____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 26.10.2017 N 561-п.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 9 октября 2017 года)
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 27.06.2016 N 339-п, от 12.12.2016 N 679-п, от 13.02.2017 N 47-п, от 25.04.2017 N 219-п, от 14.08.2017 N 436-п, от 09.10.2017 N 534-п)
В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области" Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Укрепление единства российской нации и развитие казачества на территории Волгоградской области" на 2015 - 2020 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 27.06.2016 N 339-п, от 12.12.2016 N 679-п, от 13.02.2017 N 47-п, от 25.04.2017 N 219-п, от 14.08.2017 N 436-п, от 09.10.2017 N 534-п)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области (далее именуется - Комитет) |
Соисполнители государственной программы | - | комитет образования и науки Волгоградской области, комитет по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области, комитет культуры Волгоградской области, комитет физической культуры и спорта Волгоградской области, комитет молодежной политики Волгоградской области |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 27.06.2016 N 339-п, от 25.04.2017 N 219-п) | ||
Цели государственной программы | - | укрепление единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечение этнокультурного развития народов, проживающих на территории Волгоградской области; совершенствование механизмов общественно-государственного партнерства в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества; развитие системы казачьего кадетского образования на территории Волгоградской области; создание в подведомственных Комитету образовательных организациях условий для подготовки обучающихся и воспитанников к служению Отечеству, а также формирование у них высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 25.04.2017 N 219-п) | ||
Задачи государственной программы | - | профилактика межнациональных конфликтов и противодействие экстремистским проявлениям на этнической основе; содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов Российской Федерации, проживающих на территории Волгоградской области; формирование в казачьих кадетских образовательных организациях, а также в образовательных организациях, использующих в образовательном процессе культурно-исторические традиции, целостной системы культурного, физического и патриотического воспитания молодежи, создающей основы для подготовки обучающихся и воспитанников к служению Отечеству |
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, от общей численности граждан, проживающих на территории Волгоградской области, - 80 процентов; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности в Волгоградской области на 2016 год - 70 процентов; доля национальных общественных объединений, вовлеченных в реализацию социально значимых проектов, от их общей численности на 2016 год - 25 процентов; доля молодежи, участвующей в мероприятиях национальных общественных объединений в сфере этнокультурного развития, от общей численности участвующих на 2016 год - 70 процентов; доля выпускников казачьих кадетских корпусов, успешно сдавших единый государственный экзамен, прошедших государственную итоговую аттестацию, на 2016 год - 95 процентов; доля выпускников казачьих кадетских корпусов, поступивших в образовательные организации профессионального образования, готовящие к военной и иной государственной службе, на 2016 год - 42 процента; количество обучающихся в казачьих кадетских корпусах, подведомственных Комитету, посещающих кружки и секции, реализующие дополнительные образовательные программы с этнокультурным казачьим компонентом, на 2016 год - 510 человек; количество обучающихся, получивших образование в образовательных организациях с этнокультурным казачьим компонентом, на 2016 год - 4500 человек; количество допризывной молодежи, прошедшей в казачьих обществах Волгоградской области начальную военную подготовку к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на 2016 год - 1440 человек; количество членов казачьих обществ, привлеченных к несению государственной и иной службы, - 1320 человек; количество участников мероприятий, проводимых при участии российского казачества, направленных на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, - 47548 человек; количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, - 11000 человек; численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, - 5000 человек |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 25.04.2017 N 219-п, от 14.08.2017 N 436-п) | ||
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2015 - 2020 годах в один этап |
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы составит 880234,5 тыс. рублей, в том числе: а) средства федерального бюджета в 2017 году - 9386,8 тыс. рублей; б) средства областного бюджета - 870847,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 123964,38 тыс. рублей; 2016 год - 164445,0 тыс. рублей; 2017 год - 139622,1 тыс. рублей; 2018 год - 95971,6 тыс. рублей; 2019 год - 95971,6 тыс. рублей; 2020 год - 250873,0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 09.10.2017 N 534-п) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | укрепление единства российской нации; улучшение межэтнических отношений; развитие самобытной казачьей культуры; развитие казачьего кадетского образования; привлечение казачества к несению государственной или иной службы |
Многообразие национального состава населения Российской Федерации, многовековой опыт сохранения единого государства, межкультурного взаимодействия, традиции учета потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Волгоградской области. Деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений оказывают современные миграционные процессы. В течение последних лет Волгоградская область приняла значительную часть беженцев, вынужденных переселенцев, других категорий мигрантов как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.
В результате этих процессов в муниципальных образованиях Волгоградской области изменились исторически сложившиеся этнические пропорции населения, нарушился межэтнический баланс. Это привело к возникновению предпосылок к повышению уровня конфликтности между представителями различных национальностей, проживающих в Волгоградской области.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной Волгоградской области, так же как и для всей Российской Федерации, факторами национальной безопасности, что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Традиционные формы духовности и этнической культуры народов Российской Федерации являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов Российской Федерации, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития как для Волгоградской области, так и для страны в целом.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 27.06.2016 N 339-п)
На сегодняшний день остро стоят вопросы сохранения и укрепления межнационального мира и согласия, профилактики проявлений этнического экстремизма, снижения уровня конфликтности в межнациональных отношениях.
Одной из задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2020 года", является формирование системы мониторинга состояния межнациональной напряженности и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, позволяющих оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации.
Волгоградская область является многонациональным территориальным образованием. Данное обстоятельство влияет на состояние межнациональных отношений в регионе. Благодаря глубоким историческим корням в Волгоградской области сложились традиции взаимодействия и взаимопонимания народов, уважительного отношения друг к другу представителей разных национальностей.
Согласно официальным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Волгоградской области проживают представители более 130 национальностей. На территории Волгоградской области зарегистрированы 66 национальных общественных объединений.
В границах 33 муниципальных образований Волгоградской области расселены потомки донских казаков. Эти территории можно рассматривать как этнические территории казачества. Вместе с тем следует учитывать, что в результате миграционных процессов произошли существенные изменения в характере расселения потомков казаков по территории Волгоградской области. Эти обстоятельства определяют актуальность разработки мер по реализации государственной политики в отношении казачества не только на территориях исторического проживания казаков, но и для всей Волгоградской области.
На территории Волгоградской области созданы и действуют в настоящее время пять окружных казачьих обществ войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское". Численность членов казачьих обществ, входящих в структуру войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", составляет более 20000 казаков, из них более 10000 казаков взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
Для оказания содействия органам полиции в охране общественного порядка в 32 муниципальных районах Волгоградской области сформированы муниципальные казачьи дружины общей численностью более 1000 человек.
Волгоградская область одной из первых в Российской Федерации выстроила систему взаимодействия с казачеством и методику реализации нормативных правовых актов федерального уровня, принятых в отношении казачества.
За последние годы, прошедшие с момента принятия Федерального закона от 05 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", произошли значительные изменения в сфере работы казачьих обществ в Волгоградской области. Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции, участвуют в мероприятиях по обеспечению экологической и пожарной безопасности, по предупреждению и разрешению межнациональных и социальных конфликтов на территории Волгоградской области.
По направлению духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи в Волгоградской области появилось большое количество новых детских и молодежных фольклорных коллективов, краеведческих музеев, спортивных клубов, секций, возросло количество проведенных мероприятий в сфере патриотического воспитания. Увеличивается число организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования, внедряющих элементы этнокультурного казачьего компонента в рамках образовательных и воспитательных программ, в том числе 3 казачьих кадетских корпуса, более 100 образовательных организаций, более 20 дошкольных образовательных организаций и организации дополнительного образования. В четырех профессиональных образовательных организациях вместе с получением профессий обучающиеся изучают историю и культурное наследие российского казачества.
Ежегодно при наборе новых обучающихся в казачьи кадетские корпуса конкурс составляет пять человек на место.
В 2014 году из 28 выпускников государственного казенного общеобразовательного учреждения казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова 27 поступили в образовательные организации высшего образования, из них 14 обучаются в образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Богатый опыт по воспитанию молодежи на традиционной культуре российского казачества имеется в образовательных организациях высшего образования, таких как федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский аграрный университет", филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (первый казачий университет)", государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего профессионального образования "Волгоградский государственный институт искусств и культуры".
В настоящее время стоит задача по сохранению единого культурного пространства на территории Волгоградской области, развитию культурных связей казачества Волго-Донского края, содействию в сохранении и развитии этнической культуры казаков. Необходимо создание на территории Волгоградской области условий для реализации приоритетных направлений государственной политики, предусмотренных Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 15 сентября 2012 г. N Пр-2789, условий укрепления духовных и нравственных основ воспитания казачьей молодежи, через приумножение исторических и культурных традиций казаков Волго-Донского края. С совершенствованием государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества возникают новые задачи, которые потребуют корректировки и развития нормативной правовой базы Волгоградской области.
В условиях многонациональности населения Волгоградской области для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо системное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности. Осуществить это возможно только с использованием программно-целевого метода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями.
Необходимо активное участие национально-культурных и религиозных организаций в реализации государственной программы, направленной на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов Российской Федерации, интеграцию, адаптацию и социализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности.
Преимуществом государственной программы является возможность обеспечить преодоление сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, достичь значимых результатов в сфере укрепления единства российской нации, значительно улучшить межэтнические отношения.
Все большее значение приобретает молодежный аспект в вопросах укрепления межэтнических отношений, и актуальной задачей становится привлечение молодежи к формированию культуры межнационального общения.
Важным направлением государственной программы является сохранение и дальнейшее развитие традиционной казачьей культуры, развитие казачьего кадетского образования. Связанные с этим мероприятия будут способствовать пропаганде и развитию самобытной казачьей культуры, созданию условий для несения государственной или иной службы, участию в мероприятиях по предупреждению и разрешению межнациональных и социальных конфликтов на территории Волгоградской области.
Максимально полное информирование населения Волгоградской области о деятельности национальных общественных объединений и казачьих обществ будет осуществляться путем размещения информации на сайтах в сети Интернет, публикации в печатных изданиях, подготовки и размещения сюжетов о национальном многообразии Волгоградской области.
Государственная программа разработана в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации и государственной политики Российской Федерации в отношении казачества.
К основным рискам реализации государственной программы относятся:
1) финансовые риски, в том числе такие как:
недостаточность финансирования из областного бюджета в целом государственной программы, отдельных ее мероприятий, возникновение в ходе реализации мероприятия государственной программы необходимости увеличения объемов финансирования в связи с предписаниями контрольно-надзорных органов. Для снижения последствий таких рисков предполагается своевременное внесение предложений по перераспределению средств, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы, или предложений об увеличении бюджетного финансирования;
неполное расходование запланированных средств. Минимизация этого риска заключается в своевременном анализе расходования средств и перераспределении высвободившихся средств на другие мероприятия государственной программы, в том числе недофинансированные;