Недействующий

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие минерально-сырьевой базы" (с изменениями на 24 февраля 2021 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2021 N 1173-П)



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма 1


Реализация Подпрограммы 1 направлена на решение проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы автономного округа в целях повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики, при соблюдении соответствующих экологических ограничений.


Автономный округ обладает уникальной ресурсной базой углеводородов. Отрасли, связанные с добычей и переработкой углеводородного сырья, дают округу более 94% всего объема промышленной продукции и около 90% средств доходной части бюджета.


"Энергетическая стратегия России на период до 2030 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2009 года N 1715-Р определяет автономный округ как основную газодобывающую провинцию на весь рассматриваемый период. Перспектива развития округа напрямую связана с развитием транспортной системы, строительством новых объектов нефте-, газодобычи и переработки, объектов энергетики.


В настоящее время на территории автономного округа реализуются крупные инвестиционные проекты, такие как освоение месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал, комплексное освоение месторождений автономного округа и севера Красноярского края, строительство газопровода Бованенково - Ухта, магистрального нефтепровода "Заполярье - Пурпе" и далее до месторождения Восточно-Мессояхское; создание инфраструктурных объектов Северного широтного хода; ведется подготовка к строительству завода по сжижению природного газа, аэропорта и морского порта Сабетта.


Для успешной реализации указанных проектов требуется значительное количество общераспространенных полезных ископаемых (песка, песчано-гравийных смесей, торфа). Для выявления месторождений перечисленных видов полезных ископаемых необходимо проведение геологоразведочных работ. В настоящее время в рамках долгосрочной окружной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2011 года N 945-П проводятся поисково-оценочные работы на пески для строительных работ на полуострове Ямал в пределах Тамбейской и Новопортовской площадей и от Пякяхинского до Восточно-Мессояхского месторождений в Тазовском районе.


Подпрограмма 1 включает в себя завершение в 2014 году поисково-оценочных работ на пески в пределах Тамбейской площади.


В результате проведенных в 2012 году поисковых работ оперативный прирост запасов песка составил 22,9 млн. м3. В 2013 году ожидаемый прирост запасов по результатам оценочных работ составит 28,6 млн. м3, а в 2014 году - 6,1 млн. м3. Добыча таких объемов песков позволит обеспечить значительную часть потребности строительства на полуострове Ямал и магистрального нефтепровода от Заполярного до Восточно-Мессояхского месторождений.


Еще одним перспективным на выявление месторождений углеводородного сырья направлением является северо-западная часть Надымского района, где уже выявлено Ярудейское нефтегазоконденсатное месторождение и планируется проведение геологического изучения на Новоярудейском, Аномальном и Хейгинском участках. Здесь также необходима постановка геологоразведочных работ с целью выявления месторождений песка, необходимого для строительства дорог и буровых площадок.


Производство местных строительных материалов будет способствовать строительству жилья и объектов инфраструктуры, строительству железных и автомобильных дорог, освоению месторождений нефти и газа и их транспортировке к местам потребления. При этом будут созданы новые предприятия по разработке месторождений и производству строительных материалов, будут созданы дополнительные рабочие места, увеличены поступления в бюджет автономного округа.


Кроме выполнения собственно геологоразведочных работ, планируется проводить планомерные работы по формированию фонда геологической информации, вести контроль за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета, а также проводить регулярный сбор и анализ материалов для обеспечения органов государственной власти автономного округа информацией для принятия эффективных управленческих решений в сфере недропользования.


Геологическое изучение недр будет сопровождаться информационно-аналитическими работами, которые являются относительно малозатратными и достаточно высокоэффективными. В результате проведения мониторинга состояния и использования минерально-сырьевой базы автономного округа, отраслей топливно-энергетического комплекса и горнодобывающего сектора исполнительные и законодательные органы государственной власти и муниципальные образования будут обеспечены актуализированными информационно-аналитическими материалами по недропользованию, что позволит Правительству автономного округа выстраивать взаимоотношения как с нефтегазодобывающими компаниями, работающими на территории автономного округа, так и с федеральными органами власти при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием.


Обработанная и загруженная в фонд геологической информации автономного округа информация по недропользованию представляет собой не только историческую и архивную ценность, позволяющую не потерять затраченные ранее на эти работы материальные средства, но и предоставляет исполнительным органам государственной власти возможности управления и принятия решений в плане эффективного использования недр, а недропользователям возможность изучения недр и стратегического планирования деятельности.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 18.05.2017 N 450-П)


Проведенные работы по профилактике и контролю за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах позволит оценить состояние 60-ти законсервированных и ликвидированных скважин, построенных за счет средств окружного бюджета, а также прискважинной территории. Будут получены рекомендации по дальнейшему использованию скважин и рекультивации участков. Данные работы позволят проконтролировать не только состояние скважин, но и состояние окружающей среды.