К 2013 году в целях создания многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в Республике Коми в результате проведения реорганизационных мероприятий путем слияния центров социального обслуживания населения и территориальных органов социальной защиты населения был создан новый вид учреждений - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
В структуру данных центров вошли:
18 территориальных органов социальной защиты населения Министерства (с функционалом по выполнению государственных обязательств и государственной социальной помощи);
21 территориальный центр социального обслуживания населения;
5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;
11 центров социальной помощи семье и детям;
1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в виде отделения реабилитации несовершеннолетних.
Кроме того, в период с 2013 по 2015 годы проведены мероприятия по реорганизации структурных подразделений организаций социального обслуживания:
а) ликвидировано пять малокомплектных отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, размещавшихся в зданиях с низкой степенью огнестойкости, проживающие в них граждане были переведены в стационарные учреждения, на социальное обслуживание на дому, на предоставление услуг с применением стационарозамещающих технологий, 3 граждан были приняты родственниками в свои семьи;
б) реорганизованы:
2 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов путем присоединения к отделениям социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в целях оптимизации численности персонала (заведующих отделениями, медицинских работников, социальных работников);
4 отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, консультативные отделения, отделения срочного социального обслуживания, организационно-методические отделения путем объединения и создания на их базе организационно-консультативных отделений в целях повышения доступности социальных услуг за счет создания системы "единого окна".
Данные мероприятия позволили высвобожденные в результате оптимизации численности работников средства направить на повышение заработной платы социальных работников.
В период с 2013 по 2016 годы с учетом результатов хронометража рабочего времени социальных работников проведена работа по индивидуальному нормированию деятельности каждого социального работника (в зависимости от численности обслуживаемых граждан, количества оказываемых им социальных услуг и времени, затрачиваемого на их оказание). Это позволило увеличить нагрузку на одного социального работника, в среднем, с 5 до 8 человек - в сельской местности, с 8 до 12 человек - в городской местности. В целом, по республике средняя нагрузка на 1 социального работника выросла с 7,1 человек в 2013 году до 9,3 человек в 2016 году, что позволило значительно сократить среднесписочную численность социальных работников при сохранении количества получателей социальных услуг, объема и качества оказанных социальных услуг. Проведенные мероприятия привели к сокращению численности социальных работников, при этом, высвобожденные средства направлены на повышение заработной платы социальных работников.