5.1. Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия и решений должностных лиц Министерства при предоставлении государственной услуги в досудебном порядке путем обращения в Министерство или в судебном порядке, установленном федеральными законами.
5.2. Заявители могут обратиться лично или направить письменное обращение в Министерство по адресу, указанному в подпункте 2.2.2 настоящего Административного регламента.
5.3. Поступление соответствующего устного или письменного обращения является основанием для начала процедуры досудебного обжалования.
5.4. Обращения, поступившие в орган социальной защиты населения, Министерство или должностным лицам органа социальной защиты населения, должностным лицам Министерства в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", министр социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, иное уполномоченное на то должностное лицо Министерства, руководитель органа социальной защиты населения, иное уполномоченное на то должностное лицо органа социальной защиты населения вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего обращение.
5.5. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю.
5.6. Личный прием заявителей проводится министром социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, а также уполномоченными на то лицами Министерства. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения заявителей посредством размещения информации на специальных информационных стендах в местах расположения приема заявителей.
5.7. Личный прием министром социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл проводится по предварительной записи. Запись заявителей проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи. Ответственный сотрудник Министерства, осуществляющий запись заявителей на личный прием, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
5.8. При личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
5.9. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема заявителя. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заявителя. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5.10. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.11. Споры, связанные с действиями (бездействием) и решениями, осуществляемыми (принятыми) в ходе предоставления государственной услуги, разрешаются в судебном порядке в Арбитражном суде Республики Марий Эл на основании заявления, поданного в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом.