(с изменениями на 12 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений главы администрации Краснодарского края от 15.07.2003 N 677, от 04.03.2005 N 170, от 22.02.2006 N 127, Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.03.2009 N 225, от 27.05.2013 N 516, от 15.12.2014 N 1454, от 07.12.2021 N 883, Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077)
В целях усиления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 июня 2001 года N 517 "О делегировании полномочий администрации Краснодарского края по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Краснодарского края" постановляю:
(преамбула в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2014 N 1454)
1. Установить, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении государственных унитарных предприятий Краснодарского края в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.
(п. 1 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.03.2009 N 225)
2 - 3. Исключены. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.05.2013 N 516.
2. Утвердить Типовое техническое задание на проведение обязательного аудита государственных унитарных предприятий Краснодарского края (прилагается).
(в ред. Постановления главы администрации Краснодарского края от 22.02.2006 N 127, Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.03.2009 N 225)
3. Установить, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Краснодарского края заключается государственным унитарным предприятием Краснодарского края с аудиторской организацией, определенной путем проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2014 N 1454, от 07.12.2021 N 883, Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077)
4. Установить, что копии аудиторского заключения представляются государственными унитарными предприятиями Краснодарского края в департамент имущественных отношений Краснодарского края и в орган исполнительной власти Краснодарского края (структурное подразделение администрации Краснодарского края), на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, не позднее 30 апреля, следующего за отчетным годом.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2014 N 1454, Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077)
5. Рекомендовать органам местного самоуправления организовать проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий.
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077)
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый зам. главы администрации
Краснодарского края
В.М.БОНДАРЬ
Утверждены
постановлением главы
администрации Краснодарского края
от 21 января 2002 г. N 57
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПО ОТБОРУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Исключены. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.03.2009 N 225.
Утверждено
постановлением главы
администрации Краснодарского края
от 21 января 2002 г. N 57
ТИПОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления главы администрации Краснодарского края от 22.02.2006 N 127, Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2021 N 883, Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077)
1.1. Настоящее Типовое техническое задание на проведение обязательного аудита государственных унитарных предприятий Краснодарского края определяет состав задач и подзадач, необходимых для выполнения аудитором в процессе осуществления обязательного аудита.
1.2. Целью обязательного аудита государственных унитарных предприятий Краснодарского края является выражение мнения аудитора о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2021 N 883)
Задачи и подзадачи аудита государственного унитарного предприятия Краснодарского края (далее - государственное предприятие) представлены в таблице 1.
N п/п | Последовательность решения задач |
1 | 2 |
1 | Аудит учредительных документов государственного предприятия |
а) проверить соответствие устава государственного предприятия действующему законодательству; б) проверить наличие трудового договора с руководителем государственного предприятия и соответствие содержания трудового договора действующему законодательству; в) проверить наличие факта аттестации руководителя государственного предприятия в соответствии с действующим законодательством; г) проверить наличие факта занесения имущества государственного предприятия в Реестр имущества Краснодарского края в соответствии с требованиями постановления главы администрации Краснодарского края от 2 июня 2000 года N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестр имущества Краснодарского края" | |
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077) | |
2 | Аудит внеоборотных активов |
2.1 | Аудит основных средств (01, 02 и др.) |
2.1.1 | Аудит земельных участков |
а) проверить и подтвердить правильность оформления материалов инвентаризации земельных участков и отражения результатов инвентаризации в учете; б) полноту и правильность оформления правоустанавливающих документов на земельные участки; в) правильность определения балансовой стоимости земельных участков; г) полноту и правильность начисления и перечисления в бюджет земельного налога | |
2.1.2 | Аудит прочих основных средств |
проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации основных средств и отражения результатов инвентаризации в учете; б) наличие и сохранность основных средств; в) правильность отражения в учете капитального ремонта основных средств; г) правильность начисления амортизации; д) правильность определения балансовой стоимости основных средств; е) правильность отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств; ж) правильность начисления и перечисления в бюджет арендной платы за использование земельных участков, зданий, помещений, сооружений, машин и оборудования | |
2.2 | Аудит доходных вложений в материальные ценности (03 и др.) |
проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации и отражения результатов инвентаризации в учете; б) правильность отражения в учете операций по доходным вложениям в материальные ценности | |
2.3 | Аудит нематериальных активов (НМА) (04, 05 и др.) |
проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации НМА и отражения результатов инвентаризации в учете; б) правильность синтетического аналитического учета НМА | |
2.4 | Аудит незавершенного строительства (07, 08 и др.) |
проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации незавершенного строительства и отражения результатов инвентаризации в учете; б) правильность определения балансовой стоимости незавершенного строительства; в) правильность аналитического и синтетического учета незавершенного строительства | |
3 | Аудит производственных запасов (10, 11, 14, 15, 16 и др.) |
проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации производственных запасов и отражения результатов инвентаризации в учете; б) правильность определения и списания на издержки стоимости израсходованных материально-производственных запасов; в) проведение мероприятий по расчету предельного норматива уровня расхода материально-производственных запасов на 1 рубль объема реализации продукции (работ услуг), а также пофакторного анализа фактических отклонений от него; г) правильность синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов; д) соответствие используемых государственным предприятием способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии способам, предусмотренным учетной политикой; е) правильность порядка списания отклонений фактических расходов по приобретению материальных ценностей от их учетной цены (при использовании счетов 15 и 16); ж) правильность порядка списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам | |
4 | Аудит затрат на производство (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29 и др.) |
4.1 | Аудит затрат для целей бухгалтерского учета |
4.1.1 | Проверка и подтверждение достоверности отчетных данных фактической себестоимости продукции (работ, услуг) |
4.1.2 | Анализ выполнения плана по себестоимости продукции (работ, услуг) |
4.1.3 | Аудит себестоимости продукции (работ, услуг) по статьям затрат, оговариваемым отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) |
4.2 | Аудит расходов для целей налогообложения |
проверить и подтвердить: а) правильность исчисления материальных расходов, предусмотренных ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации; б) правильность исчисления расходов на оплату труда, предусмотренных ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации; в) правильность формирования состава имущества и определения его амортизируемого первоначальной стоимости в соответствии со ст. 256 и 257 Налогового кодекса Российской Федерации; г) правильность включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп в соответствии со ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1; д) правильность расчета сумм амортизации в соответствии со ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации; е) правильность включения в состав затрат аудируемого периода расходов на ремонт основных средств в соответствии со ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации; ж) правильность признания расходов на освоение природных ресурсов и соблюдение порядка их учета в соответствии со ст. 261 Налогового кодекса Российской Федерации; з) правильность признания расходов на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки и соблюдение порядка их учета в соответствии со ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации; и) обоснованность расходов на обязательное и добровольное страхование имущества в соответствии со ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации; к) правильность списания на себестоимость прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации); л) правильность списания прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации); м) правильность формирования и использования расходов на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации); н) правильность образования и использования расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 Налогового кодекса Российской Федерации); о) правильность определения расходов при реализации товаров и имущества (ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации); п) правильность отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам (ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации); р) правильность определения расходов, не учитываемых в целях налогообложения (ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации) | |
4.3 | Аудит расходов будущих периодов |
5 | Аудит готовой продукции и товаров (40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и др.) |
5.1 | Аудит готовой продукции |
5.2 | Аудит расходов на продажу |
5.3 | Аудит товаров отгруженных |
5.4 | Аудит товаров |
6 | Аудит денежных средств (50, 51, 52, 55, 57, 58, 59 и др.) |
6.1 | Аудит кассовых операций |
6.2 | Аудит операций по расчетным счетам |
6.3 | Аудит операций по валютным счетам |
6.4 | Аудит операций по специальным счетам |
6.5 | Аудит денежных средств в пути |
6.6 | Аудит финансовых вложений |
а) проверить и подтвердить правильность оформления материалов инвентаризации финансовых вложений и отражения результатов инвентаризации в учете; б) изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров; в) оценить систему внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений; г) определить рентабельность финансовых вложений; д) проверить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями; е) подтвердить достоверность начисления поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями | |
6.7 | Аудит резервов под обеспечение вложений в ценные бумаги |
7 | Аудит расчетов |
7.1 | Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами (60, 62, 76 и др.) |
а) проверить и подтвердить полноту и правильность проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете; б) проверить и подтвердить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности; в) подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности; г) оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий; д) проверить правильность оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; е) подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; ж) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества; з) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с дочерними (зависимыми) обществами | |
7.2 | Аудит резервов по сомнительным долгам (63 и др.) |
а) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банка; б) подтвердить целевое использование кредитов банка; в) проверить обоснованность установления и правильность расчета сумм платежей за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников; г) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других организаций и физических лиц | |
7.3 | Аудит расчетов по кредитам и займам (66, 67 и др.) |
7.4 | Аудит расчетов с бюджетом (68 и др.) |
проверить: а) правильность определения налогооблагаемой базы по отдельным, наиболее важным налогам; б) правильность применения налоговых ставок; в) правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов; г) правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности | |
7.5 | Аудит расчетов по оплате труда и единому социальному налогу (69, 70, 73 и др.) |
7.6 | Аудит расчетов с подотчетными лицами (71 и др.) |
7.7 | Аудит расчетов с учредителями (75 и др.) |
7.8 | Аудит расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба (73, 94 и др.) |
а) проверить своевременность предъявления претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу и недостачу груза в пути и т.д.; б) выяснить своевременность принятых мер по возмещению нанесенного ущерба, проверить обоснованность претензий; в) подтвердить законность списания претензионных сумм на издержки производства и финансовые результаты; г) проверить расчеты по недостачам, растратам и хищениям; д) установить, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач, потерь и растрат; е) проверить правильность оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям; ж) изучить причины, вызвавшие недостачи, растраты и хищения; з) проверить, по всем ли дебиторам (должникам) имеются обязательства о погашении задолженности или исполнительные листы, систематически ли поступают суммы в погашение задолженности, какие меры принимаются к должникам, от которых прекратились поступления денег, и т.п. | |
7.9 | Аудит внутрихозяйственных расчетов (79 и др.) |
а) проверить законность и правильность расчетов по выделенному имуществу; б) проверить правильность расчетов по текущим операциям; в) проверить законность и правильность расчетов по договору доверительного управления имуществом | |
7.10 | Аудит расчетов по совместной деятельности (76 и др.) |
8 | Аудит капитала |
8.1 | Аудит уставного капитала (80 и др.) |
8.2 | Аудит резервного капитала (82 и др.) |
8.3 | Аудит добавочного капитала (83 и др.) |
8.4 | Аудит нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (84 и др.) |
8.5 | Аудит целевого финансирования (86 и др.) |
9 | Аудит формирования финансовых результатов и распределения прибыли (90, 91, 96, 97, 98, 99 и др.) |
а) установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг; б) проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов; в) оценить правильность и обоснованность распределения чистой прибыли | |
10 | Аудит забалансовых счетов |
10.1 | Аудит счета 001 "Арендованные основные средства" |
10.2 | Аудит счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" |
10.3 | Аудит счета 003 "Материалы, принятые в переработку" |
10.4 | Аудит счета 005 "Оборудование, принятое для монтажа" |
10.5 | Аудит счета 007 "Списание задолженности в убыток неплатежеспособных дебиторов" |
10.6 | Аудит счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" |
10.7 | Аудит счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" |
10.8 | Аудит счета 010 "Износ основных средств" |
10.9 | Аудит счета 011 "Основные средства, сданные в аренду" |
11 | Проверка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям действующего законодательства |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2021 N 883) | |
а) проверить состав и содержание форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, увязку ее показателей; б) выразить мнение о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; в) проверить правильность оценки статей отчетности; г) предложить внести (при необходимости) изменения в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита; д) проверить правильность формирования сводной (консолидированной) отчетности | |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2021 N 883) |