ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 26 февраля 2013 года N 173-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД

(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 23.07.2013 N 904-п, от 19.12.2013 N 1665-п, от 31.12.2013 N 1797-п)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 32-р и Законом Ярославской области от 27 декабря 2012 года N 72-з "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2013 год.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ


Утвержден
постановлением
Правительства области
от 26.02.2013 N 173-п

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД

(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 23.07.2013 N 904-п, от 19.12.2013 N 1665-п, от 31.12.2013 N 1797-п)

I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах


1. В результате реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах система общего образования области качественно изменилась.

За 2011 и 2012 годы в Ярославской области созданы основные базовые условия для получения школьниками качественного общего образования:

1.1. Сформирована необходимая нормативно-правовая база для обеспечения перехода на новые федеральные государственные стандарты общего образования (далее - ФГОС) и повышения качества образования:

- разработан комплексный план по созданию условий для введения ФГОС до 2015 года и перспективу до 2020 года;

- разработан норматив бюджетного финансирования на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования с учетом 10 часов внеурочной деятельности;

- разработана и действует персонифицированная модель повышения квалификации учителей.

1.2. Подготовлена к работе по ФГОС значительная часть учителей и школьных администраторов:

- проведена профессиональная переподготовка 200 директоров общеобразовательных школ по специальности "Менеджмент". Сформирован региональный резерв управленческих кадров в сфере образования;

- подготовлена группа тьюторов (более 100 человек), обеспечивающих формирование у учителей необходимых компетенций для работы по новым ФГОС;

- проведено повышение квалификации 1990 педагогических и руководящих работников, из них более 300 по индивидуально сконструированной образовательной программе.

Доля учителей и руководителей школ, подготовленных к работе в соответствии с ФГОС, увеличилась с 11 до 42 процентов.

1.3. Формируются современные условия образовательного процесса, позволяющие обеспечить качественное образование школьников:

- приобретено учебно-лабораторное оборудование для школьных кабинетов физики, химии, биологии, в основные малочисленные школы для изучения предметов естественно-научного цикла приобретено оборудование в комплексные кабинеты. Оснащенность данных предметных кабинетов увеличилась с 67 до 94 процентов;

- приобретено современное компьютерное оборудование для компьютерных классов школ, что позволило более эффективно использовать в учебном процессе современное программное обеспечение и цифровые образовательные ресурсы. Высвободившиеся после обновления компьютерных классов компьютеры поставлены в предметные кабинеты, что расширило возможность использования информационно-телекоммуникационных технологий при изучении всех предметов. Кроме того, это позволило успешно организовать ведение электронного журнала для организации информирования родителей (законных представителей) обучающихся о текущей успеваемости в электронном виде;

- в 100 процентах школ начальные классы оснащены хотя бы одним комплектом мультимедийного оборудования, необходимого для проведения занятий с использованием электронных образовательных ресурсов;

- приобретено по 1 комплекту интерактивного оборудования во все основные и средние школы области;

- приобретено компьютерное оборудование в школьные библиотеки (компьютеры, многофункциональные устройства) основных и средних школ области, что послужило основой для формирования школьных информационных центров;

- в 100 процентах основных и средних школ закуплено оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся;

- закуплены новые учебники для обучающихся 2 и 3 классов, часть учебников для обучающихся 9 - 11 классов. Обеспеченность школ учебниками увеличилась с 30 до 63 процентов;

- приобретено спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений, имеющих спортивные залы (доля обучающихся, обеспеченных современным спортивным оборудованием и спортивным инвентарем для занятий физической культурой, увеличилась с 56 до 82 процентов);

- оборудовано 19 спортивных площадок в образовательных учреждениях;

- модернизировано 18 школьных пищеблоков в общеобразовательных учреждениях (82 процента обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях области обеспечены горячим питанием);

- созданы базовые условия для применения в образовательном процессе дистанционных технологий обучения. Увеличена скорость доступа к сети Интернет для 46 процентов школ. Для всех школ закуплено программное обеспечение. На базе образовательных учреждений создано 26 ресурсных центров дистанционного обучения;

- проведены косметические ремонты школ с целью подготовки помещений для приемки закупленного оборудования.

1.4. Оптимизирована сеть общеобразовательных учреждений. 99,3 процента школьников, обучающихся в населенных пунктах, удаленных от места проживания, обеспечены организованным подвозом 238 школьными автобусами.

1.5. Формируются модели выравнивания доступа школьников к качественному образованию. Совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в области реализуется проект, направленный на выявление и поддержку школ, находящихся в сложных социальных контекстах. В ходе проекта разработаны программы развития данных учреждений, на конкурсной основе обеспечена их финансовая поддержка. Реализация проекта продолжится в 2013 году.

1.6. Повышена заработная плата учителей области:

- с 1 сентября 2012 года средняя заработная плата учителей образовательных учреждений области была повышена в среднем на 6,5 процента и доведена в IV квартале 2012 года до средней заработной платы по экономике Ярославской области за 2011 год;

- одновременно с повышением заработной платы учителей с 1 декабря 2012 года повышена заработная плата и других категорий работников системы образования.

1.7. Принятые в области меры по созданию условий для привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения позволили "омолодить" педагогические коллективы школ. Всего к работе в общеобразовательных школах области в 2012 году приступили 237 молодых специалистов - выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Доля учителей в возрасте до 35 лет, работающих в общеобразовательных учреждениях, составила 19,4 процента.

В Ярославской области в 2012 году утверждены нормативные правовые документы по предоставлению льготных ипотечных кредитов молодым учителям.

Для молодых педагогов в возрасте до 30 лет в Ярославской области предусмотрены:

- материальное стимулирование (повышение базовых окладов на 30 процентов);

- выплата единовременного пособия в размере трех окладов молодым специалистам, работающим в сельских школах;

- выплаты компенсационного характера на содержание жилья и коммунальные платежи в размере 100 процентов молодым специалистам, проживающим в сельской местности.

Данные меры позволили увеличить численность выпускников педагогических вузов, идущих на работу в общеобразовательные учреждения.

2. Характеристика достигнутого уровня институциональных изменений.

За период 2011 и 2012 годов в Ярославской области:

2.1. Реализуется нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений на реализацию основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.

2.2. Введена новая система оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, обеспечивающая:

- зависимость размера заработной платы от результатов труда работника;

- учет интенсивности труда работников, обеспечение возможности самостоятельного условного нормирования оплаты неурочных видов деятельности педагогов;

- прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления;

- зависимость величины заработной платы руководителя образовательного учреждения от величины средней заработной платы педагогических работников образовательного учреждения.

2.3. Разработаны и апробированы персонифицированные модели повышения квалификации работников образования.

2.4. Сформирована система аттестации учителей на соответствие занимаемой должности с использованием компьютерной диагностики, которая позволяет исключить субъективизм при оценке учительских компетенций.

2.5. Формируется региональная система оценки качества образования. Организован мониторинг учебных достижений выпускников начальной, основной и старшей школы. Разработана и апробирована система оценки социальных компетенций обучающихся.

2.6. Обеспечено наличие в каждом общеобразовательном учреждении органа коллегиального управления образовательным учреждением.

2.7. Все общеобразовательные школы области имеют интернет-сайт, отражающий основания и результаты деятельности (включая ежегодный публичный доклад) по реализации основных образовательных программ ступеней общего образования, иную информацию, обязательную для размещения на сайте в соответствии с законодательством.

3. Социально значимые эффекты реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области в 2011 и 2012 годах.

В области проводятся социологические исследования на предмет удовлетворенности населения качеством общего образования, изменениями, происходящими в системе образования.

По результатам исследований отмечается следующее:

- родители и местное сообщество стали более позитивно относиться к системе общего образования;

- повысилась удовлетворенность родителей обучающихся начальной школы обеспеченностью учебниками;

- увеличилась с 61 до 73 процентов удовлетворенность населения области качеством общего образования;

- повысилась удовлетворенность педагогов ростом благосостояния, условиями, созданными для организации учебного процесса;

- отмечаются признаки увеличения престижа учительской профессии.

Все плановые значения показателей 2011 и 2012 годов, зафиксированные в комплексах мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2011 год (таблица 1) и 2012 год (таблица 2), выполнены.

Финансирование мероприятий, запланированных на 2012 год, осуществлено в соответствии с планом (таблица 3). Расхождение плана и факта финансирования в 2012 году мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ярославской области на 2012 год связано с тем, что в результате проведения закупочных процедур выявилась экономия финансовых средств, на которые в конце 2012 года департаментом образования Ярославской области были заключены контракты со сроком исполнения в 2013 году.

Таблица 1

Значения показателей результативности предоставления субсидии Ярославской области на конец 2011 года

N
п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

1

2

3

4

1

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (процентов)

88,7

99,88

2

Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (процентов)

11,3

11,7

2.1

Начальное общее образование (процентов)

25

25

2.2

Основное общее образование (процентов)

0

0

2.3

Среднее (полное) общее образование (процентов)

0

0

3

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов)

13

13

4

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (процентов)

16

22

5

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов)

4,6

27

6

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»