Действующий

Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2014 - 2024 годы (с изменениями на 11 июня 2020 года)



1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р и постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области".


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 12.09.2018 N 679-п, от 24.06.2019 N 435-п)


Леса занимают почти половину территории Ярославской области, являются возобновляемым природным ресурсом и отличаются значительным природным разнообразием. Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития, выполняют многочисленные средообразующие функции, обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды и повышение благосостояния граждан, а также обладают особой культурной и эстетической ценностью.


За многовековую историю России в стране накоплен богатый опыт и выработаны самобытные подходы к управлению лесами при существовании различных форм собственности на леса и при различных формах социально-экономических отношений. Вместе с тем в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф существующие подходы к лесоуправлению требуют изменения.


Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.


Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость в повышении эффективности использования лесов, снижении уровня повреждения лесов вследствие действия неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижении требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижении объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных подходов к организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.


Требуется дальнейшее совершенствование лесного законодательства, особенно в отношении лесоуправления, уточнения перечня видов и режимов использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов.


В настоящее время в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает роль лесов в улучшении качества жизни граждан.


Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.


Расширились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов.


Освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах.


В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.


Ущерб от лесных пожаров, вредителей и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.


При сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2020 года останутся на прежнем уровне.