ПРИКАЗ
от 17 марта 2015 года N 189
Об утверждении комплексной стратегии развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области на период до 2020 года
(с изменениями на 27 августа 2018 года)
(в ред. приказов комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 18.06.2015 N 512, от 10.03.2016 N 202, приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 27.08.2018 N 1818)
В соответствии с Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД "О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", в целях создания на территории Волгоградской области экологически безопасной и экономически эффективной комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами приказываю:
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
1. Утвердить прилагаемую комплексную стратегию развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области на период до 2020 года (далее - Стратегия).
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель комитета
П.В.ВЕРГУН
КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. приказов комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 18.06.2015 N 512, от 10.03.2016 N 202, приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 27.08.2018 N 1818)
Комплексная стратегия развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами на период до 2020 года (далее - Стратегия) является основой реализации государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Волгоградской области.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Положения Стратегии рекомендованы к использованию в качестве руководящего документа органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, юридическими лицами и отдельными предпринимателями при разработке схем территориального планирования и развития производительных сил, целевых программ, мер экономического управления в области обращения с ТКО, развития рынка вторичных материальных ресурсов, повышения эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, сырьевого обеспечения материального производства, снижения уровня воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье человека, совершенствования работы субъектов предпринимательской деятельности в данной сфере.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Стратегия сформулирована в соответствии с целями и задачами стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21.11.2008 N 1778-ОД, а также комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
В настоящее время на территории Волгоградской области существуют три основные проблемы в сфере обращения с ТКО:
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
1) наличие свалок, образованных 20 - 50 лет назад;
2) недостаточное количество объектов инфраструктуры обращения с ТКО, соответствующих нормам и требованиям законодательства, в том числе сортировочных и перерабатывающих мощностей, отсутствие которых приводит к нерациональному использованию природных ресурсов;
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
3) несанкционированное размещение ТКО.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Первой проблемой является наличие большого количества на территории региона ранее созданных объектов размещения ТКО, которые сегодня находятся практически в каждом населенном пункте региона. По данным регионального кадастра отходов на 01.01.2015, их насчитывается около 700, только 6 из них имеют лицензии на размещение отходов. Остальные объекты представляют собой свалки без каких-либо элементов защиты для окружающей среды (далее - свалки). На свалках не ведется какой-либо учет и мониторинг объектов охраны окружающей среды, не соблюдаются технологии захоронения, при этом объемы накопленных на них отходов составляют более десяти миллионов тонн. Свалки образованы в основном около 20 - 50 лет назад путем выделения определенных земельных участков органами местного самоуправления и согласованных с природоохранными ведомствами тех времен.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Учитывая, что во времена образования свалок морфологический состав отходов состоял в основном из органических отходов, они рассматривались как менее опасные объекты негативного воздействия на окружающую среду, однако на сегодняшний день, когда морфология отходов значительно изменилась в сторону увеличения объемов пластика, резины и других компонентов, они не удовлетворяют требованиям действующего природоохранного законодательства и не способны обеспечить защиту окружающей среды от отходов.
Налицо вторая проблема, которая заключается в отсутствии достаточного количества объектов инфраструктуры обращения с ТКО, соответствующих нормам и требованиям законодательства и способных защитить окружающую среду от негативного воздействия отходов - это объекты захоронения ТКО, мусороперегрузочные станции, специализированная техника, контейнеры для сбора ТКО, мусоросортировочные мощности и, конечно же, мусороперерабатывающие предприятия.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Учитывая, что сегодня практически отсутствует переработка отходов и их вторичное использование в хозяйственном обороте, большое количество ресурсов безвозвратно теряется. Кроме того, из-за отсутствия в регионе переработки ТКО территории их складирования увеличиваются, что способствует выводу земель из хозяйственного оборота.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Третья проблема - рост количества несанкционированных свалок и захламленности территорий:
в 2011 году выявлено 759 несанкционированных свалок общим объемом 124,3 тыс. м3;
в 2012 году - 1013 несанкционированных свалок общим объемом 46,7 тыс. м3;
в 2013 году - 1147 несанкционированных свалок общим объемом 104,3 тыс. м3.
Причиной тому, во-первых, является отмена с 2011 года лицензирования деятельности по транспортированию отходов, приводящая к увеличению в сотни раз количества организаций - транспортировщиков отходов, в основном недобросовестных в своей деятельности. Ввиду отсутствия механизма лицензионного контроля, а также трудности фиксации самого нарушения транспортировщикам стало достаточно просто не соблюдать требования действующего законодательства по размещению отходов, и они с целью сокращения издержек на ГСМ и расходов по размещению отходов на законных полигонах нередко позволяют себе сбрасывать мусор в местах, не предназначенных для этого.
Второй причиной данной проблемы является недостаточная работа органов местного самоуправления на подведомственных им территориях по исполнению своих полномочий по организации сбора и вывоза отходов. На территориях муниципалитетов отсутствует контроль за исполнением правил благоустройства территорий, а также правил обращения с отходами, и не осуществляется мониторинг эффективности контроля за соблюдением данных правил. Бесконтрольность и безнаказанность со стороны органов местного самоуправления населения и хозяйствующих субъектов за неисполнение данных правил приводит к беспорядку в сфере обращения с ТКО на территориях муниципалитетов. Те объемы, которые фактически образуются на территориях, не соответствуют объемам, отраженным природопользователями в заключаемых договорах. В результате мусор вывозится на полигоны не по фактическому образованию отходов, а по нормативам.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Кроме того, население муниципальных районов и значительная часть жителей индивидуальной жилой застройки городских округов не имеет альтернативы собирать отходы цивилизованно. Объясняется это тем, что договор на оказание данного вида услуги мусоровывозящими компаниями заключается в основном с управляющими компаниями (далее - УК) и территориальными общественными самоуправлениями (далее - ТОС). Таким образом, жители частного сектора городов и муниципальных районов при отсутствии ТОС не имеют возможности воспользоваться услугой по вывозу ТКО, поэтому вывозят отходы самостоятельно в удобные для них места: на площадки сбора ТКО, обустроенные для жителей многоэтажной застройки, либо размещают ТКО несанкционированно.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Вышеперечисленное усложняется еще и отсутствием культуры в данной сфере жителей Волгоградской области, зачастую не осознающих важность правильного отношения к обращению с отходами, образующимися в процессе их жизнедеятельности.
Учитывая масштабность и запущенность перечисленных проблем, для их решения требуются значительные финансовые затраты. Так, на ликвидацию старых свалок требуется порядка 10 - 15 млрд. руб.; около 50 млн. руб./год (и эта сумма постоянно растет) выделяется органами местного самоуправления из местных бюджетов на решение проблемы захламленности территорий и ликвидацию несанкционированных свалок. И, наконец, свыше 5 млрд. руб. необходимо потратить на обеспечение населенных пунктов достаточным количеством объектов приема и захоронения ТКО с эффективной системой сбора и транспортировки отходов, а также с мусоросортировочными и мусороперерабатывающими мощностями.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
На основании сложившейся обстановки, исходя из интересов стратегического развития Волгоградской области и учитывая дефицит консолидированного бюджета, решение данных проблем возможно только при комплексном системном подходе. Необходимо выбирать пути, которые приведут к более эффективной работе властей разного уровня, а также к обязательному использованию всевозможных дополнительных средств как из федерального бюджета, так и внебюджетных источников.
Вместе с тем при решении проблем в сфере обращения с ТКО следует придерживаться рекомендуемых государственной политикой параметров:
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
1) снижение бюджетных расходов на ликвидацию и предупреждение образования несанкционированных свалок и захламления территорий, а также на создание инфраструктуры и транспортной системы в сфере обращения с ТКО;
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
2) увеличение объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников и федерального бюджета;