинтересованных лиц. Проектные группы проводят мониторинг: социально-экономического положения на градообразующих предприятиях; реализации инвестиционных проектов. Заседания Координационного совета по реализации Комплексного плана предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Протокол и информация о выполнении решений Координационного совета ежеквартально будут направляться в Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Ход реализации Комплексного плана не реже одного раза в год будет рассматриваться на заседании Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на сайте администрации г. Алатыря на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Проектные группы и Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Алатыря ежеквартально к 10 числу второго месяца квартала, следующего за отчетным, представляют отчет о выполнении мероприятий Комплексного плана в Координационный совет по реализации Комплексного плана. Срок сдачи годового отчета о выполнении мероприятий Комплексного плана - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146) | ||
Объемы и источники финансирования Комплексного плана | - | общий объем финансирования Комплексного плана составляет 13725,656 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 999,442 млн. рублей (7,3 процента); средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1181,474 млн. рублей (8,6 процента); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 30,205 млн. рублей (0,2 процента); средства бюджета г. Алатыря - 297,408 млн. рублей (2,2 процента); средства внебюджетных источников - 11217,127 млн. рублей (81,7 процента). Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период. |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) |
Комплексный инвестиционный план модернизации г. Алатыря до 2020 года (далее - Комплексный план) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс мероприятий, способствующих стабилизации и развитию экономики города, росту его налогового потенциала, повышению качества жизни населения, решению обостряющихся социальных вопросов.
Главной целью Комплексного плана являются сохранение и развитие экономического потенциала муниципального образования, поддержание стандартов качества жизни на достигнутом уровне и экологически чистой городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
Основными приоритетами Комплексного плана являются диверсификация промышленного производства, модернизация существующих и развитие на территории городского округа новых сфер экономической деятельности.
В основу Комплексного плана положены муниципальные программы г. Алатыря на ближайшую перспективу.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)
Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010, 2011 годы.
В основу Комплексного плана легли также мероприятия по реализации указов Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 года N 99 "Об ускоренной электрификации новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике", от 30 декабря 2009 года N 100 "О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике". Мероприятия Комплексного плана также тесно увязаны с мероприятиями подпрограмм государственных программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности Чувашской Республики, внедрения во все сферы экономики международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)
При формировании Комплексного плана учтен Генеральный план г. Алатыря, разработанный РосНИПИ Урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденный решением Собрания депутатов г. Алатыря от 28 февраля 2006 года N 6.
По своему статусу город является историческим (основан в 1552 году Иваном Грозным), имеющим на своей территории ряд уникальных памятников архитектуры, истории и культуры, а также природно-ландшафтный комплекс (на территории, прилегающей к городу, находится заповедник "Присурский").
В основу Комплексного плана положена идея о необходимости формирования благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, обеспечения активного развития туристической инфраструктуры, создания инновационных производств на базе традиционных отраслей приборостроения и машиностроения.
В результате моногород снизит зависимость от градообразующих предприятий, сможет развить инновационную экономику и, в конечном счете, достичь устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.
1.1. Общая характеристика географического положения
Город Алатырь расположен в северо-восточной части Приволжской возвышенности, в лесостепной зоне на юго-западе Чувашской Республики, на правом берегу р. Алатырь при впадении ее в р. Суру, граничит с Ульяновской областью, Республикой Мордовия, Ибресинским, Шемуршинским и Порецким районами Чувашской Республики.
Расположен южнее г. Чебоксары на 198 км. Город имеет удобные транспортные связи. Через территорию города проходит железная дорога Казань - Канаш - Пенза, имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Автодорога Алатырь - Ядрин соединяет город с автомагистралью Москва - Нижний Новгород, шоссейной дорогой он соединен с г. Чебоксары, проходящей также через гг. Шумерлю и Канаш, а также с г. Ульяновском.
Площадь территории города составляет 4168 га, в том числе под зелеными насаждениями - 470 га. В пределах городской черты расположен дендрологический парк площадью 238 га, который имеет статус особо охраняемой природной территории регионального значения и Алатырский государственный орнитологический заказник площадью 152,7 га.
В районе, прилегающем к г. Алатырю, выявлены и разведаны месторождения песков стекольных и строительных для производства силикатного кирпича и бетонов; глин, пригодных для производства кирпича и керамзитового гравия.
Природный потенциал г. Алатыря в достаточной степени способствует развитию города. Благоприятный климат, пейзажный рельеф, наличие значительного туристско-рекреационного потенциала, относительно благоприятные инженерно-строительные условия, плодородные почвы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее развитие города.
Экономико-географическое расположение г. Алатыря обладает преимуществами и недостатками (сильными и слабыми сторонами).
Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 |
Высокотехнологический промышленный потенциал, резерв неиспользуемых мощностей предприятий. Наличие традиционных отраслей производства электрооборудования, машин и транспортных средств, обеспечивающих градообразующую составляющую муниципального образования Благоприятные для проживания климатические условия | Наличие нестабильной загрузки градообразующих предприятий (ОАО "Электроавтомат", ОАО "Завод "Электроприбор", ОАО "Алатырский механический завод", ФГУП "5 арсенал", ОАО "АЗНХ"). Монопрофильность экономики, зависимость от спроса на комплектующие изделия и оборудование для авиастроения, автомобильной промышленности и РЖД |
Выгодное географическое расположение. Наличие удобных транспортных связей (автодороги и железная дорога) | Недостаточное развитие структуры жизнеобеспечения города |
Высокий кадровый потенциал. Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения) | Низкий демографический потенциал |
Высокий образовательный уровень населения, обеспеченность трудовыми ресурсами высокой квалификации. Сохранение и использование исторического наследия как потенциала развития городской экономики | Недостаточно благоприятное положение города, занимающего окраинное положение относительно столицы Чувашской Республики |
Высокий ландшафтно-рекреационный потенциал (наличие памятников природы). Наличие многочисленных памятников истории и архитектуры | Отсутствие туристско-рекреационной инфраструктуры, способной удовлетворить спрос на услуги туристического бизнеса |
Возможность развития туризма и рекреации. Развитые межрегиональные связи и интерес для туристов | Отсутствие местного туроператора |
Готовность населения заниматься туристической деятельностью и оказывать услуги по обслуживанию туристов | Недостаточно развитая транспортная структура, низкое качество дорог в городе и районе |
Наличие свободных территорий (площадок) для жилищного и производственного строительства | Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития |
Наличие функционирующей инженерной инфраструктуры | Высокий износ и недостаток объектов инфраструктуры |
1.2. Анализ социально-экономической ситуации в г. Алатыре
2009 год оказался непростым для большинства организаций города. Ряд показателей экономической и социальной жизни г. Алатыря к концу 2009 кризисного года характеризовался снижением по сравнению с предыдущими периодами:
оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2009 год превысил 3 млрд. рублей, что составляет 97,6% к уровню 2008 года;
объемы отгруженной продукции в действующих ценах снизились на 8 из 14 предприятий обрабатывающих производств;
объем перевозок грузов уменьшился к предыдущему году на 12,4%;
снизилась инвестиционная активность большинства предприятий промышленности и сферы малого бизнеса;
рост среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил всего 105,8% к 2008 году.
За 2009 год общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования достиг 496 млн. рублей, что составляет 87,7% к уровню 2008 года.
Финансирование адресной инвестиционной программы г. Алатыря за 2009 год достигло 187,2 млн. рублей, что составляет 137,3% к уровню 2008 года.
За 2009 год полностью освоены инвестиции на строительстве ряда крупных объектов города, выполнены все мероприятия долгосрочных программ развития социальной и инженерной инфраструктуры города, принятые еще в докризисный период.
В 2010 году ситуация по многим показателям стабилизировалась:
оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 28,3% к аналогичному периоду 2009 года и составил 4,0 млрд. рублей;
объемы отгруженной продукции организаций обрабатывающих производств в действующих ценах увеличились на 33,9% и составили 3,4 млрд. рублей;
инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства увеличились в 2,4 раза и составили 336,7 млн. рублей;
среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличилась на 12,8% к аналогичному периоду 2009 года и составила 10,9 тыс. рублей. Динамика показателей социально-экономического развития г. Алатыря за 2007 - 2010 годы приведена в табл. 1.
Динамика показателей социально-экономического развития г. Алатыря за 2007 - 2010 годы