Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 18.08.2017)


IX. Основы управления рисками


Под риском понимается возможность финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предсказаны.

В качестве количественной оценки риска используется оценка объема потерь (увеличения объема расходов на обслуживание и погашение обязательств) бюджета.

В сфере долговой политики Республики Марий Эл возможны следующие риски:

риск процентной ставки - риск потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;

риск ликвидности - риск, связанный с отсутствием в бюджете средств, необходимых для полного и своевременного исполнения обязательств;

риск рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование действующих обязательств;

риск пролонгации - риск, связанный с невыгодностью условий пролонгации обязательства;

риск цены выкупа - риск потерь в результате того, что цена, по которой можно будет привлечь обязательство, окажется существенно выше запланированной;

валютный риск - риск потерь в связи с ростом курса валюты заимствования к валюте Российской Федерации;

риск платежа - риск, связанный с тем, что операция по обслуживанию и погашению обязательства не была проведена своевременно и в полном объеме по вине уполномоченного агента по осуществлению платежей;

кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - риск неплатежа организации по обязательству, которое гарантировано Республикой Марий Эл;

правовые риски - риски, связанные с ошибками в правовых актах, а также изменениями законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл.

Основной целью управления рисками является их минимизация. С точки зрения принципиальных подходов к минимизации риски подразделяются на две группы:

риски, источники возникновения которых зависят от деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл. К этой группе относятся риск ликвидности, кредитный риск, риск платежа, риск противозаконных действий и правовые риски, за исключением риска, связанного с изменением законодательства Российской Федерации;

риски, связанные с внешними по отношению к Республике Марий Эл условиями. К этой группе относятся риск рефинансирования, риск процентной ставки, валютный риск, риск пролонгации, риск цены выкупа и правовые риски, связанные с изменением законодательства Российской Федерации.

Риски первой группы могут быть уменьшены действиями органов государственной власти Республики Марий Эл.

Основным подходом к управлению рисками второй группы является отказ от привлечения заимствований с высокими рисками. Для действующих обязательств главными инструментами управления рисками второй группы являются досрочное погашение заимствований или их рефинансирование, предполагающее досрочное погашение обязательств с высокими рисками за счет привлечения новых заимствований, которым присущи меньшие риски.

Количественная оценка риска определяется на основе анализа роста объема расходов на обслуживание и погашение обязательств в случае возникновения неблагоприятной ситуации в будущем.

В целях снижения стоимости заимствований и исключения возможных финансовых потерь бюджета, связанных с рисками, Министерством финансов Республики Марий Эл ведутся оценка рисков и мониторинг их влияния на стоимость заимствований.

Министерство финансов Республики Марий Эл на стадии планирования привлечения заимствований отказывается от обязательств с высокими рисками, связанными с внешними по отношению к Республике Марий Эл условиями.

По действующим обязательствам, в ходе обслуживания которых возникает значительное увеличение рисков, Министерство финансов Республики Марий Эл проводит их рефинансирование за счет новых заимствований, для которых эти риски отсутствуют.

Оценка качества проведения долговой политики и кредитоспособности, оценка инвестиционной привлекательности Республики Марий Эл и эмитируемых от имени Республики Марий Эл государственных ценных бумаг Республики Марий Эл предполагает установление соответствующих рейтингов рейтинговыми агентствами. Рейтинговые агентства определяются по результатам торгов, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 10.05.2017 N 217)