Действующий

Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Реализация государственной национальной политики" (с изменениями на 31 октября 2024 года)




1. Оценка текущего состояния государственной национальной политики в Республике Бурятия


Многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие на исторической территории Российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям.


Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.


Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений.


Республика Бурятия - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи 2020 года на территории Республики Бурятия зарегистрировано более 120 национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленной национальностью в республике являются русские, численность которых составила 581764 человека. При этом доля русских в общей численности населения республики снизилась с 64,9% (630,8 тыс. человек) в 2010 году до 59,4% в 2020 году.


Второе место в республике по численности занимают буряты - 295273 человека, чья доля в общей численности населения республики растет с 29,5% в 2010 году до 30,1% в 2020 году. В республике проживают 64,1% всех бурят, проживающих в Российской Федерации.


В Республике Бурятия проживает 7311 представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - сойоты и эвенки.


В 2010 году численность сойот составляла 3579 человек, в 2020 году увеличилась на 737 человек и составила 4316 человек (в Российской Федерации - 4368 человек).


Также возросла в республике численность эвенков на 21 человека, с 2974 человек в 2010 году до 2995 человек в 2020 году. В целом в республике проживают 7,8% всех эвенков Российской Федерации.


В Республике Бурятия к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов относятся Баргузинское, Сувинское, Юбилейное сельские поселения в Баргузинском районе; Баунтовский эвенкийский район; улус Мыла в Закаменском районе; сельские поселения Дырен эвенкийское, Улюнхан эвенкийское, село Курумкан в Курумканском районе; Муйская сельская администрация в Муйском районе; Окинский район; Северо-Байкальский район (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р).


Основными видами традиционной хозяйственной деятельности являются охота, рыболовство, оленеводство, скотоводство, овцеводство, коневодство, собирательство, изготовление национальной атрибутики и сувенирной продукции, выделка кожи и меха, заготовка полуфабрикатов, древесины, добыча возобновляемых природных ресурсов.


Коренные народы региона в ходе длительного исторического взаимодействия и межэтнической интеграции не только сохранили свою этническую культуру, но и взаимообогатились элементами культуры друг друга, что явилось одним из факторов поддержания межнациональной стабильности в регионе.


Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России, имеющими в меньшей степени значение и для Республики Бурятия, являются:


слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при растущей значимости этнической и религиозной самоидентификации;


сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;