ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 года N 105
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
(в редакции Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 07.03.2014 N 113, от 12.05.2014 N 209, от 25.06.2015 N 361, от 10.11.2016 N 571, от 10.05.2017 N 174)
В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 10.11.2016 N 571)
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Подлесный Е.В.).
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 10.11.2016 N 571)
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
Согласовано
Заместитель Министра
труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.В.ВОВЧЕНКО
14 марта 2013 года
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 10.05.2017 N 174)
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе" направлена на развитие системы социального обслуживания в Чукотском автономном округе, повышение ее уровня, качества и эффективности, обеспечение доступности социальных услуг.
Для решения указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности в труде и поднятия престижа профессии социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
По состоянию на 1 января 2017 года система социального обслуживания в округе представлена тремя организациями социального обслуживания, подведомственными Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа, которые предоставляют социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах.
Расходы на социальное обслуживание предусматриваются ежегодно в бюджете Чукотского автономного округа, а также за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности:
Годы | Расходы на социальное обслуживание, тыс. руб. | В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб. | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % | Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб. | Доля в общем фонде оплаты труда, % | |||||||||
Всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | Всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | в том числе | в том числе | доля внебюджетных средств, % | ||||||
средства окружного бюджета | внебюджетные средства | средства окружного бюджета | внебюджетные средства | средства окружного бюджета | внебюджетные средства | |||||||||
2013 | 320 616,9 | 310 235,1 | 10 381,8 | 3% | 190 047,5 | 190 047,5 | 0 | 0 | 59% | 71 206,8 | 71 206,8 | 71 206,8 | 0% | 37% |
2014 | 342 468,6 | 328 074,1 | 14 394,5 | 4% | 246 969,4 | 246 613,7 | 355,7 | 0,1% | 72% | 32 216,2 | 32 041,0 | 32 041,0 | 0,5% | 13% |
2015 | 351 411,0 | 335 008,7 | 16 402,3 | 5% | 254 449,2 | 250 168,1 | 4 281,1 | 1,7% | 72% | 32 522,4 | 32 402,6 | 32 402,6 | 0,4% | 13% |
2016 | 377 642,0 | 359 829,9 | 17 812,1 | 5% | 281 020,8 | 275 550,1 | 5 470,7 | 1,9% | 74% | 36 499,2 | 36 444,7 | 36 444,7 | 0,1% | 13% |
2017 (план) | 430 390,4 | 411 990,4 | 18 400,0 | 4% | 319 874,8 | 314 174,8 | 5 700,0 | 1,8% | 74% | 48 032,3 | 47 932,3 | 47 932,3 | 0,2% | 15% |
2018 (план) | 430 390,4 | 411 990,4 | 18 400,0 | 4% | 319 874,8 | 314 174,8 | 5 700,0 | 1,8% | 74% | 65 203,9 | 65 103,9 | 65 103,9 | 0,2% | 20% |
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ) принят Закон Чукотского автономного округа от 12 ноября 2014 года N 116-ОЗ "О реализации полномочий органов государственной власти Чукотского автономного округа в сфере социального обслуживания граждан на территории Чукотского автономного округа" (далее - Закон Чукотского автономного округа от 12 ноября 2014 года N 116-ОЗ), утверждены стандарты предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, тарифы на предоставление социальных услуг и др.
С 1 января 2015 года предоставление социального обслуживания осуществляется на основании индивидуальной программы получателей социальных услуг в соответствии с договорами, заключенными между гражданами и поставщиками социальных услуг. При предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности гражданина, признанного нуждающимся в получении социальных услуг, в том числе с учетом состояния его здоровья и способности к самообслуживанию.
Предоставление социальных услуг осуществляется на основании тарифов, разработанных с учетом подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 16 марта 2015 года N 170.
В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 12 ноября 2014 года N 116-ОЗ установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания бесплатно в размере 25000 рублей, но не менее полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Чукотском автономном округе для основных социально-демографических групп населения.
Помимо граждан, социальные услуги которым предоставляются бесплатно, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в Чукотском автономном округе расширена категория лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание:
инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны;
инвалиды 1 группы;
получатели социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, на переходный период до 1 марта 2015 года;
семьи, находящиеся в социально опасном положении, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
граждане, родившиеся в период с 9 мая 1927 года по 8 мая 1945 года - "дети войны".
Социальное обслуживание на дому осуществляет Государственное бюджетное учреждение "Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения" (далее - Центр), которое осуществляет деятельность, направленную на оказание постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи.
Деятельность по социальному обслуживанию осуществляют 7 филиалов Центра в районах округа и 36 пунктов социального обслуживания в сельских населенных пунктах. В каждом филиале работает отделение социального обслуживания, в составе каждого пункта социального обслуживания - социальный работник и специалист по социальной работе.
В 2016 году были обслужены 429 получателей социальных услуг, что на 55 (15%) получателей больше аналогичного показателя прошлого года. Среди них граждане пожилого возраста и инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, а также семьи, находящиеся в социально опасном положении. Социальное обслуживание на дому осуществляли 44,8 социальных работников. Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника составил 9,6.
Для обеспечения доступности медико-социальных услуг наиболее уязвимым категориям населения между Центром и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Чукотская окружная больница" заключен договор о совместной организации работы службы "Мобильная бригада". По состоянию на 31 декабря 2016 года в округе функционировала 41 мобильная бригада. В 2016 году мобильными бригадами обслужено 283 человека, что на 35 человек больше (12%), чем в 2015 году. Деятельность "мобильных бригад" направлена на оказание адресной социально-медицинской, оперативной социальной и психологической помощи, а также лекарственное обеспечение.
Государственное казенное учреждение социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" - единственная на территории региона организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет полустационарное и стационарное социальное обслуживание. На 1 января 2017 года открыто 6 групп, в которых находится 43 человека, из них 11 человек - в группе временного пребывания, 32 человека - в группе круглосуточного пребывания. Кроме того, 27 воспитанников учреждения проживают и обучаются в образовательных организациях Чукотского автономного округа, когда они прибывают на летние каникулы, в социально-реабилитационном центре открываются дополнительные группы.
Развивается система сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае выявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи в период социализации, над ними устанавливается постинтернатное сопровождение, предусматривающее различные формы оказания помощи в социальной адаптации лицам указанной категории как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, подготовке их к самостоятельной жизни, принимаются меры по защите их прав и законных интересов. В 2016 году 58 гражданам, не достигшим возраста двадцати трех лет и завершившим пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были оказаны услуги по постинтернатному сопровождению.
В регионе численность семей, имеющих детей, на 1 января 2017 года составила 7264 семьи. Из них малоимущих семей - 2210, в них детей - 3878, многодетных семей - 879, в них детей - 2981. Семей, находящихся в социально опасном положении, - 268, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 677, из них 32 проживают в окружном социально-реабилитационном центре.
По результатам проведенной в 2016 году экспертной оценки соответствия организации социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" случаев несоответствия социально-реабилитационного центра указанным требованиям не установлено.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Чукотском автономном округе осуществляет Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Анадырский окружной психоневрологический интернат", рассчитанный на 106 койкомест. В Интернате, по состоянию на 1 января 2017 года, проживает 103 получателя социальных услуг, что на 4 получателя больше (4%), чем в аналогичном периоде прошлого года. По состоянию на 1 января 2017 года в списках очередников на получение стационарного социального обслуживания состояло 2 человека (по состоянию на 1 января 2016 года - 4 человека). До 2018 года имеющаяся очередность будет ликвидирована.
Граждане, нуждающиеся в стационарном социальном обслуживании, ранее приехавшие в округ из других регионов Российской Федерации, предпочитают выезд на проживание в стационарные организации с более благоприятными климатическими условиями. Округ сотрудничает на договорных условиях со стационарными организациями социального обслуживания, расположенными в Омской и Пензенской областях, и осуществляет оплату проживания за счет средств окружного бюджета. В организациях стационарного социального обслуживания Омской и Пензенской областей, по состоянию на 1 января 2017 года, проживает 68 граждан, ранее прибывших из Чукотского автономного округа.
Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:
Форма социального обслуживания | 2013 год (факт) | 2014 год (факт) | 2015 год <*> (факт) | 2016 год (факт) | 2017 год (прогноз) | 2018 год (прогноз) | ||||||
Кол-во получателей | Кол-во оказанных услуг | Кол-во получателей | Кол-во оказанных услуг | Кол-во получателей | Кол-во оказанных услуг | Кол-во получателей | Кол-во оказанных услуг | Кол-во получателей | Кол-во оказанных услуг | Кол-во получателей | Кол-во оказанных услуг | |
В стационарной форме социального обслуживания, всего | 97 | 497 | 243 | 3 792 | 195 | 925 370 | 211 | 938 848 | 185 | 918 340 | 186 | 918 340 |
В полустационарной форме социального обслуживания | <1> | - | 13 | 899 | 19 | 5 602 | 16 | 6 330 | 12 | 4 747 | 12 | 4 747 |
В форме социального обслуживания на дому | 305 | 204 871 | 337 | 185 231 | 374 | 64 548 | 429 | 90 413 | 435 | 79 454 | 440 | 84 934 |
Срочные социальные услуги | 1 569 | 153 257 | 2 312 | 286 138 | 250 | 924 | 275 | 1 666 | 295 | 1770 | 295 | 1 770 |
Всего | 1 971 | 358 128 | 2 905 | 473 514 | 838 | 996 144 | 931 | 1 037257 | 927 | 899 991 | 933 | 905 471 |
________________
<1> социально-реабилитационный центр, осуществляющий полустационарное и стационарное социальное обслуживание, вошел в структуру сети организаций социального обслуживания Чукотского автономного округа с 2014 года, в связи с чем учетных данных по полустационарному обслуживанию за 2013 год не имеется.
С 2015 года изменился порядок учета граждан, получающих социальные услуги. Ранее получатель социальных услуг неоднократно мог учитываться при оказании социальных услуг (особенно срочных социальных услуг), в том числе учитывались граждане, получающие меры социальной поддержки. После вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ учет получателей ведется в регистре получателей социальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 5 ноября 2014 года N 516.
Прогнозируемое уменьшение численности граждан, получающих стационарное и полустационарное социальное обслуживание, в 2017 - 2018 годах по сравнению с 2016 годом связано с сокращением численности несовершеннолетних получателей социальных услуг из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2017 года в органах опеки и попечительства состоит на учете 677 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 90% детей находятся на воспитании в замещающих семьях (382 ребенка - в 292 опекунских семьях, 230 детей - в 95 приемных семьях).
Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, осуществляется единственной в округе организацией для детей-сирот - Государственным казенным учреждением социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (рассчитано на 65 мест). Число воспитанников по состоянию на 1 января 2017 года составляет 59 человек, из них 2 ребенка-инвалида.
Сокращение численности воспитанников организации для детей-сирот связано с активной государственной политикой органов исполнительной власти Чукотского автономного округа в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи и профилактики социального сиротства, а именно:
проведена реорганизация с 2014 года Окружного детского дома в Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
проведение окружной информационной кампании, направленной на пропаганду семейных форм устройства и профилактику социального сиротства;
высокий уровень мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, отмечается эффективная работа сотрудников социально-реабилитационного центра в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году подготовлен к переходу и передан в семью 21 воспитанник учреждения (в опекунскую семью - 4 ребенка, возвращены в кровную семью 17 детей, в том числе 1 ребенок-инвалид).
Вместе с тем прогнозируется увеличение численности получателей стационарного социального обслуживания из числа пожилых граждан и инвалидов. Так, в 2015 году численность получателей стационарного социального обслуживания в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения "Анадырский окружной психоневрологический интернат" составляла 99 человек, в 2016 году - 103 человека, в 2017 году планируется увеличить численность проживающих до 106 человек.
В 2016 году планировалось обслужить на дому 405 получателей социальных услуг, по итогам 2016 года обслужено 429 получателей социальных услуг. Учитывая сложившийся факт, прогнозируется увеличение количества получателей надомного социального обслуживания: в 2017 - до 435 человек, в 2018 - до 440 человек. Однако, активного прироста получателей из числа пожилого населения не ожидается по причине высокого уровня миграционного оттока населения (особенно граждан старшего поколения) в центральные районы страны. Правительство Чукотского автономного округа оказывает пожилым гражданам поддержку при переселении в климатически благоприятные районы посредством реализации мероприятий государственных программ.