Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2011 года N 92

О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. АЛАТЫРЯ ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2011 N 602, от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)

В целях повышения устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Алатыря Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Алатыря до 2020 года (далее - Комплексный план).

2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
А.ИВАНОВ

     




Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 21.03.2011 N 92



 КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ Г. АЛАТЫРЯ ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2011 N 602, от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)  


Паспорт Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Алатыря до 2020 года

Наименование

-

Комплексный инвестиционный план модернизации г. Алатыря до 2020 года (далее - Комплексный план)

Основание для разработки Комплексного плана

-

распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации

Дата принятия Комплексного плана

-

решение Собрания депутатов г. Алатыря от 29 апреля 2010 г. N 17/39-4

Основные разработчики Комплексного плана

-

администрация г. Алатыря Чувашской Республики органы исполнительной власти Чувашской Республики

Цели и задачи Комплексного плана

-

цели: стабилизация социально-экономического положения г. Алатыря, обеспечивающая в перспективе базис для устойчивого экономического роста, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействие решению проблемы занятости населения.

Задачи:

диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации их производства, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижение энергоемкости продукции и повышение конкурентоспособности производства;

создание условий для развития реального сектора экономики через:

развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города;

формирование индустриального (промышленного) парка с развитой инженерной инфраструктурой;

активизацию процессов финансового оздоровления организаций;

профессиональную ориентацию населения и профессиональных образовательных организаций на соответствие требованиям рынка труда;

содействие в создании новых и развитии существующих предприятий малого и среднего бизнеса за счет:

создания режима наибольшего благоприятствования и снятия административных барьеров для развития предпринимательства;

оказания форм имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки;

последовательное повышение качества жизни населения путем:

снижения социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;

развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышения доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах;

восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов планировок новых жилых микрорайонов, сокращения сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством, в целях привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

повышения уровня экологической безопасности и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды;

строительства объездной дороги для грузового автомобильного транспорта;

реконструкции и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146, от 24.03.2016 N 97)

Стратегические направления Комплексного плана

-

развитие и наращивание потенциала города, повышение конкурентоспособности предприятий через создание новых производств, выпуск новых видов продукции, отвечающих современным требованиям, за счет модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий;

развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципальной собственности и природных ресурсов, строительства и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

развитие малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения

Срок и этапы реализации Комплексного плана

-

срок реализации - 2010 - 2020 годы:

I этап - 2010 - 2011 годы;

II этап - 2012 - 2015 годы;

III этап - 2016 - 2020 годы

Участники основных мероприятий Комплексного плана

-

субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и бюджетные учреждения г. Алатыря

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97)

Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана

-

реализация инвестиционных проектов, в том числе:

"Создание индустриального (промышленного) парка г. Алатыря";

"Создание технопарка г. Алатыря";

"Создание производства по обогащению кварцевого песка для стекловарения и выпуска сухих строительных смесей с последующим развитием стекольного производства";

"Создание биотехнологического комплекса по производству продуктов лизина и сопутствующих кормовых продуктов";

"Модернизация и реконструкция действующего производства ОАО "Завод "Электроприбор" для авиационной и космической промышленности" в г. Алатыре Чувашской Республики";

"Строительство завода железобетонных изделий";

"Строительство комбикормового завода в г. Алатыре (1 очередь)";;

"Строительство элеватора на базе комбикормового завода в г. Алатыре (2 очередь)";

"Строительство мини-хлебопекарни мощностью 10 тонн продукции в сутки";

"Организация швейного производства мощностью 45 тыс. комплектов в месяц"

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)

Ключевые целевые показатели Комплексного плана

-

диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей:

снижение доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 25,8% в 2009 году до 19,0% в 2020 году);

увеличение на 11,1 процентного пункта доли работающих на малых и средних предприятиях в общей численности экономически активного населения муниципального образования (с 13,1% в 2009 году до 24,2% в 2020 году);

снижение на 2,39 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 2,83% в 2009 году до 0,44% в 2020 году);

развитие экономического потенциала и повышение эффективности производства:

увеличение в 3,0 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 3,0 млрд. рублей в 2009 году до 9,2 млрд. рублей в 2020 году);

создание к 2020 году 4010 дополнительных постоянных рабочих мест;

увеличение в 3,7 раза среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий муниципального образования (с 10038,5 рубля в 2009 году до 36675 рублей в 2020 году);

уменьшение на 33,5 процентных пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства (с 53,7% в 2009 году до 20,2% в 2020 году), в том числе за счет выпуска новых видов продукции;

увеличение на 10,3 процентных пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства

(с 12,5% в 2009 году до 22,8% в 2020 году);

увеличение в 1,7 раза количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 135 единиц в 2009 году до 235 единиц в 2020 году);

увеличение на 20,6 процентных пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 33,4% в 2009 году до 54% в 2020 году)

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297)

Механизм управления реализацией Комплексного плана

-

координацию реализации Комплексного плана осуществляет Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованный Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133 "О Совете по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики".

Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Алатыря при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается:

создать Координационный совет по реализации Комплексного плана при главе г. Алатыря из числа представителей органов местного самоуправления г. Алатыря, градообразующих предприятий;

заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Алатыря, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана.

Координацию реализации Комплексного плана в сфере предпринимательства осуществляет Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Алатыря, созданный постановлением главы администрации г. Алатыря от 27 мая 2008 г. N 501.

Для мониторинга и оперативного управления реализацией Комплексного плана, организационного сопровождения конкретных мероприятий возможно создание проектных групп в составе представителей инвесторов, администрации г. Алатыря, других участников и заинтересованных лиц.

Проектные группы проводят мониторинг:

социально-экономического положения на градообразующих предприятиях;

реализации инвестиционных проектов.

Заседания Координационного совета по реализации Комплексного плана предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Протокол и информация о выполнении решений Координационного совета ежеквартально будут направляться в Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики.

Ход реализации Комплексного плана не реже одного раза в год будет рассматриваться на заседании Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на сайте администрации г. Алатыря на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проектные группы и Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Алатыря ежеквартально к 10 числу второго месяца квартала, следующего за отчетным, представляют отчет о выполнении мероприятий Комплексного плана в Координационный совет по реализации Комплексного плана. Срок сдачи годового отчета о выполнении мероприятий Комплексного плана - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)

 Объемы и источники финансирования Комплексного плана

-

общий объем финансирования Комплексного плана составляет 13725,656 млн. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 999,442 млн. рублей (7,3 процента);

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1181,474 млн. рублей (8,6 процента);

средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 30,205 млн. рублей (0,2 процента);

средства бюджета г. Алатыря - 297,408 млн. рублей (2,2 процента);

средства внебюджетных источников - 11217,127 млн. рублей (81,7 процента).

Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период.

(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297)


 Введение


Комплексный инвестиционный план модернизации г. Алатыря до 2020 года (далее - Комплексный план) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс мероприятий, способствующих стабилизации и развитию экономики города, росту его налогового потенциала, повышению качества жизни населения, решению обостряющихся социальных вопросов.

Главной целью Комплексного плана являются сохранение и развитие экономического потенциала муниципального образования, поддержание стандартов качества жизни на достигнутом уровне и экологически чистой городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Основными приоритетами Комплексного плана являются диверсификация промышленного производства, модернизация существующих и развитие на территории городского округа новых сфер экономической деятельности.

В основу Комплексного плана положены муниципальные программы г. Алатыря на ближайшую перспективу.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)

Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010, 2011 годы.

В основу Комплексного плана легли также мероприятия по реализации указов Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 года N 99 "Об ускоренной электрификации новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике", от 30 декабря 2009 года N 100 "О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике". Мероприятия Комплексного плана также тесно увязаны с мероприятиями подпрограмм государственных программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности Чувашской Республики, внедрения во все сферы экономики международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)

При формировании Комплексного плана учтен Генеральный план г. Алатыря, разработанный РосНИПИ Урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденный решением Собрания депутатов г. Алатыря от 28 февраля 2006 года N 6.

По своему статусу город является историческим (основан в 1552 году Иваном Грозным), имеющим на своей территории ряд уникальных памятников архитектуры, истории и культуры, а также природно-ландшафтный комплекс (на территории, прилегающей к городу, находится заповедник "Присурский").

В основу Комплексного плана положена идея о необходимости формирования благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, обеспечения активного развития туристической инфраструктуры, создания инновационных производств на базе традиционных отраслей приборостроения и машиностроения.

В результате моногород снизит зависимость от градообразующих предприятий, сможет развить инновационную экономику и, в конечном счете, достичь устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.


I. Анализ текущей социально-экономической ситуации в г. Алатыре


1.1. Общая характеристика географического положения

Город Алатырь расположен в северо-восточной части Приволжской возвышенности, в лесостепной зоне на юго-западе Чувашской Республики, на правом берегу р. Алатырь при впадении ее в р. Суру, граничит с Ульяновской областью, Республикой Мордовия, Ибресинским, Шемуршинским и Порецким районами Чувашской Республики.

Расположен южнее г. Чебоксары на 198 км. Город имеет удобные транспортные связи. Через территорию города проходит железная дорога Казань - Канаш - Пенза, имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Автодорога Алатырь - Ядрин соединяет город с автомагистралью Москва - Нижний Новгород, шоссейной дорогой он соединен с г. Чебоксары, проходящей также через гг. Шумерлю и Канаш, а также с г. Ульяновском.

Площадь территории города составляет 4168 га, в том числе под зелеными насаждениями - 470 га. В пределах городской черты расположен дендрологический парк площадью 238 га, который имеет статус особо охраняемой природной территории регионального значения и Алатырский государственный орнитологический заказник площадью 152,7 га.

В районе, прилегающем к г. Алатырю, выявлены и разведаны месторождения песков стекольных и строительных для производства силикатного кирпича и бетонов; глин, пригодных для производства кирпича и керамзитового гравия.

Природный потенциал г. Алатыря в достаточной степени способствует развитию города. Благоприятный климат, пейзажный рельеф, наличие значительного туристско-рекреационного потенциала, относительно благоприятные инженерно-строительные условия, плодородные почвы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее развитие города.

Экономико-географическое расположение г. Алатыря обладает преимуществами и недостатками (сильными и слабыми сторонами).


Сильные и слабые стороны г. Алатыря

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

Высокотехнологический промышленный потенциал, резерв неиспользуемых мощностей предприятий.

Наличие традиционных отраслей производства электрооборудования, машин и транспортных средств, обеспечивающих градообразующую составляющую муниципального образования

Благоприятные для проживания климатические условия

Наличие нестабильной загрузки градообразующих предприятий (ОАО "Электроавтомат", ОАО "Завод "Электроприбор", ОАО "Алатырский механический завод", ФГУП "5 арсенал", ОАО "АЗНХ").

Монопрофильность экономики, зависимость от спроса на комплектующие изделия и оборудование для авиастроения, автомобильной промышленности и РЖД

Выгодное географическое расположение.

Наличие удобных транспортных связей (автодороги и железная дорога)

Недостаточное развитие структуры жизнеобеспечения города

Высокий кадровый потенциал.

Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения)

Низкий демографический потенциал

Высокий образовательный уровень населения, обеспеченность трудовыми ресурсами высокой квалификации.

Сохранение и использование исторического наследия как потенциала развития городской экономики

Недостаточно благоприятное положение города, занимающего окраинное положение относительно столицы Чувашской Республики

Высокий ландшафтно-рекреационный потенциал (наличие памятников природы).

Наличие многочисленных памятников истории и архитектуры

Отсутствие туристско-рекреационной инфраструктуры, способной удовлетворить спрос на услуги туристического бизнеса

Возможность развития туризма и рекреации.

Развитые межрегиональные связи и интерес для туристов

Отсутствие местного туроператора

Готовность населения заниматься туристической деятельностью и оказывать услуги по обслуживанию туристов

Недостаточно развитая транспортная структура, низкое качество дорог в городе и районе

Наличие свободных территорий (площадок) для жилищного и производственного строительства

Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития

Наличие функционирующей инженерной инфраструктуры

Высокий износ и недостаток объектов инфраструктуры


1.2. Анализ социально-экономической ситуации в г. Алатыре

2009 год оказался непростым для большинства организаций города. Ряд показателей экономической и социальной жизни г. Алатыря к концу 2009 кризисного года характеризовался снижением по сравнению с предыдущими периодами:

оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2009 год превысил 3 млрд. рублей, что составляет 97,6% к уровню 2008 года;

объемы отгруженной продукции в действующих ценах снизились на 8 из 14 предприятий обрабатывающих производств;

объем перевозок грузов уменьшился к предыдущему году на 12,4%;

снизилась инвестиционная активность большинства предприятий промышленности и сферы малого бизнеса;

рост среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил всего 105,8% к 2008 году.

За 2009 год общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования достиг 496 млн. рублей, что составляет 87,7% к уровню 2008 года.

Финансирование адресной инвестиционной программы г. Алатыря за 2009 год достигло 187,2 млн. рублей, что составляет 137,3% к уровню 2008 года.

За 2009 год полностью освоены инвестиции на строительстве ряда крупных объектов города, выполнены все мероприятия долгосрочных программ развития социальной и инженерной инфраструктуры города, принятые еще в докризисный период.

В 2010 году ситуация по многим показателям стабилизировалась:

оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 28,3% к аналогичному периоду 2009 года и составил 4,0 млрд. рублей;

объемы отгруженной продукции организаций обрабатывающих производств в действующих ценах увеличились на 33,9% и составили 3,4 млрд. рублей;

инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства увеличились в 2,4 раза и составили 336,7 млн. рублей;

среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличилась на 12,8% к аналогичному периоду 2009 года и составила 10,9 тыс. рублей. Динамика показателей социально-экономического развития г. Алатыря за 2007 - 2010 годы приведена в табл. 1.

Таблица 1


 Динамика показателей социально-экономического развития г. Алатыря за 2007 - 2010 годы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»