Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 13 мая 2004 г. N 229
"Об утверждении Концепции использования компримированного
природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива
на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике
на 2004-2007 годы"
(с изменениями на 6 мая 2006 г., 9 июня 2006 года)

     

В целях улучшения экологической обстановки на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы.

2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан,органам местного самоуправления муниципальных образований района обеспечить в пределах своей компетенции реализацию основных положений указанной Концепции.

3. Возложить функции координатора работ по газификации автотранспортных средств в Республике Татарстан на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

4. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан отчет о ходе реализации Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан В.А.Швецова, заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности хозяйства Республики Татарстан А.М.Пахомова.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов


Концепция
использования компримированного природного газа и сжиженного
нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных
средствах, сельскохозяйственной технике
на 2004-2007 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 13 мая 2004 г. N 229)


Раздел 1. Общие положения

    

Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. В масштабах Республики Татарстан доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает более 40 процентов.

Общими социально-экономическими причинами, способствующими ухудшению экологической ситуации в связи с функционированием автотранспорта, являются недостаточный учет экологических требований в процессе развития рынка "экологически чистой" продукции, услуг и работ; недостатки законодательной и нормативной правовой базы, отсутствие условий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат для притока в экономику средств, направляемых на решение, в том числе, и экологических проблем.

Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению экологического ущерба.

Учитывая взаимный интерес газодобывающих предприятий и потребителей их продукции к проблеме использования газа в качестве моторного топлива, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Татарстан и ОАО "Газпром" от 21.03.2001 г., а также Программой экономического и научно-технического сотрудничества ОАО "Газпром" и Правительства Республики Татарстан на 2002-2005 годы, принятой в рамках этого Соглашения, предусмотрено развитие в Республике Татарстан мощностей по использованию сжатого и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и сельскохозяйственной технике в качестве одного из приоритетных и первоочередных направлений взаимодействия.

Целью настоящей Концепции является обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение устойчивого процесса замещения традиционных моторных топлив экологически более чистыми видами моторного топлива.

К основным задачам, реализуемым в рамках Концепции относятся:

проведение государственной политики в области повышения экологической безопасности автомобильного транспорта;

расширение применения газового моторного топлива.

За период реализации Концепции предполагается осуществить ряд первоочередных мер и мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности автотранспорта, создать основы для реализации экологически ориентированной транспортной политики, экономические и административные механизмы, направленные на стимулирование производства и использования автотранспортных средств и альтернативного топлива с улучшенными экологическими характеристиками.

Основным итогом реализации Концепции станет улучшение состояния окружающей среды за счет снижения суммарных выбросов в атмосферу от автотранспорта.

Техническими итогами реализации Концепции станут:

улучшение экологических характеристик ряда автотранспортных средств, переводимых на газомоторное топливо;

увеличение парка автотранспортных средств, работающих: на сжиженном нефтяном газе и на компримированном природном газе;

повышение эффективности использования существующей сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и автомобильных газозаправочных станций (АГЗС);


Раздел 2. Экологическое и экономическое обоснование использования
компримированного природного газа и сжиженного нефтяного
газа - моторного топлива на автотранспортных средствах,
сельскохозяйственной технике

    

Развитый промышленный потенциал республики обуславливает значительное загрязнение окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют более 505 тыс.тонн в год, из них 42% приходится на автомобильный транспорт. В 2000-2003 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников составляли от 204 до 214 тыс.тонн.

Одним из путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей природной среды и, прежде всего, на атмосферный воздух является перевод транспортных средств на газомоторное топливо.

В связи с этим эффективность социально-экономических и экологических последствий реализации Концепции определяется снижением экологического ущерба, наносимого обществу и окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами.

При работе транспортных средств на компримированном природном газе наблюдается заметное улучшение экологических характеристик двигателей внутреннего сгорания. Для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн выбросы загрязняющих веществ при работе на КПГ по сравнению с работой на бензине и СНГ, меньше в 1,78 раз по оксиду углерода; в 1,12 раз по окислам азота; в 1,11 раз по диоксиду серы; в 10 раз по формальдегиду; в 2,25 раз по бенз(а)пирену, в 1,2 раза по углеводородам.

Еще большее снижение выбросов отмечается в группе грузовых автомашин грузоподъемностью более 3 тонн. Выброс токсических составляющих (г/км) в окружающую среду снижается в среднем: по оксиду углерода - в 1,9 раз, углеводородам - в 1,25 раза, оксидам азота - в 2 раза, бенз(а)пирена - в 3,15 раз. Применение КПГ в качестве моторного топлива позволяет довести количество выбросов вредных веществ от работающего двигателя до норм "Евро-2" без установки дорогостоящих и сложных в ремонте и обслуживании систем.

Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на неэтилированном бензине. Исходя из этого, использование сжиженного газа в качестве моторного топлива, ввиду отсутствия значимого экологического эффекта может рассматриваться, в основном, с учетом экономического фактора.

Экономическая эффективность обусловлена тем, что при равном годовом пробеге автотранспортных средств расходы на газомоторное топливо значительно сокращаются по сравнению с расходами на традиционное жидкое топливо за счет того, что цены на природный и сжиженный газ в 2 раза ниже цен на бензин и дизельное топливо.

Окупаемость же затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и размера годового пробега автотранспортных средств. Стоимость газового оборудования с учетом затрат на его установку в зависимости от вида транспорта: для компримированного природного газа - 36-88 тыс.рублей, для сжиженного газа - 12-18 тыс.рублей. Срок окупаемости, соответственно: 1-2,5 года и до 1 года.

Раздел 3. Инфраструктура по использованию газомоторного топлива

  

3.1. Действующая стационарная и мобильная газозаправочная сеть и перспективы ее развития в 2004-2007 годы.

В Республике Татарстан созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта.

Имеется разветвленная сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления по всей территории республики.

В настоящее время газозаправочные станции сосредоточены в крупных промышленных центрах в северо-западной и восточной частях Республики Татарстан, где находится абсолютное большинство автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе: в городах Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Буинске, Альметьевске. В то же время центральные и южные сельскохозяйственные районы республики не охвачены сетью АГНКС и АГЗС.

На существующей сети из 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций ООО "Таттрансгаз" производится более 270 заправок в сутки. Суммарная производительность сети АГНКС составляет 200,4 тыс.куб.метра газа в сутки (70,6 млн.куб.метров в год), что эквивалентно 150,3 тонн высокооктанового бензина. При этом загрузка указанных АГНКС составляет в среднем 7-8% от проектной мощности по причине малого количества газобаллонных автомобилей в республике.

Действуют десятки газораспределительных станций, способных после дополнительной установки заправочного компрессорного модуля обеспечить получение значительного количества сжатого природного газа с давлением 200 кг/см кв., что является дополнительным резервом для заправки транспортных средств и сельскохозяйственной техники компримированным природным газом.

ООО "Сжиженный газ" эксплуатирует 6 пунктов заправки транспортных средств сжиженным углеводородным газом. Автомобильные газозаправочные станции действуют в городах Казани, Зеленодольске, Буинске, Нижнекамске, р/п Алексеевское. Мощность АГЗС (в зависимости от применяемого оборудования) составляет от 700 до 2100 тонн сжиженного газа в год. На сегодня мощности загружены на 57% (в зависимости от сезонного фактора).

ООО Фирма "Мобильгаз" эксплуатирует 2 пункта заправки транспортных средств сжиженным углеводородным газом в г.Набережные Челны и Тукаевском районе.

ОАО ХК "Татнефтепродукт" располагает АГЗС в составе многотопливной АЗС в Мамадышском районе и АГЗС в Мамадышском районе.

Основными потребителями сжиженного газа являются владельцы частных автотранспортных средств, а также предприятия, в том числе бюджетные организации.

ООО "Таттрансгаз" в 2006 г. планирует ввести в эксплуатацию 2 мини-АГНКС в городах Арске и Буинске. Кроме того, в городах Елабуге, Зеленодольске и Лениногорске в 2005-2006 гг. предполагается построить либо мини-АГНКС, либо, в случае большей экономической эффективности, использовать передвижные автогазозаправщики.

ООО "Сжиженный газ" в 2004 г. завершает строительство и вводит в строй 7 стационарных АГЗС а также 5 передвижных АГЗС в городах Казани, Елабуге, Лениногорске и Альметьевске, Высокогорском и Буинском районах.

ООО Фирма "Мобильгаз" планирует ввести в действие 9 АГЗС в течение 2004-2007 гг. Станции будут располагаться в городах Казани, Нижнекамске и Мензелинске, Сармановском районе.

ОАО ХК "Татнефтепродукт" планирует в 2004 г. ввести в эксплуатацию 3 АГЗС в составе многотопливных АЗС в г.Казани, Высокогорском районе и на автотрассе Чистополь-Казань.

ОАО "Татнефть" в 2004-2005 гг. предполагает построить около 20 коммерческих газовых автозаправок.

Таким образом, будут созданы дополнительные мощности для заправки газомоторным топливом автотранспорта северо-западных и восточных районов Республики Татарстан и обеспечены потребности юго-западной части республики.

3.2. Действующая сеть пунктов переоборудования и обслуживания автотранспортных средств, использующих газомоторное топливо, и перспективы ее развития в 2004-2007 годы.

В республике накоплен опыт по переоборудованию и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на природном и сжиженном газе. Созданы пункты по переоборудованию автотранспортных средств и сельскохозяйственной техники на природный газ, переосвидетельствованию баллонов и обслуживанию газотопливного оборудования.

ООО "Таттрансгаз" имеет 3 пункта переоборудования транспорта на использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива мощностью до 320 автомобилей в год.

ООО "Сжиженный газ" переоборудует автотранспортные средства для работы на сжиженном газе на 5 пунктах, общая мощность которых - до 3600 автомобилей в год, а также осуществляет техническое обслуживание газобаллонных автомобилей и освидетельствование автомобильных баллонов на 4 пунктах.

Более 10 лет успешно работает на рынке газотопливных систем ООО Фирма "Мобильгаз", осуществляющее переоборудование транспорта на газовое топливо, реализацию, техническое обслуживание и ремонт газотопливного оборудования в 2 пунктах производительностью до 2400 автомобилей в год. За период с 1990 г. по 2004 г. специалистами фирмы было переоборудовано на газообразное топливо более 18000 автомобилей различных модифиаций.#

В Республике Татарстан также налажено производство газозаправочной, газоиспользующей техники и баллонов, сервисного и контрольно-измерительного оборудования, мощности которых могут быть развиты и имеют возможность удовлетворить внутреннюю потребность в увеличении парка газобаллонных транспортных средств, развитии сети газозаправочных станций, пунктов переоборудования и сервиса газобаллонных транспортных средств.

НИИ ФХП при КГТУ им.Туполева ведутся работы по созданию семейства газовых двигателей, работающих на сжатом природном газе. Выполнена основополагающая часть НИОКР по созданию систем перевода серийно выпускаемых и ныне эксплуатируемых дизельных двигателей "КамАЗ" и других производителей для работы их на природном газе, сохранив возможность их обратного перевода для работы на жидком топливе при необходимости.

ОАО "КамАЗ" проведены опытно-конструкторские работы по созданию опытных образцов газовых двигателей для грузового автомобиля, а также пассажирского автобуса совместно с ОАО "НефАЗ".

ЗАО "ОКБ "Союз" производит стеклопластиковые баллоны, различные передвижные средства заправки автомобилей сжатым природным газом.

На предприятиях ООО Фирмы "Мобильгаз" разработан и освоен выпуск современного газобаллонного оборудования для конвертации дизельных двигателей большегрузных автомобилей, для систем с распределенной подачей газа, для газодизельных систем питания дизельных двигателей "КамАЗ".

Раздел 4. Территориальное размещение и характеристика парков
автотранспортных и сельскохозяйственных средств
Республики Татарстан

   

В настоящее время по территории Республики Татарстан проходят автомобильные дороги федерального значения, протяженностью 1110 километров, что обуславливает значительный поток транзитного автомобильного транспорта, пересекающего Республику Татарстан, который будет увеличиваться в ближайшей перспективе. Достаточно развита сеть дорог республиканского и местного значения.

Из года в год увеличивается и количество республиканского автомобильного транспорта за счет увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения благосостояния населения. В основном автотранспортные средства сконцентрированы в городах республики: Казани, Набережные Челны, Зеленодольске, Нижнекамске, Альметьевске и других.

По данным Управления ГИБДД МВД РТ в 2003 г. количество автобусов и автомашин (легковых и грузовых) достигало 595 тысяч. Из них 80,7% - автотранспорт, принадлежащий населению республики, 13,7% - бюджетным предприятиям и организациям и 5,6% - прочим владельцам.

В 2003 г. в государственной и муниципальной собственности находилось 21,3 тыс. легковых автомобилей, 49,2 тыс. грузовых автомобилей и 11,1 тыс. автобусов. В этой группе транспортных средств доля легковых автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет составляет 64,8%, доля грузового автотранспорта - 77,2%, доля автобусов - 70,3 процента.

В 2003 г. в собственности физических лиц Республики Татарстан находилось 439,7 тыс. легковых автомобилей, 36,9 тыс. грузовых автомобилей и 3,5 тыс. автобусов. Срок эксплуатации большинства автотранспортных средств превышает 5 лет. Для легкового автотранспорта количество автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет составляет 69,4%, для грузового автотранспорта - 75,1%, для автобусов - 60 процентов.

В настоящее время имеющиеся в сельскохозяйственных предприятиях 11 тыс. автомобилей и 28 тыс. тракторов эксплуатируются в основном на дизельном топливе. 80% техники имеет срок эксплуатации свыше 8 лет.

Общее количество газобаллонного автотранспорта в Республике Татарстан составляет более 1330 единиц. В основном это транспортные средства, находящиеся на балансе министерств ведомств и крупнейших промышленных предприятий республики, в том числе коммунально-бытовая и строительная техника - всего 793 единицы.

Количество транспорта, работающего на сжиженном газе, для этой же группы организаций и предприятий составляет 652 единицы.

В период 2004-2007 гг. автотранспортные и крупнейшие промышленные предприятия Республики Татарстан, располагающие значительными парками автотранспортных средств, предполагают перевести на газомоторное топливо 1,9 тыс. единиц транспорта, в том числе: 0,8 тыс. - на компримированный природный газ; 1,1 тыс. - на сжиженный газ. Это касается как наличного парка транспортных средств, так и вновь приобретаемых автомобилей.

В то же время имеющиеся мощности по переоборудованию автотранспорта, при условии полной загрузки, позволяют переводить на газомоторное топливо более 6000 единиц автотехники ежегодно.

Основной проблемой, препятствующей массовому переводу автотранспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в процессе использования природного газа в качестве моторного топлива, а также стимулирующих факторов для пользователей автотранспортных средств.


Раздел 5. Механизм реализации Концепции

    

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в Республике Татарстан создана необходимая инфраструктура для обеспечения потребностей автотранспортных средств в газомоторном топливе, а также для переоборудования и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на природном и сжиженном газе. Действующие мощности полностью удовлетворяют потребности имеющихся автотранспортных средств, несмотря на то, что их загрузка в среднем не превышает 20% от проектной мощности.

Однако, количество автотранспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива, незначительно. Исходя из планируемых предприятиями масштабов перевода имеющегося транспортного парка, ежегодное снижение выбросов загрязняющих веществ составит 0,5 тыс.тонн.

В то же время, по оценочным расчетам только за счет использования в полном объеме мощностей по переоборудованию автотранспорта с жидкого на газовое топливо уже сейчас можно было бы обеспечить относительное снижение выбросов от автотранспорта по сравнению с возможными на 10-12 тыс.тн ежегодно (5-6% от общего объема выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками).

Поэтому, в условиях существования избыточных мощностей по заправке, переоборудованию и обслуживанию транспорта, использующего газомоторное топливо, мероприятия по реализации настоящей Концепции предусматривают разработку и введение в действие административных, экономических и организационных мер, направленных на увеличение парка автотранспортных средств, работающих на различных видах газового топлива, в том числе ведомственных, муниципальных и частных автомобилей, а также приведение производственно-технической базы автопредприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном и сжиженном газа, в соответствие с действующими нормами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»