Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2012 года N 118

О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. КАНАША ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)


В целях устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Канаша Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 года (далее - Комплексный план).

2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН






Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 04.04.2012 N 118

КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ Г. КАНАША ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)


 Паспорт Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Канаша до 2020 года

Основание для разработки Комплексного плана

-

распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации

Дата принятия Комплексного плана

-

решение Собрания депутатов г. Канаша Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 13/5 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации города Канаш на период до 2020 года"

Основные разработчики Комплексного плана

-

администрация г. Канаша Чувашской Республики;

органы исполнительной власти Чувашской Республики

Цели и задачи Комплексного плана

-

цели: стабилизация социально-экономического положения г. Канаша, обеспечивающая в перспективе базис для устойчивого экономического роста, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействие решению проблемы занятости населения.

Задачи:

диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации их производств, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижение энергоемкости продукции и повышение конкурентоспособности производства;

создание условий для развития реального сектора экономики через:

развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города;

формирование индустриального (промышленного) парка с развитой инженерной инфраструктурой;

активизацию процессов финансового оздоровления организаций;

профессиональную ориентацию населения и профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями рынка труда;

содействие в создании новых и развитии существующих предприятий малого и среднего бизнеса за счет:

создания режима наибольшего благоприятствования и снятия административных барьеров для развития предпринимательства;

оказания имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки;

последовательное повышение качества жизни населения путем:

снижения социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;

развития новых форм оказания муниципальных и государственных услуг, повышения доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах;

восстановления темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, включая разработку проектов новых жилых микрорайонов, сокращения сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

содействия созданию коммерческих организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление жилищно-коммунальным хозяйством, в целях привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

повышения уровня экологической безопасности и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды;

строительства объездной дороги для грузового автомобильного транспорта;

реконструкции действующих и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146, от 24.03.2016 N 97)

Стратегические направления Комплексного плана

-

развитие и наращивание потенциала города, повышение конкурентоспособности предприятий через создание новых производств, выпуск новых видов продукции, отвечающих современным требованиям, за счет модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий;

развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципальной собственности и природных ресурсов, строительства и модернизации социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

развитие малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения

Срок и этапы реализации Комплексного плана

-

срок реализации - 2012 - 2020 годы:

I этап - 2012 - 2013 годы;

II этап - 2014 - 2015 годы;

III этап - 2016 - 2020 годы

Участники основных мероприятий Комплексного плана

-

субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и бюджетные учреждения г. Канаша

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97)

Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана

-

реализация инвестиционных проектов на территории индустриального (промышленного) парка г. Канаша, в том числе:

"Строительство завода по производству неорганических химических соединений (минеральных солей)";

"Строительство предприятия по переработке овощей";

"Строительство литейного завода";

"Расширение производства дробильно-сортировочного оборудования";

"Расширение производства сельхозтехники";

"Расширение производства прицепов и полуприцепов";

"Расширение производства неорганических химических веществ (коагулянтов)";

"Освоение инновационных видов продукции";

"Строительство биотехнологического комплекса по производству лизина (монохлоргидрат) и сопутствующих продуктов";

"Строительство предприятия по переработке древесины и выпуску изделий из дерева"

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)

Ключевые целевые показатели Комплексного плана

-

диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей:

увеличение на 2,2% численности населения муниципального образования (с 45655 человек в 2011 году до 46675 человек в 2020 году);

снижение на 0,9 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 20,5% в 2011 году до 19,6% в 2020 году);

увеличение на 3,6 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения муниципального образования (с 25,5% в 2011 году до 29,1% в 2020 году);

снижение на 0,12 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 1,01% в 2011 году до 0,89% в 2020 году);

создание к 2020 году 4328 дополнительных постоянных рабочих мест;

увеличение в 2,3 раза средней заработной платы работников крупных и средних предприятий муниципального образования (с 15903,3 рубля в 2011 году до 36710 рублей в 2020 году);

увеличение в 1,9 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 13,3 млрд. рублей в 2011 году до 25,9 млрд. рублей в 2020 году);

уменьшение на 18,8 процентного пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 81,6% в 2011 году до 62,8% в 2020 году);

увеличение на 10,9 процентного пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций (с 16,3% в 2011 году до 27,2% в 2020 году);

увеличение в 1,5 раза количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 388 единиц в 2011 году до 600 единиц в 2020 году);

увеличение на 13,4 процентного пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 56,6% в 2011 году до 70% в 2020 году)

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297)

Механизм управления реализацией Комплексного плана

-

координацию реализации Комплексного плана осуществляет Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованный Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133.

Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Канаша при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается:

создать Координационный совет по реализации Комплексного плана при главе г. Канаша из числа представителей органов местного самоуправления г. Канаша, градообразующих предприятий;

заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Канаша, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана.

Координацию реализации Комплексного плана в сфере предпринимательства осуществляет Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Канаша, созданный постановлением главы администрации г. Канаша от 10 января 2003 г. N 10. Для мониторинга и оперативного управления реализацией Комплексного плана, организационного сопровождения конкретных мероприятий возможно создание проектных групп в составе представителей инвесторов, администрации г. Канаша, других участников и заинтересованных лиц.

Проектные группы проводят мониторинг:

социально-экономического положения градообразующих предприятий;

реализации инвестиционных проектов.

Заседания Координационного совета по реализации Комплексного плана предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Протокол и информация о выполнении решений Координационного совета ежеквартально будут направляться в Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики.

Ход реализации Комплексного плана не реже одного раза в год будет рассматриваться на заседании Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на сайте администрации г. Канаша на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проектные группы и Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Канаша ежеквартально к 10-му числу второго месяца квартала, следующего за отчетным, представляют отчет о выполнении мероприятий Комплексного плана в Координационный совет по реализации Комплексного плана при главе г. Канаша.

Срок сдачи годового отчета о выполнении мероприятий Комплексного плана - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)

Объемы и источники финансирования Комплексного плана

-

общий объем финансирования Комплексного плана составляет 17686,997 млн. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 1127,423 млн. рублей (6,4 процента);

средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1229,221 млн. рублей (6,9 процента);

средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 109,11 млн. рублей (0,6 процента);

средства бюджета г. Канаша - 116,848 млн. рублей (0,7 процента);

средства внебюджетных источников - 15104,395 млн. рублей (85,4 процента).

Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период.

Отсутствие государственной поддержки из федерального бюджета приведет к затягиванию сроков реализации проектов Комплексного плана, который в этом случае будет скорректирован по срокам выполнения и источникам финансирования.

(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297)


 Введение


Комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 года (далее - Комплексный план) представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития населения г. Канаша.

Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.

В основу Комплексного плана легли также мероприятия по реализации указов Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 года N 99 "Об ускоренной электрификации новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике", от 30 декабря 2009 года N 100 "О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике". Мероприятия Комплексного плана также тесно увязаны с мероприятиями подпрограмм государственных программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности Чувашской Республики, внедрения в экономику международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)

Город Канаш является транспортным центром Чувашии, крупным железнодорожным узлом. Основу экономического потенциала г. Канаша составляет машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования. Одним из ведущих предприятий в Российской Федерации является ЗАО "Промтрактор-Вагон", специализирующееся на ремонте, изготовлении подвижного состава и производстве запасных частей. В городе имеются организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляющие подготовку специализированных кадров.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)

В основу Комплексного плана положена идея о необходимости формирования благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, создания инновационных производств на базе машиностроения и создания новых сфер деятельности в экономике.

В результате моногород снизит зависимость от градообразующих предприятий, сможет развить инновационную экономику и в конечном счете достичь устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.


I. Анализ текущей социально-экономической ситуации в г. Канаше


 1.1. Общая характеристика географического положения


Город Канаш занимает выгодное географическое положение. Расположен почти в самом центре республики, недалеко от крупных промышленных городов Поволжья: в 80 км от г. Чебоксары - столицы Чувашии и в 130 км от г. Казани - столицы Татарстана. Является крупным железнодорожным узлом республики.

Канаш - третий по величине промышленный город Чувашской Республики с общей площадью городской территории 1854 га (площадь промышленной зоны - 394,2 га).

Город пересекают важнейшие автотранспортные магистрали: с западной стороны - автодорога федерального значения Цивильск - Ульяновск - Сызрань, которая связана с автомагистралью Москва - Нижний Новгород - Казань. Город Канаш также имеет автодорожную связь со всеми районами республики.

Через город проходят железнодорожные линии Муром - Арзамас - Казань - Екатеринбург, Рязань - Рузаевка - Канаш - Казань, а также железнодорожная ветка на г. Чебоксары.

Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" (г. Санкт-Петербург), предполагается сохранение и развитие значимости города как важного транспортного и индустриального узла в республике.


Сильные и слабые стороны г. Канаша

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

Высокотехнологический промышленный потенциал, резерв неиспользуемых мощностей предприятий.

Наличие традиционных отраслей производства транспортных средств и оборудования, обеспечивающих градообразующую составляющую муниципального образования

Моральный и физический износ производственных фондов.

Монопрофильность экономики, зависимость от спроса на продукцию отрасли "производство транспортных средств и оборудования"

Удобное географическое расположение территории - в центре Чувашской Республики, г. Канаш - крупнейший железнодорожный и транспортный узел

Отсутствие системы логистики и неполное использование потенциала Канашского железнодорожного узла

Развитое малое и среднее предпринимательство, активный потребительский рынок

Недостаточная инновационная активность

Высокий кадровый потенциал. Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения)

Низкий демографический потенциал

Наличие образовательных учреждений профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей

Миграция населения трудоспособного возраста

Наличие свободных территорий (площадок, земельных участков) для жилищного и производственного строительства

Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития

Наличие инфраструктурного потенциала (газ, электричество, тепло, вода) для обеспечения развития отраслей экономики

Высокий износ и недостаток объектов инфраструктуры.

Высокая транспортная нагрузка на ряд улиц города.

Необходима реконструкция очистных сооружений


 1.2. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения


1.2.1. Демографическая ситуация

Устойчивое демографическое развитие, как правило, обеспечивает обществу воспроизводство человеческого потенциала. Однако в г. Канаше на протяжении последних лет наблюдается обратная тенденция - население непрерывно сокращается. Так, численность населения на 1 января 2012 г. составила 45,6 тыс. человек, в том числе: горожан моложе трудоспособного возраста - 8,02 тыс. человек (17,6%), трудоспособного возраста - 28,5 тыс. человек (62,5%), старше трудоспособного возраста - 9,08 тыс. человек (19,9%). Доля мужчин в общей численности населения составила 43,2%, женщин - 56,8%.

За 2006 - 2010 годы число постоянных жителей г. Канаша уменьшилось более чем на 2 тыс. человек. Так, только в 2010 году прибыло 794 человека, выбыло 874 человека. Коэффициент миграционной убыли составил 17,5 человека. Основными причинами миграционного оттока экономически активного населения являются отсутствие высокооплачиваемой работы и сокращение рабочих мест на градообразующих предприятиях.

Основные демографические показатели г. Канаша приведены в табл. 1.

Таблица 1


 Основные демографические показатели г. Канаша за 2008 - 2011 годы

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек

47,133

47,069

45,662

45,63

Темп роста (снижения) к предыдущему периоду, %

99,0

99,9

97,0

99,9

Естественный прирост/убыль (-) населения на 1 тыс. населения

-0,8

0,8

-0,9

-1,3

Миграционный прирост/убыль (-) населения на 10 тыс. населения

-72,1

18,5

-17,5

32,1

Прибыло в моногород, человек

438

882

794

1255

Выбыло из моногорода, человек

755

795

874

1121

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, человек

414

868

549

298

Темп роста (снижения) к предыдущему периоду, %

119,0

209,7

63,2

54,3


Число родившихся в г. Канаше в 2006 - 2009 годах увеличивалось: в 2006 году - 538 человек, 2007 - 590 человек, 2008 - 629 человек, 2009 году - 672 человека. Но за последние два года данный показатель имеет отрицательную динамику: за 2010 год - 630 детей, 2011 год - 601 ребенок. В 2011 году коэффициент рождаемости увеличился до 13,2 против 11,2 в 2006 году, а коэффициент смертности сократился с 15,1 в 2006 году до 14,5 в 2011 году.

Ежегодно в структуре населения г. Канаша из-за оттока молодежи на обучение в другие города снижается доля населения моложе трудоспособного возраста и увеличивается доля населения в возрасте старше трудоспособного, что характеризует население г. Канаша как стареющее.

Тем не менее в связи с ежегодным увеличением с 2009 года потока выпускников 9-х классов, изъявивших желание обучаться в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования города (увеличение на 100 человек ежегодно), прогнозируется увеличение численности лиц моложе трудоспособного возраста, квалификация которых будет соответствовать потребностям предприятий, осуществляющих деятельность на территории г. Канаша.

С проблемой демографического старения тесно связана еще одна негативная тенденция - рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Коэффициент демографической нагрузки в г. Канаше составляет 600 человек нетрудоспособного возраста на 1 тыс. лиц трудоспособного возраста (в среднем по России - 582).

При этом нагрузка младших возрастов на трудоспособное население в городе составляет 281,5 человека на 1 тыс. человек трудоспособного возраста, что ниже среднереспубликанских показателей на 11,5%, а нагрузка старших возрастных групп - 319 человек, что выше среднереспубликанских показателей на 23,3%. Данный факт свидетельствует о большей нагрузке на бюджет города по сравнению с другими городами республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»