Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОРЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

     

Приложение 2
к Программе "Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы"


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПЕРЕВОДУ НА СЖИЖЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА



Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью определения типового механизма расчета экономической эффективности при переводе автомобильного транспорта на сжиженный газ (пропан-бутан).

При подготовке рекомендаций и расчетов использовались следующие источники:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 мая 2004 года N 229 "Об утверждении Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004 - 2007 годы".

2. "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", руководящий документ Р3112194-0366-03, действителен до 01.01.2008.

3. Морев Л.И. Газобаллонные автомобили. - М.: Транспорт, 1992.

4. Технические паспорта и инструкции по эксплуатации автомобилей.

5. "Данные о количестве муниципального транспорта по ряду районов Республики Татарстан" (данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, октябрь 2005 г.).

В масштабах Республики Татарстан доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает более 40%. На основании оперативных данных Росгидрометцентра, в 2003 году столица Татарстана была отмечена среди городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Одним из наиболее эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды, и прежде всего на атмосферный воздух, является перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива. Увеличение парка автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, приведет к устойчивому снижению суммарного объема выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами.

В целях содействия реализации данной задачи была разработана Концепция использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004 - 2007 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров РТ от 13 мая 2004 года N 229.

Использование в качестве моторного топлива сжиженного газа актуально для Республики Татарстан, располагающей собственными запасами попутного нефтяного газа. Таким образом, будут созданы условия для решения двуединой задачи: снижения экологической напряженности и достижения долгосрочной энергообеспеченности республики.

Целесообразность перехода на сжиженный газ обусловлена не только с экологической, но и с экономической точки зрения, так как его цена в среднем в два раза ниже цен на бензин и дизельное топливо (таблица 1). При этом необходимо учитывать, что и экономически, и технически целесообразно переоборудование автотехники со сроком эксплуатации не более 3 - 5 лет.

Переход на газовое топливо также приводит к увеличению срока эксплуатации и сокращению затрат на текущее содержание автотранспорта, что дает дополнительную экономию средств. Основные технические преимущества сжиженного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива:

1. Использование сжиженного газа не требует изменения конструкции автомобиля, так как газовое оборудование является дополнением и дает возможность использования как бензина, так и газа.

2. При установке газобаллонного оборудования обеспечивается:

- увеличение ресурса двигателя и срока службы свечей зажигания на 35 - 40%;

- увеличение срока службы масла в 1,5 - 2 раза и уменьшение расхода масла на 10 - 15%;

- снижение износа гильзы цилиндра на 14%, поршней - на 17%, шеек коленчатого вала - на 57%, поршневых колец - на 63%.

Срок окупаемости затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и годового пробега автотранспортного средства.

Особую актуальность проблема перевода муниципального автотранспорта на сжиженный газ приобретает в условиях масштабной реформы местного самоуправления. Оптимизация бюджетных расходов становится важным фактором повышения экономической самодостаточности муниципальных образований.

В Республике Татарстан в настоящее время созданы необходимые предпосылки для расширения использования сжиженного газа муниципальным автотранспортом. На территории республики существует сеть автогазозаправочных станций (АГЗС), ведется строительство новых АГЗС и переоборудование бензиновых заправочных станций в многотопливные, приспособленные для заправки сжиженным газом.

Развита инфраструктура по переоборудованию автотранспортных средств на использование сжиженного газа и их последующему обслуживанию.

С учетом вышеприведенных данных был произведен примерный расчет экономии затрат при эксплуатации муниципального автотранспорта с использованием сжиженного газа и сроков окупаемости затрат на его перевод в пяти районах Республики Татарстан: Актанышском, Алькеевском, Балтасинском, Тетюшском, Ютазинском (таблица 2, таблица 3).