ПРИКАЗ
от 27 февраля 2015 года N 25
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, ВКЛЮЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА 2015-2017 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 февраля 2016 года на основании приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 01.02.2016 N 8.
____________________________________________________________________
(в редакции приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)
В соответствии с Федеральными законами от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", от 31 октября 2011 года N 874 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", Законом Костромской области от 5 марта 2004 года N 172-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области" и в целях эффективного использования субъектами малого предпринимательства земель сельскохозяйственного назначения на территории Костромской области приказываю:
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы".
2. Отделу финансов, бухгалтерского учета и господдержки обеспечить финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы" в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, утвержденных департаменту агропромышленного комплекса Костромской области на цели, указанные в пункте 1 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит обязательному опубликованию.
Ведомственная целевая программа "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015-2017 годы"
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)
Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа) | Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области | Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы" |
Должностное лицо, утвердившее Программу (дата утверждения), реквизиты соответствующего нормативного акта | директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Иванов С.В., приказ от 27 февраля 2015 года N 25 |
Цели и задачи Программы | Цель - повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Задачи Программы: 1) снижение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, на оформление прав собственности на используемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; 2) рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства |
Сроки реализации Программы | 2015-2017 гг. |
Перечень мероприятий Программы | 1) предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 2) информационно-консультационное обслуживание глав крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в сфере агропромышленного комплекса |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы на период 2015-2017 гг. составит 890,0 тыс. рублей: в 2015 году - 110,0 тыс. рублей; в 2016 году - 390,0 тыс. рублей; в 2017 году - 390,0 тыс. рублей; в том числе: за счет федерального бюджета: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 292,5 тыс. рублей; в 2017 году - 292,5 тыс. рублей; итого - 585,0 тыс. рублей; за счет областного бюджета: в 2015 году - 10,0 тыс. рублей; в 2016 году - 7,5 тыс. рублей; в 2017 году - 7,5 тыс. рублей; итого - 25,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников: в 2015 году - 100,0 тыс. рублей; в 2016 году - 90,0 тыс. рублей; в 2017 году - 90,0 тыс. рублей; итого - 280,0 тыс. рублей |
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144) | |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, оформивших в собственность используемые ими земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, с помощью государственной поддержки - всего: 11 ед., в том числе: 2015 год - 5 ед.; 2016 год - 3 ед.; 2017 год - 3 ед. Площадь оформленных в собственность земель сельскохозяйственного назначения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - всего: 900 га, в том числе: 2015 год - 400 га; 2016 год - 250 га; 2017 год - 250 га |
Важнейшая задача сельского хозяйства страны - обеспечение ее продовольственной безопасности. Основой сельскохозяйственного производства, призванного обеспечить эту безопасность, являются земли сельскохозяйственного назначения.
Земельная реформа, начавшаяся в 1991 году, установила введение в регионе, как и в России, частной собственности на землю и наделение всех жителей села землей. В ходе ее реализации были реорганизованы крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия, а их работники и ряд других категорий жителей села получили право собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения реорганизуемых хозяйств.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" колхозы и совхозы должны были наделить членов реорганизуемых хозяйств земельными паями (долями), которые в свою очередь могли распорядиться полученными паями. Однако длительный процесс принятия Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", плохая информированность сельского населения, отсутствие должной государственной поддержки проведения земельной реформы и другие причины не позволили полностью реализовать поставленную задачу.
Через двадцать лет после начала земельной реформы в целом по России из 12 млн. собственников земельных долей, владеющих 115 млн. га сельскохозяйственных угодий, только 1,4 млн. этих собственников, владеющих 18 млн. га, прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственным организациям.
На 1 января 2015 года общая площадь оформленных и зарегистрированных в Росреестре прав на земельные участки выделенных в счет земельных долей составило 167,8 тыс. га, неоформленных, то есть в земельных долях осталось 411,6 тыс. га.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, составляет 36,0 тыс. га, сельхозугодий 19,4 тыс. га, из них пашня занимает 15,3 тыс. га, сенокосы и пастбища - 3,8 тыс. га.
Однако значительное количество субъектов малого предпринимательства используют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также из приобретенных или арендованных с правом выкупа земельных долей без регистрации на них права собственности. В результате отсутствия государственной регистрации складывается такая ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, образованных в счет земельных долей, не несут ответственности за эффективное использование земельных участков. Кроме того, немалое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, вообще не используются по целевому назначению.
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, состоящих из невостребованных земельных долей, приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней.
Субъекты малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году произвели: 7,6% зерновых культур, 88,3% картофеля, 90,9% овощей, 32,6% мяса и 28,2% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2014 году субъектами малых форм хозяйствования Костромской области произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) на 11661,6 млн. руб. Удельный вес субъектов малых форм хозяйствования в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет 61,0%.
Производство продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования
Показатели | Ед. изм. | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2014 г. к 2012 г., % |
Продукция сельского хозяйства, в том числе: | млн. руб. | 9072,9 | 10106,9 | 11661,6 | 128,5 |
растениеводство | млн. руб. | 5808,1 | 6802,2 | 8450,0 | 145,5 |
животноводство | млн. руб. | 3264,8 | 3304,7 | 3211,6 | 0,98 |
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Очень часто эти хозяйства создаются на единовременные пособия по безработице с регистрацией главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат как на развитие производственной базы и бытовое обустройство, так и на приведение земельных отношений в соответствие с действующим законодательством.
Снижение затрат на оформление прав собственности на используемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения позволит фермерам активнее использовать земли в качестве залога при кредитовании. Земля в условиях высокой закредитованности и отсутствия залоговой базы у многих хозяйств является единственным доступным инвестиционным ресурсом.
Без решения всех перечисленных проблем крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в сфере агропромышленного комплекса не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям в сфере агропромышленного комплекса при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, расширить возможности использования земли в качестве залога.
Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства оформлять в собственность используемые ими земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, - обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.
Данная Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы" и вносит вклад в увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования.
Целью Программы является повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Задачи Программы:
1) снижение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, на оформление прав собственности на используемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
2) рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства.
Срок реализации Программы - 2015-2017 годы.
Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2015-2017 годы составит 890,0 тыс. рублей, в том числе:
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)
1) средства федерального бюджета - 585,0 тыс. рублей;
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)
2) средства областного бюджета - 25,0 тыс. рублей;
3) внебюджетные источники - 280,0 тыс. рублей.
Общая потребность в финансировании проекта по источникам финансирования представлена по годам в таблице 2.
Объемы финансирования Программы по видам источников
(в ред. приказа департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 27.07.2015 N 144)
Источник финансирования | Ед. изм. | 2015 год | 2016 год | 2017 год | Всего за 2015-2017 гг. |
Финансирование из федерального бюджета | тыс. руб. | 0,0 | 292,5 | 292,5 | 585,0 |
Финансирование из областного бюджета | тыс. руб. | 10,0 | 7,5 | 7,5 | 25,0 |
Внебюджетные источники финансирования | тыс. руб. | 100,0 | 90,0 | 90,0 | 280,0 |
Итого: | тыс. руб. | 110,0 | 390,0 | 390,0 | 890,0 |
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.