ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 года N 118
О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. КАНАША ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
В целях устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Канаша Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 года (далее - Комплексный план).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 04.04.2012 N 118
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
Основание для разработки Комплексного плана | - | распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации |
Дата принятия Комплексного плана | - | решение Собрания депутатов г. Канаша Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 13/5 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации города Канаш на период до 2020 года" |
Основные разработчики Комплексного плана | - | администрация г. Канаша Чувашской Республики; органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Цели и задачи Комплексного плана | - | цели: стабилизация социально-экономического положения г. Канаша, обеспечивающая в перспективе базис для устойчивого экономического роста, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействие решению проблемы занятости населения. Задачи: диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации их производств, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижение энергоемкости продукции и повышение конкурентоспособности производства; создание условий для развития реального сектора экономики через: развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города; формирование индустриального (промышленного) парка с развитой инженерной инфраструктурой; активизацию процессов финансового оздоровления организаций; профессиональную ориентацию населения и профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями рынка труда; содействие в создании новых и развитии существующих предприятий малого и среднего бизнеса за счет: создания режима наибольшего благоприятствования и снятия административных барьеров для развития предпринимательства; оказания имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки; последовательное повышение качества жизни населения путем: снижения социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения; развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышения доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах; восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов новых жилых микрорайонов, сокращения сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан; содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством, в целях привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов; повышения уровня экологической безопасности и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды; строительства объездной дороги для грузового автомобильного транспорта; реконструкции действующих и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146, от 24.03.2016 N 97) | ||
Стратегические направления Комплексного плана | - | развитие и наращивание потенциала города, повышение конкурентоспособности предприятий через создание новых производств, выпуск новых видов продукции, отвечающих современным требованиям, за счет модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий; развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципальной собственности и природных ресурсов, строительства и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; развитие малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения |
Срок и этапы реализации Комплексного плана | - | срок реализации - 2012 - 2020 годы: I этап - 2012 - 2013 годы; II этап - 2014 - 2015 годы; III этап - 2016 - 2020 годы |
Участники основных мероприятий Комплексного плана | - | субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и бюджетные учреждения г. Канаша |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана | - | реализация инвестиционных проектов на территории индустриального (промышленного) парка г. Канаша, в том числе: "Строительство завода по производству неорганических химических соединений (минеральных солей)"; "Строительство предприятия по переработке овощей"; "Строительство литейного завода"; "Расширение производства дробильно-сортировочного оборудования"; "Расширение производства сельхозтехники"; "Расширение производства прицепов и полуприцепов"; "Расширение производства неорганических химических веществ (коагулянтов)"; "Освоение инновационных видов продукции"; "Строительство биотехнологического комплекса по производству лизина (монохлоргидрат) и сопутствующих продуктов"; "Строительство предприятия по переработке древесины и выпуску изделий из дерева" |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97) | ||
Ключевые целевые показатели Комплексного плана | - | диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей: увеличение на 2,2% численности населения муниципального образования (с 45655 человек в 2011 году до 46675 человек в 2020 году); снижение на 0,9 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 20,5% в 2011 году до 19,6% в 2020 году); увеличение на 3,6 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения муниципального образования (с 25,5% в 2011 году до 29,1% в 2020 году); снижение на 0,12 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 1,01% в 2011 году до 0,89% в 2020 году); создание к 2020 году 4328 дополнительных постоянных рабочих мест; увеличение в 2,3 раза средней заработной платы работников крупных и средних предприятий муниципального образования (с 15903,3 рубля в 2011 году до 36710 рублей в 2020 году); увеличение в 1,9 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 13,3 млрд. рублей в 2011 году до 25,9 млрд. рублей в 2020 году); уменьшение на 18,8 процентного пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 81,6% в 2011 году до 62,8% в 2020 году); увеличение на 10,9 процентного пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций (с 16,3% в 2011 году до 27,2% в 2020 году); увеличение в 1,5 раза количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 388 единиц в 2011 году до 600 единиц в 2020 году); увеличение на 13,4 процентного пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 56,6% в 2011 году до 70% в 2020 году) |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297) | ||
Механизм управления реализацией Комплексного плана | - | координацию реализации Комплексного плана осуществляет Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованный Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133. Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Канаша при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается: создать Координационный совет по реализации Комплексного плана при главе г. Канаша из числа представителей органов местного самоуправления г. Канаша, градообразующих предприятий; заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Канаша, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана. Координацию реализации Комплексного плана в сфере предпринимательства осуществляет Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Канаша, созданный постановлением главы администрации г. Канаша от 10 января 2003 г. N 10. Для мониторинга и оперативного управления реализацией Комплексного плана, организационного сопровождения конкретных мероприятий возможно создание проектных групп в составе представителей инвесторов, администрации г. Канаша, других участников и заинтересованных лиц. Проектные группы проводят мониторинг: социально-экономического положения градообразующих предприятий; реализации инвестиционных проектов. Заседания Координационного совета по реализации Комплексного плана предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Протокол и информация о выполнении решений Координационного совета ежеквартально будут направляться в Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Ход реализации Комплексного плана не реже одного раза в год будет рассматриваться на заседании Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на сайте администрации г. Канаша на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Проектные группы и Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Канаша ежеквартально к 10-му числу второго месяца квартала, следующего за отчетным, представляют отчет о выполнении мероприятий Комплексного плана в Координационный совет по реализации Комплексного плана при главе г. Канаша. Срок сдачи годового отчета о выполнении мероприятий Комплексного плана - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146) | ||
Объемы и источники финансирования Комплексного плана | - | общий объем финансирования Комплексного плана составляет 17686,997 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1127,423 млн. рублей (6,4 процента); средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1229,221 млн. рублей (6,9 процента); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 109,11 млн. рублей (0,6 процента); средства бюджета г. Канаша - 116,848 млн. рублей (0,7 процента); средства внебюджетных источников - 15104,395 млн. рублей (85,4 процента). Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период. Отсутствие государственной поддержки из федерального бюджета приведет к затягиванию сроков реализации проектов Комплексного плана, который в этом случае будет скорректирован по срокам выполнения и источникам финансирования. |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) |
Комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 года (далее - Комплексный план) представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития населения г. Канаша.
Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.
В основу Комплексного плана легли также мероприятия по реализации указов Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 года N 99 "Об ускоренной электрификации новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике", от 30 декабря 2009 года N 100 "О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике". Мероприятия Комплексного плана также тесно увязаны с мероприятиями подпрограмм государственных программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности Чувашской Республики, внедрения в экономику международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)
Город Канаш является транспортным центром Чувашии, крупным железнодорожным узлом. Основу экономического потенциала г. Канаша составляет машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования. Одним из ведущих предприятий в Российской Федерации является ЗАО "Промтрактор-Вагон", специализирующееся на ремонте, изготовлении подвижного состава и производстве запасных частей. В городе имеются организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляющие подготовку специализированных кадров.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)
В основу Комплексного плана положена идея о необходимости формирования благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, создания инновационных производств на базе машиностроения и создания новых сфер деятельности в экономике.
В результате моногород снизит зависимость от градообразующих предприятий, сможет развить инновационную экономику и в конечном счете достичь устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.
Город Канаш занимает выгодное географическое положение. Расположен почти в самом центре республики, недалеко от крупных промышленных городов Поволжья: в 80 км от г. Чебоксары - столицы Чувашии и в 130 км от г. Казани - столицы Татарстана. Является крупным железнодорожным узлом республики.
Канаш - третий по величине промышленный город Чувашской Республики с общей площадью городской территории 1854 га (площадь промышленной зоны - 394,2 га).
Город пересекают важнейшие автотранспортные магистрали: с западной стороны - автодорога федерального значения Цивильск - Ульяновск - Сызрань, которая связана с автомагистралью Москва - Нижний Новгород - Казань. Город Канаш также имеет автодорожную связь со всеми районами республики.
Через город проходят железнодорожные линии Муром - Арзамас - Казань - Екатеринбург, Рязань - Рузаевка - Канаш - Казань, а также железнодорожная ветка на г. Чебоксары.
Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" (г. Санкт-Петербург), предполагается сохранение и развитие значимости города как важного транспортного и индустриального узла в республике.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 |
Высокотехнологический промышленный потенциал, резерв неиспользуемых мощностей предприятий. Наличие традиционных отраслей производства транспортных средств и оборудования, обеспечивающих градообразующую составляющую муниципального образования | Моральный и физический износ производственных фондов. Монопрофильность экономики, зависимость от спроса на продукцию отрасли "производство транспортных средств и оборудования" |
Удобное географическое расположение территории - в центре Чувашской Республики, г. Канаш - крупнейший железнодорожный и транспортный узел | Отсутствие системы логистики и неполное использование потенциала Канашского железнодорожного узла |
Развитое малое и среднее предпринимательство, активный потребительский рынок | Недостаточная инновационная активность |
Высокий кадровый потенциал. Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения) | Низкий демографический потенциал |
Наличие образовательных учреждений профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей | Миграция населения трудоспособного возраста |
Наличие свободных территорий (площадок, земельных участков) для жилищного и производственного строительства | Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития |
Наличие инфраструктурного потенциала (газ, электричество, тепло, вода) для обеспечения развития отраслей экономики | Высокий износ и недостаток объектов инфраструктуры. Высокая транспортная нагрузка на ряд улиц города. Необходима реконструкция очистных сооружений |
1.2.1. Демографическая ситуация
Устойчивое демографическое развитие, как правило, обеспечивает обществу воспроизводство человеческого потенциала. Однако в г. Канаше на протяжении последних лет наблюдается обратная тенденция - население непрерывно сокращается. Так, численность населения на 1 января 2012 г. составила 45,6 тыс. человек, в том числе: горожан моложе трудоспособного возраста - 8,02 тыс. человек (17,6%), трудоспособного возраста - 28,5 тыс. человек (62,5%), старше трудоспособного возраста - 9,08 тыс. человек (19,9%). Доля мужчин в общей численности населения составила 43,2%, женщин - 56,8%.
За 2006 - 2010 годы число постоянных жителей г. Канаша уменьшилось более чем на 2 тыс. человек. Так, только в 2010 году прибыло 794 человека, выбыло 874 человека. Коэффициент миграционной убыли составил 17,5 человека. Основными причинами миграционного оттока экономически активного населения являются отсутствие высокооплачиваемой работы и сокращение рабочих мест на градообразующих предприятиях.
Основные демографические показатели г. Канаша приведены в табл. 1.
Основные демографические показатели г. Канаша за 2008 - 2011 годы
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек | 47,133 | 47,069 | 45,662 | 45,63 |
Темп роста (снижения) к предыдущему периоду, % | 99,0 | 99,9 | 97,0 | 99,9 |
Естественный прирост/убыль (-) населения на 1 тыс. населения | -0,8 | 0,8 | -0,9 | -1,3 |
Миграционный прирост/убыль (-) населения на 10 тыс. населения | -72,1 | 18,5 | -17,5 | 32,1 |
Прибыло в моногород, человек | 438 | 882 | 794 | 1255 |
Выбыло из моногорода, человек | 755 | 795 | 874 | 1121 |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, человек | 414 | 868 | 549 | 298 |
Темп роста (снижения) к предыдущему периоду, % | 119,0 | 209,7 | 63,2 | 54,3 |
Число родившихся в г. Канаше в 2006 - 2009 годах увеличивалось: в 2006 году - 538 человек, 2007 - 590 человек, 2008 - 629 человек, 2009 году - 672 человека. Но за последние два года данный показатель имеет отрицательную динамику: за 2010 год - 630 детей, 2011 год - 601 ребенок. В 2011 году коэффициент рождаемости увеличился до 13,2 против 11,2 в 2006 году, а коэффициент смертности сократился с 15,1 в 2006 году до 14,5 в 2011 году.
Ежегодно в структуре населения г. Канаша из-за оттока молодежи на обучение в другие города снижается доля населения моложе трудоспособного возраста и увеличивается доля населения в возрасте старше трудоспособного, что характеризует население г. Канаша как стареющее.
Тем не менее в связи с ежегодным увеличением с 2009 года потока выпускников 9-х классов, изъявивших желание обучаться в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования города (увеличение на 100 человек ежегодно), прогнозируется увеличение численности лиц моложе трудоспособного возраста, квалификация которых будет соответствовать потребностям предприятий, осуществляющих деятельность на территории г. Канаша.
С проблемой демографического старения тесно связана еще одна негативная тенденция - рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Коэффициент демографической нагрузки в г. Канаше составляет 600 человек нетрудоспособного возраста на 1 тыс. лиц трудоспособного возраста (в среднем по России - 582).
При этом нагрузка младших возрастов на трудоспособное население в городе составляет 281,5 человека на 1 тыс. человек трудоспособного возраста, что ниже среднереспубликанских показателей на 11,5%, а нагрузка старших возрастных групп - 319 человек, что выше среднереспубликанских показателей на 23,3%. Данный факт свидетельствует о большей нагрузке на бюджет города по сравнению с другими городами республики.