ПРИКАЗ
от 12 апреля 2012 года N 117
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
(в ред. приказов министерства сельского хозяйства
Ставропольского края от 21.12.2012 N 482,
от 28.10.2013 N 498, от 29.07.2014 N 324)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства Ставропольского края Федько С.И. и заместителя министра сельского хозяйства Ставропольского края Брееву Т.М.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания, но не ранее вступления в силу закона Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", предусматривающего расходы на реализацию Программы, и постановления Правительства Ставропольского края "О внесении изменений в краевую программу "Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 17 февраля 2010 года N 48-п".
Министр сельского хозяйства
Ставропольского края
В.В.МАРЧЕНКО
Согласована
первый заместитель председателя
Правительства Ставропольского края
В.Г.ШАПОВАЛОВ
от 11 апреля 2012 г.
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
(в ред. приказов министерства сельского хозяйства
Ставропольского края от 21.12.2012 N 482,
от 28.10.2013 N 498, от 29.07.2014 N 324)
Наименование Программы | ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - минсельхоз края) |
Разработчик Программы | минсельхоз края |
Цели Программы | стимулирование создания на территории Ставропольского края крестьянских (фермерских) хозяйств |
Задачи Программы | совершенствование производственной базы начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края; |
создание для личных подсобных хозяйств Ставропольского края условий, способствующих образованию ими крестьянских (фермерских) хозяйств; | |
увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | количество крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность; |
количество крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, осуществляющих проекты создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки; | |
количество созданных рабочих мест | |
Срок реализации Программы | 2012 - 2014 годы |
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 188193,9 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(в ред. приказов министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 28.10.2013 N 498, от 29.07.2014 N 324) | |
в 2012 году - 96008,9 тыс. рублей; | |
в 2013 году - 56073,0 тыс. рублей; | |
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 28.10.2013 N 498) | |
в 2014 году - 36112,0 тыс. рублей; | |
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 29.07.2014 N 324) | |
в том числе за счет средств: | |
федерального бюджета - 132073,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | |
(в ред. приказов министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 28.10.2013 N 498, от 29.07.2014 N 324) | |
в 2012 году - 67308,0 тыс. рублей; | |
в 2013 году - 41365,0 тыс. рублей; | |
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 28.10.2013 N 498) | |
в 2014 году - 23400,0 тыс. рублей; | |
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 29.07.2014 N 324) | |
бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) - 37300,0 тыс. рублей, в том числе по годам: | |
в 2012 году - 19100,0 тыс. рублей; | |
в 2013 году - 9100,0 тыс. рублей; | |
в 2014 году - 9100,0 тыс. рублей; | |
внебюджетных источников - 18820,9 тыс. рублей, в том числе по годам: | |
(в ред. приказов министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 28.10.2013 N 498, от 29.07.2014 N 324) | |
в 2012 году - 9600,9 тыс. рублей; | |
в 2013 году - 5608,0 тыс. рублей; | |
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 28.10.2013 N 498) | |
в 2014 году - 3612,0 тыс. рублей | |
(в ред. приказов министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 21.12.2012 N 482, от 29.07.2014 N 324) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | увеличение валового производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Ставропольского края; увеличение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах Ставропольского края |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю в 2011 году численность организаций малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае (далее - край) составляла 20,2 тысячи единиц, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств - 15 тысяч, индивидуальных предпринимателей - 5,2 тысячи. В сравнении с 2008 годом их количество увеличилось на 1,4 процента. Однако число крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность, составляет 5,6 тыс. единиц, или 37 процентов от зарегистрированных хозяйств.
Одной из главных причин медленного развития фермерского движения в крае за последнее десятилетие является сокращение государственной поддержки как на федеральном, так и на краевом уровне. Заметно сократилось число желающих образовать крестьянское (фермерское) хозяйство.
За 2009 год 1460 крестьянских (фермерских) хозяйств края получили государственную поддержку из федерального и краевого бюджетов в сумме 239,2 млн рублей, в 2010 году их количество составило 1136, а сумма государственной поддержки - 167,2 млн рублей.
Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу.
В общем объеме производства животноводческой продукции всеми категориями хозяйств края на долю крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится 5,7 процента мяса, 3,6 процента молока и 3,8 процента яиц.
Ежегодно крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели производят более 16 процентов зерна от общего объема его производства в крае.
В общем объеме производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств края доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 10,3 процента. Динамика производства валовой продукции сельского хозяйства в крае приведена в таблице 1.
Таблица 1
Категории хозяйств | 2008 год | 2009 г. | 2010 год | |||
млрд рублей | доля, процент | млрд рублей | доля, процент | млрд рублей | доля, процент | |
Все категории хозяйств края, всего | 79,4 | 100,0 | 68,7 | 100,0 | 82,8 | 100,0 |
в том числе: крестьянские (фермерские) хозяйства | 9,1 | 11,9 | 7,5 | 11,0 | 8,5 | 10,3 |
личные подсобные хозяйства | 19,9 | 26,1 | 22,6 | 33,0 | 30,2 | 36,5 |
Оценка сложившейся ситуации в крае по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Учитывая, что уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих сельских поселениях остается актуальной. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе края, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории края.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом проблем, связанных со значительными финансовыми затратами на развитие своей производственной базы и бытового обустройства. В настоящее время в основном создание крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на единовременные пособия по безработице.
Без решения перечисленных проблем начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Реализация Программы будет способствовать развитию и созданию в крае крестьянских (фермерских) хозяйств, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения, позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе края и поднять престиж фермеров на селе.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы из краевого бюджета;
недостаточный уровень финансирования со стороны крестьянских (фермерских) хозяйств за счет собственных или заемных средств;
неблагоприятную рыночную конъюнктуру с поставками товаров и оказанием услуг для села, повышением цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, которые могут привести к трудностям с реализацией произведенной продукции;
риски, связанные с природно-климатическими условиями;
внутренние риски, включающие в себя производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и мониторинга ее реализации.