ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2012 года N 262
О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. ШУМЕРЛИ ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 09.08.2017 N 303.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
В целях устойчивого развития, модернизации и диверсификации экономики моногорода Шумерли Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации г. Шумерли до 2020 года (далее - Комплексный план).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Комплексного плана.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
Одобрен
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29.06.2012 N 262
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297, от 24.03.2016 N 97)
Наименование | - | Комплексный инвестиционный план модернизации г. Шумерли до 2020 года (далее - Комплексный план) |
Основание для разработки Комплексного плана | - | распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2011 г. N 46-р о создании рабочих групп в целях решения проблем, связанных с модернизацией моногородов Чувашской Республики, вошедших в перечень моногородов Российской Федерации |
Дата принятия Комплексного плана | - | решение Собрания депутатов г. Шумерли Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 166 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Шумерли на период до 2020 года" |
Основные разработчики Комплексного плана | - | администрация г. Шумерли Чувашской Республики; органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Цели и задачи Комплексного плана | - | цели: повышение качества жизни населения, создание полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации, обеспечение ухода от монопрофильности. Задачи: диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации существующих производственных мощностей, увеличения рентабельности, финансовой устойчивости, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижения энергоемкости продукции и повышения конкурентоспособности производства; создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития субъектов деятельности в сфере промышленности, сельскохозяйственных производств, малого бизнеса путем создания индустриального (промышленного) парка; развитие малого предпринимательства, являющегося важным фактором повышения качества жизни населения, создания рабочих мест, способствование развитию конкуренции; формирование новых точек роста, развитие новых видов деятельности; снижение социальной напряженности благодаря обеспечению максимальной занятости населения, созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения; комплексное развитие общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, коммуникационной); обеспечение прироста населения за счет создания благоприятных условий проживания, развития социальной сферы, инфраструктуры; развитие новых форм оказания государственных и муниципальных услуг, повышения доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Стратегические направления Комплексного плана | - | развитие и рост экономического потенциала города, повышение конкурентоспособности предприятий через создание новых производств, выпуск новых видов продукции, отвечающих современным требованиям, за счет модернизации производственных мощностей на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий; развитие инфраструктуры, строительство и модернизация социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; последовательное повышение качества жизни населения |
Срок и этапы реализации Комплексного плана | - | срок реализации - 2012 - 2020 годы: I этап - 2012 - 2013 годы; II этап - 2014 - 2015 годы; III этап - 2016 - 2020 годы |
Участники основных мероприятий Комплексного плана | - | субъекты деятельности в сфере промышленности, субъекты малого и среднего предпринимательства, организации сферы услуг и бюджетные учреждения г. Шумерли |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2016 N 97) | ||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты Комплексного плана | - | реализация инвестиционных проектов, в том числе: "Организация производства масляных и сухих (литых) распределительных трансформаторов"; "Организация производства импортозамещающих прицепов и полуприцепов специального и гражданского назначения и кузовов-фургонов на их шасси"; "Модернизация окрасочного и деревообрабатывающего производства"; "Модернизация действующего производства путем обновления линии металлообработки"; "Ремонт производственного цеха, строительство газопровода и котельной, приобретение оборудования для производства майонеза"; "Организация производства мясопродуктов и колбасных изделий"; "Реконструкция молочного завода"; "Организация производства топливных гранул"; "Организация эффективного управления лесами и создание центров развития высокотехнологичных производств по глубокой комплексной переработке древесины"; "Организация производства лизина"; "Строительство завода по производству пеностекла"; "Строительство кирпичного завода по производству керамического облицовочного кирпича"; "Строительство тепличного комплекса по выращиванию овощей"; "Реконструкция тепловых сетей микрорайона "Камчатка" г. Шумерля Чувашской Республики"; "Реконструкция сетей ЦТП котельной N 15 г. Шумерля Чувашской Республики" |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297) | ||
Ключевые целевые показатели Комплексного плана | - | диверсификация экономики с целью ухода от монопрофильности города с достижением следующих показателей: численность населения муниципального образования увеличится с 31101 человека в 2011 году до 31800 человек в 2020 году; снижение доли среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с 23,6% в 2011 году до 20,4% в 2020 году); увеличение на 3,2 процентного пункта доли среднесписочной численности работающих субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения муниципального образования (с 23,8% в 2011 году до 27,0% в 2020 году); снижение на 0,75 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 1,27% в 2011 году до 0,52% в 2020 году); создание к 2020 году 3734 дополнительных постоянных рабочих мест; увеличение в 2,6 раза средней заработной платы работников крупных и средних предприятий муниципального образования (с 14669,5 рубля в 2011 году до 37570 рублей в 2020 году); увеличение в 2,4 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 5,2 млрд. рублей в 2011 году до 12,5 млрд. рублей в 2020 году); уменьшение на 9,8 процентного пункта доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства (с 73,7% в 2011 году до 63,9% в 2020 году); увеличение на 6,3 процентного пункта доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций (с 13,2% в 2011 году до 19,5% в 2020 году); увеличение в 1,9 раза количества малых предприятий в муниципальном образовании (с 157 единиц в 2011 году до 305 единиц в 2020 году); увеличение на 13,4 процентного пункта доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования (с 46,6% в 2011 году до 60,0% в 2020 году) |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 169, от 07.05.2014 N 146, от 12.08.2015 N 297) | ||
Механизм управления реализацией Комплексного плана | - | координация реализации Комплексного плана будет осуществляться Советом по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, образованным Указом Президента Чувашской Республики от 21 сентября 2010 г. N 133 (далее - Совет по модернизации и развитию экономики). Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления г. Шумерли при реализации мероприятий Комплексного плана предполагается: создать при главе г. Шумерли Координационный совет по реализации Комплексного плана (далее - Координационный совет), в состав которого войдут представители органов местного самоуправления г. Шумерли и градообразующих предприятий; заключить соответствующие соглашения между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления г. Шумерли, градообразующими предприятиями и инициаторами мероприятий по реализации Комплексного плана. Координацию реализации Комплексного плана в сфере предпринимательства будет осуществлять Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Шумерли, созданный постановлением главы администрации г. Шумерли от 15 мая 2008 г. N 286. Для мониторинга и оперативного управления реализацией Комплексного плана, организационного сопровождения конкретных мероприятий предполагается создание проектных групп, в состав которых будут входить представители инвесторов, администрации г. Шумерли, других участников и заинтересованных лиц. Заседания Координационного совета предполагается проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Протокол и информация о выполнении решений Координационного совета ежеквартально будут направляться в Совет по модернизации и развитию экономики. Ход реализации Комплексного плана не реже одного раза в год будет рассматриваться на заседании Совета по модернизации и развитию экономики. Информация о ходе реализации Комплексного плана будет размещаться на сайте администрации г. Шумерли на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства г. Шумерли ежеквартально к 10-му числу второго месяца квартала, следующего за отчетным, представляет в Координационный совет отчет о выполнении мероприятий Комплексного плана. Срок сдачи годового отчета о выполнении мероприятий Комплексного плана - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146) | ||
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования Комплексного плана составляет 11499,036 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1024,041 млн. рублей (8,9 процента); средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 438,755 млн. рублей (3,8 процента); средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 125,671 млн. рублей (1,1 процента); средства бюджета г. Шумерли - 84,42 млн. рублей (0,7 процента); средства внебюджетных источников - 9826,149 млн. рублей (85,5 процента). Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период. Отсутствие государственной поддержки из федерального бюджета приведет к затягиванию сроков реализации проектов Комплексного плана, который в этом случае будет скорректирован по срокам выполнения и источникам финансирования. |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.08.2015 N 297) |
Комплексный план представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития г. Шумерли.
Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.
Мероприятия Комплексного плана тесно увязаны с мероприятиями государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) в сферах инновационного развития промышленности, внедрения в экономику международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)
Основу экономического потенциала г. Шумерли составляет машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования. Основные бюджетообразующие предприятия - ОАО "Шумерлинский комбинат автофургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей". Для подготовки специализированных кадров в городе имеются соответствующие организации, осуществляющие образовательную деятельность.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.05.2014 N 146)
Главной целью Комплексного плана являются повышение качества жизни населения города и создание полифункциональной структуры его экономики посредством ее диверсификации за счет внедрения и использования инновационных технологий и создания новых видов производств.
Основными приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, благоприятной среды жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы.
Реализация Комплексного плана направлена на непрерывное повышение качества жизни населения г. Шумерли через осуществление структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города на основе инновационного подхода.
В результате моногород снизит зависимость от градообразующих предприятий, сможет развить инновационную экономику и достичь устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.
Город Шумерля расположен на Восточно-Европейской равнине, в пределах Чувашского плато (100 - 167 м), расчлененного долиной р. Суры, в северо-восточной части Приволжской возвышенности у западной границы Чувашской Республики.
Расположен в 110 км от столицы Чувашской Республики г. Чебоксары. Город имеет удобные транспортные связи. Через его территорию проходит железнодорожная магистраль "Москва - Арзамас - Казань", имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Развита автодорожная сеть, связывающая г. Шумерлю со столицей Чувашии, а также с гг. Канашом, Алатырем и Ядрином, имеются понтонный мост в Нижегородскую область и водные пути по р. Суре.
Площадь территории города составляет 1378 га, в том числе зеленых насаждений 28 га. В пределах городской черты расположен городской парк культуры и отдыха площадью 17,1 га, который с 1981 года имеет статус особо охраняемой природной территории Чувашской Республики.
На территории города и в районе, прилегающем к г. Шумерле, выявлены месторождения кирпичного сырья, строительных песков, песков-отощителей.
Экономико-географическое расположение г. Шумерли обладает преимуществами и недостатками (сильными и слабыми сторонами).
Сильные стороны | Слабые стороны |
Высокотехнологичный промышленный потенциал, резерв неиспользуемых мощностей предприятий | Нестабильная загрузка градообразующих предприятий (ОАО "ШЗСА", ОАО "КАФ") |
Наличие традиционных отраслей производства транспортных средств и оборудования | Монопрофильность экономики, зависимость от спроса на комплектующие изделия и оборудование автомобильной промышленности |
Благоприятные для проживания климатические условия | Недостаточное развитие инфраструктуры жизнеобеспечения города |
Наличие удобных транспортных связей (автодороги и железная дорога) | Отсутствие системы логистики и неполное использование потенциала железнодорожного узла |
Развитое малое и среднее предпринимательство | Недостаточная инновационная активность |
Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения) | Низкий демографический потенциал |
Наличие образовательных учреждений профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей | Миграция населения трудоспособного возраста |
Наличие свободных территорий (площадок, земельных участков) для жилищного и производственного строительства | Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития |
Наличие инфраструктурного потенциала (газ, электричество, тепло, вода) для обеспечения развития отраслей экономики | Высокий износ и недостаток объектов инфраструктуры. Высокая транспортная нагрузка на ряд улиц города. Необходимость реконструкции очистных сооружений и канализационного коллектора, магистральных водопроводных сетей |
Ведущей отраслью промышленности города является машиностроение, представленное ОАО "Комбинат автофургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей", производящими унифицированные автофургоны, автомобили со специальными кузовами: автомобиль-столовую, автомобиль скорой помощи и т.д. В городе имеются предприятия легкой промышленности (кожгалантерейная фабрика, швейная фабрика), предприятия пищевой промышленности (хлебозавод, маслозавод, мясокомбинат, пищекомбинат "Лесной").
2011 год оказался непростым для некоторых организаций города. Отмечено снижение показателей экономического и социального развития по сравнению с 2010 годом:
объемов отгруженной продукции в действующих ценах на трех из шести предприятий обрабатывающих производств;
объема грузооборота по крупным и средним предприятиям к предыдущему году на 23,2%;
ввода в действие жилья за счет всех источников финансирования - 70,3% к прошлому году;
инвестиционной активности предприятий промышленности и сферы малого бизнеса.
За 2011 год общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 455 млн. рублей, или 81,3% к уровню 2010 года.
Динамика показателей социально-экономического развития г. Шумерли за 2008 - 2011 годы приведена в табл. 1.
Динамика показателей социально-экономического развития г. Шумерли за 2008 - 2011 годы
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа, воды), млн. рублей | 4613,1 | 4682,6 | 4814,3 | 4382,4 |
в том числе по предприятиям обрабатывающих производств | 4451,4 | 4497,1 | 4609,0 | 4171,4 |
Индекс физического объема, % | 119,9 | 93,1 | 97,2 | 87,7 |
Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млн. рублей | 1850,4 | 2418,6 | 2635,3 | 2762,6 |
Степень износа основных фондов на начало года, % | 46,2 | 54,9 | 51,3 | 51,6 |
Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в фактических ценах), % | 6,9 | 16,1 | 14,8 | - |
Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, % | 31,8 | 29,4 | 60,0 | 57,1 |
Темп ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году | 76,1 | 113,6 | 69,6 | 70,3 |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млн. рублей | 694,2 | 524,2 | 559,5 | 455,0 |
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % | 113,5 | 78,6 | 106,2 | 81,3 |
Индекс физического объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах, % к соответствующему периоду предыдущего года | 119,5 | 92,1 | 109,0 | 117,8 |
Индекс физического объема платных услуг, оказанных населению, в сопоставимых ценах, % к соответствующему периоду предыдущего года | 90,0 | 59,2 | 106,8 | 81,0 |
Средний размер месячной пенсии, рублей | 4353,2 | 5854,3 | 7246,3 | 7868,7 |
Прожиточный минимум на душу населения, рублей | 3879,0 | 4276,0 | 4790,0 | 5450,0 |
Коэффициент смертности по основным классам причин смерти (умершие на 1 тыс. человек населения) <1> | 17,8 | 17,3 | 18,8 | 18,4 |