Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2015 года N 102

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, НА 2015 ГОД

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РМ от 15.03.2016 N 134, вступившего в силу со дня его официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 17.03.2016).
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 23.03.2015 N 154, от 30.03.2015 N 183, от 22.06.2015 N 372, от 16.07.2015 N 414, от 28.08.2015 N 497, от 19.10.2015 N 591, от 30.11.2015 N 669, от 28.12.2015 N 738)

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в целях снижения негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждения роста безработицы Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2015 год (далее - Программа).

2. Определить Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по реализации Программы.

3. Министерству промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерству торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи организовать исполнение мероприятий Программы по курируемым отраслям.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ

     




Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 февраля 2015 года N 102
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 28 августа 2015 года N 497)

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, НА 2015 ГОД

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 28.08.2015 N 497, от 19.10.2015 N 591, от 30.11.2015 N 669, от 28.12.2015 N 738)



Паспорт Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2015 год

 (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Соисполнители Государственной программы

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Цели Программы

снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в республике

Задачи Программы

стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

Целевые индикаторы и показатели Программы

среднегодовой уровень регистрируемой безработицы - 1,1%;

уровень занятости населения - 67,8%;

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку - 95,0%;

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости - 95,0 процента

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 28.12.2015 N 738)

Сроки и этапы реализации Программы

реализация мероприятий Программы предусмотрена на 2015 год в 1 этап

Объемы бюджетных ассигнований

на реализацию мероприятий Программы потребуется 331449,5 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Республики Мордовия в виде субсидий из федерального бюджета - 314877,0 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 16572,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

оказать содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 3943 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

обеспечить опережающее профессиональное обучение и стажировку 4333 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

оказать содействие в социальной занятости 204 незанятым инвалидам;

обеспечить стимулирование занятости 150 молодых людей в возрасте от 22 до 30 лет

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 19.10.2015 N 591, от 30.11.2015 N 669, от 28.12.2015 N 738)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1.1. Общая характеристика ситуации на рынке труда

Ситуация на рынке труда в Республике Мордовия в 2014 году формировалась под влиянием положительной динамики основных экономических показателей.

Социально-экономическая ситуация в 2014 году характеризовалась увеличением по сравнению с 2013 годом объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, оборота розничной торговли. Увеличились среднемесячная номинальная начисленная и реальная заработная плата, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения.

Оборот организаций по видам экономической деятельности за 2014 год составил 345,8 млрд. рублей - 116,5% в действующих ценах к 2013 году.

Индекс промышленного производства составил 110,2%, в том числе в обрабатывающих производствах - 110,9 процента.

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности составил по полному кругу предприятий на сумму 129,9 млрд. рублей - 110,7% к предыдущему году в действующих ценах.

Отмеченные тенденции в социально-экономической сфере обусловили положение, складывающееся на рынке труда республики.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, уровень занятости населения увеличился с 67,7% в 2013 году до 68,0% в 2014 году, уровень общей безработицы снизился с 4,4% до 4,2 процента.

Среднесписочная численность работающих в экономике республики за январь - ноябрь 2014 года составила 240,6 тыс. человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,2 процента.

Уровень регистрируемой безработицы составил 0,8%, что соответствует уровню безработицы, рассчитанному на начало 2014 года.

Вместе с тем к концу 2014 года ситуация на рынке труда республики начала ухудшаться.

Первое изменение, которое произошло на рынке труда, - это сокращение спроса на рабочую силу. Если на 1 октября 2014 г. численность вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения, составляла 10973 ед., то на 1 марта 2015 года - 7456 единиц. За указанный период количество вакансий сократилось на 3,5 тыс. ед., или 32 процента. Сняли свои вакансии и прекратили прием работников многие крупные и средние предприятия г. Саранска, г. Рузаевки и других муниципальных районов. Это негативно сказывается на рынке труда - гражданам, ищущим работу, сложнее подобрать подходящий вариант трудоустройства.

Коэффициент напряженности на рынке труда вырос с 0,4 по состоянию на 1 октября 2014 г. до 0,7 на 1 марта 2015 года.

За январь - февраль 2015 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 436 человек (11,3%) и на 1 марта 2015 г. составила 4299 человек.

Рост численности зарегистрированных безработных отмечен в 18 из 23-х муниципальных районах республики.

Увеличилась дифференциация муниципальных районов по уровню безработицы и коэффициенту напряженности на рынке труда. Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное в 3,5 раза, а коэффициент напряженности находится в пределах от 0,4 до 1,8.

Вторым наметившимся признаком обострения ситуации на рынке труда стало увеличение масштабов высвобождения работников.

В IV квартале 2014 г. на ряде крупных предприятий республики произошло увольнение работников (ОАО "Саранский вагоноремонтный завод" - 477 человек, структурные подразделения ОАО "РЖД" - 254 человека, ОАО "Мордовцемент" - 530 человек).

Около 40% уволенных граждан обратились в службу занятости населения, что привело к увеличению численности безработных.

По данным еженедельного мониторинга, проводимого органами службы занятости населения республики, на 25 марта 177 работодателями республики заявлено о высвобождении 1187 работников (в 2,5 раза больше, чем на соответствующую дату прошлого года).

Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности предприятий привели к увеличению масштабов неполной занятости работников в организациях. Так, если по состоянию на конец ноября 2014 г. в режиме неполной занятости находился 51 человек, то по состоянию на 25 марта 2015 г. - 5293 работника (рост за указанный период на 5,2 тыс. человек). Работают неполную рабочую неделю - 1525 человек; находятся в простое - 3559 человек.

Напряженная ситуация складывается в населенных пунктах, имеющих монопрофильную структуру экономики, и на градообразующих предприятиях. В перечень монопрофильных муниципальных образований, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р, на территории Республики Мордовия включено 6 мононаселенных пунктов: пгт. Тургенево Ардатовского муниципального района, пгт. Атяшево Атяшевского муниципального района, пгт. Умет Зубово-Полянского муниципального района, пгт. Кадошкино Кадошкинского муниципального района, г. Рузаевка, пгт. Комсомольский Чамзинского муниципального района.

Численность населения монопрофильных населенных пунктов составляет 77,8 тыс. человек, или 9,6% от общереспубликанской численности населения. Численность занятых в экономике составляет 38,4 тыс. человек, из них основная доля трудится на градообразующих предприятиях.

Численность зарегистрированных безработных по монопрофильным населенным пунктам на 1 марта 2015 г. составила 800 человек и по сравнению с 1 октября 2014 г. увеличилась в 1,6 раза или на 313 человек. Уровень регистрируемой безработицы варьируется от 1,0% (п. Тургенево Ардатовского муниципального района, пгт. Комсомольский Чамзинского района) до 2,2% (пгт. Умет Зубово-Полянского района, г. Рузаевка Рузаевского района), среднереспубликанский уровень регистрируемой безработицы - 1,0 процента. Коэффициент напряженности (отношение безработных граждан на одну вакансию) по монопрофильным населенным пунктам также варьируется от 0,2 до 0,9 (среднереспубликанский показатель - 0,7).

По данным мониторинга рынка труда, численность работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, с октября 2014 г. по монопрофильным населенным пунктам составила 599 человек. Из общего числа высвобожденных трудоустроено 30,4%, или 182 человека.

Наиболее напряженная ситуация сложилась в г. Рузаевке. С октября 2014 г. по март 2015 г. с организаций города высвобождено 578 человек (структурные подразделения ОАО "РЖД", ООО "РузДорСтрой", ОАО "Висмут", ОАО "Рузхиммаш" и др.).

Численность зарегистрированных безработных в г. Рузаевке по сравнению с 1 октября 2014 г. увеличилась на 420 человек (в 2,3 раза) и составила 741 человек.

На ОАО "Рузхиммаш" - градообразующем предприятии г. Рузаевка - введен простой по инициативе работодателя для 1641 работника. Высвобождение этих работников приведет к увеличению минимум в два раза незанятого населения г. Рузаевка, повысит уровень безработицы на 4 процентных пункта.

При ухудшении ситуации в экономике и массовых высвобождениях работников прирост численности работников, находящихся под риском увольнения, ежемесячно может составить около 20 процентов. При этом численность зарегистрированных безработных может составить 14,4 тыс. человек.

Необходимо отметить, что рынок труда инерционен, его реакция всегда немного опаздывает по отношению к динамике экономических процессов, поэтому ситуация на республиканском рынке труда в 2015 году останется сложной и во многом будет определяться и другими факторами.

Республиканский рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями: переходом рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица, экономическая неактивность), интенсивностью движения кадров в организациях. Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом сохранится.

Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения (работники организаций, находящиеся в режиме неполной занятости). По оптимистическому прогнозу численность работников, находящихся под риском увольнения, составит 2,0 тыс. человек. Численность незанятых граждан, обратившихся в 2015 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом.

Рынок труда будет также формироваться из военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных сил Российской Федерации, которые прибудут для проживания на территорию республики и будут нуждаться в трудоустройстве, из лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Сохранится стабильный спрос на рабочие места со стороны граждан, ранее занятых в домашнем хозяйстве и не имевших работу.

Рост предложения рабочей силы на открытом рынке труда при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства новой рабочей силы - выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.

Сокращение приема на работу, а также структура высвобождений и новой рабочей силы дают основание предполагать, что неравенство различных возрастных групп на рынке труда также будет увеличиваться. Для женщин, молодежи, инвалидов, работников старших возрастов, а также работников низкой квалификации или с начальным профессиональным образованием риск стать безработными будет наиболее высок.

На рынке труда Республики Мордовия не теряет актуальности проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными. В первую очередь к ним относятся инвалиды.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, по состоянию на 1 января 2015 г. в республике зарегистрировано 78,4 тыс. инвалидов по различным заболеваниям, из них 16,5 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. В сегодняшних условиях, когда на многих предприятиях сокращается количество рабочих мест, проблема занятости инвалидов обостряется.

В 2014 году при содействии службы занятости населения нашли работу 357 инвалидов, в том числе 156 - на специально созданные и оборудованные рабочие места, 119 человек - на временные рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы, в 2014 году составила 38,5% (в 2013 г. - 34,7%).

Несмотря на принимаемые меры, на регистрационном учете в учреждениях службы занятости по состоянию на 1 января 2015 г. состоят 445 безработных инвалида. Доля граждан, относящихся к категории инвалидов, по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 11,5% в общей численности безработных граждан.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 7 февраля 2005 года N 9-З "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите", квота для приема на работу инвалидов составляет 3% к среднесписочной численности работников для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, и 2% для работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, но не менее одного человека.

В 2014 году квота в объеме 3119 человек установлена для 739 предприятий республики. В счет квоты работают 1985 инвалидов, т.е. установленная квота выполнена всего на 63,6 процента.

В сложившейся социально-экономической ситуации работодатели заинтересованы в мерах государственной поддержки по сохранению рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья, что может быть реализовано в рамках мероприятия по организации социальной занятости инвалидов.

В условиях недостатка рабочих мест и высокой конкуренции намного сложнее трудоустроиться родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей. В связи с этим определено их приоритетное участие в программных мероприятиях.

В период кризиса повышается риск нетрудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, увольнение молодежи в возрасте до 29 лет.

По данным Министерства образования Республики Мордовия, численность выпускников 2015 года составит 7162 человека, из них 3562 человека (49,7%) - выпускники СПО, 3600 человек (50,3%) - выпускники ВПО. По предварительной оценке свыше 1,0 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве и обратятся в службу занятости.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»