Недействующий

 
ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27 февраля 2015 года N 25

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, ВКЛЮЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА 2015-2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 февраля 2016 года на основании приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 01.02.2016 N 8.
____________________________________________________________________

(в редакции приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

В соответствии с Федеральными законами от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", от 31 октября 2011 года N 874 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", Законом Костромской области от 5 марта 2004 года N 172-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области" и в целях эффективного использования субъектами малого предпринимательства земель сельскохозяйственного назначения на территории Костромской области приказываю:

(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы".

2. Отделу финансов, бухгалтерского учета и господдержки обеспечить финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы" в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, утвержденных департаменту агропромышленного комплекса Костромской области на цели, указанные в пункте 1 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит обязательному опубликованию.



Директор департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
С.В.ИВАНОВ


Приложение

Утверждена
приказом
департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
от 27 февраля 2015 года N 25

Ведомственная целевая программа "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы"  

(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа)

Департамент агропромышленного комплекса Костромской области

Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы"

Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения), реквизиты соответствующего нормативного акта

директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Иванов С.В., приказ от 27 февраля 2015 года N 25

Цели и задачи Программы

Цель - повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Задачи Программы:

1) снижение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, на оформление прав собственности на используемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

2) рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства

Сроки реализации Программы

2015-2017 гг.

Перечень мероприятий Программы

1) предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

2) информационно-консультационное обслуживание глав крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в сфере агропромышленного комплекса

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы на период 2015-2017 гг. составит 890,0 тыс. рублей:

в 2015 году - 110,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 390,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 390,0 тыс. рублей;

в том числе:

за счет федерального бюджета:

в 2015 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 292,5 тыс. рублей;

в 2017 году - 292,5 тыс. рублей;

итого - 585,0 тыс. рублей;

за счет областного бюджета:

в 2015 году - 10,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 7,5 тыс. рублей;

в 2017 году - 7,5 тыс. рублей;

итого - 25,0 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников:

в 2015 году - 100,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 90,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 90,0 тыс. рублей;

итого - 280,0 тыс. рублей

(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

Ожидаемые конечные результаты Программы

Количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, оформивших в собственность используемые ими земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, с помощью государственной поддержки - всего: 11 ед., в том числе:

2015 год - 5 ед.;

2016 год - 3 ед.;

2017 год - 3 ед.

Площадь оформленных в собственность земель сельскохозяйственного назначения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - всего: 900 га, в том числе:

2015 год - 400 га;

2016 год - 250 га;

2017 год - 250 га

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Важнейшая задача сельского хозяйства страны - обеспечение ее продовольственной безопасности. Основой сельскохозяйственного производства, призванного обеспечить эту безопасность, являются земли сельскохозяйственного назначения.

Земельная реформа, начавшаяся в 1991 году, установила введение в регионе, как и в России, частной собственности на землю и наделение всех жителей села землей. В ходе ее реализации были реорганизованы крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия, а их работники и ряд других категорий жителей села получили право собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения реорганизуемых хозяйств.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" колхозы и совхозы должны были наделить членов реорганизуемых хозяйств земельными паями (долями), которые в свою очередь могли распорядиться полученными паями. Однако длительный процесс принятия Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", плохая информированность сельского населения, отсутствие должной государственной поддержки проведения земельной реформы и другие причины не позволили полностью реализовать поставленную задачу.

Через двадцать лет после начала земельной реформы в целом по России из 12 млн. собственников земельных долей, владеющих 115 млн. га сельскохозяйственных угодий, только 1,4 млн. этих собственников, владеющих 18 млн. га, прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственным организациям.

На 1 января 2015 года общая площадь оформленных и зарегистрированных в Росреестре прав на земельные участки выделенных в счет земельных долей составило 167,8 тыс. га, неоформленных, то есть в земельных долях осталось 411,6 тыс. га.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, составляет 36,0 тыс. га, сельхозугодий 19,4 тыс. га, из них пашня занимает 15,3 тыс. га, сенокосы и пастбища - 3,8 тыс. га.

Однако значительное количество субъектов малого предпринимательства используют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также из приобретенных или арендованных с правом выкупа земельных долей без регистрации на них права собственности. В результате отсутствия государственной регистрации складывается такая ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, образованных в счет земельных долей, не несут ответственности за эффективное использование земельных участков. Кроме того, немалое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, вообще не используются по целевому назначению.

Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, состоящих из невостребованных земельных долей, приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней.

Субъекты малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году произвели: 7,6% зерновых культур, 88,3% картофеля, 90,9% овощей, 32,6% мяса и 28,2% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.

В 2014 году субъектами малых форм хозяйствования Костромской области произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) на 11661,6 млн. руб. Удельный вес субъектов малых форм хозяйствования в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет 61,0%.

Таблица 1

Производство продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования

Показатели

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2014 г. к 2012 г., %

Продукция сельского хозяйства, в том числе:

млн. руб.

9072,9

10106,9

11661,6

128,5

растениеводство

млн. руб.

5808,1

6802,2

8450,0

145,5

животноводство

млн. руб.

3264,8

3304,7

3211,6

0,98


Многие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Очень часто эти хозяйства создаются на единовременные пособия по безработице с регистрацией главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат как на развитие производственной базы и бытовое обустройство, так и на приведение земельных отношений в соответствие с действующим законодательством.

Снижение затрат на оформление прав собственности на используемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения позволит фермерам активнее использовать земли в качестве залога при кредитовании. Земля в условиях высокой закредитованности и отсутствия залоговой базы у многих хозяйств является единственным доступным инвестиционным ресурсом.

Без решения всех перечисленных проблем крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в сфере агропромышленного комплекса не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.

Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям в сфере агропромышленного комплекса при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, расширить возможности использования земли в качестве залога.

Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства оформлять в собственность используемые ими земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, - обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.

Данная Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы" и вносит вклад в увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования.


Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Задачи Программы:

1) снижение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, на оформление прав собственности на используемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

2) рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства.

Срок реализации Программы - 2015-2017 годы.

Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.

Общий объем финансирования Программы на 2015-2017 годы составит 890,0 тыс. рублей, в том числе:

(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

1) средства федерального бюджета - 585,0 тыс. рублей;

(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

2) средства областного бюджета - 25,0 тыс. рублей;

3) внебюджетные источники - 280,0 тыс. рублей.

Общая потребность в финансировании проекта по источникам финансирования представлена по годам в таблице 2.



Таблица 2

Объемы финансирования Программы по видам источников

(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)

Источник финансирования

Ед. изм.

2015 год

2016 год

2017 год

Всего за 2015-2017 гг.

Финансирование из федерального бюджета

тыс. руб.

0,0

292,5

292,5

585,0

Финансирование из областного бюджета

тыс. руб.

10,0

7,5

7,5

25,0

Внебюджетные источники финансирования

тыс. руб.

100,0

90,0

90,0

280,0

Итого:

тыс. руб.

110,0

390,0

390,0

890,0


Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»