ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2013 года N 564
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 мая 2017 года на основании Постановления Правительства РК от 31.05.2017 N 281.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Коми от 07.02.2014 N 53, от 03.12.2014 N 483, от 11.03.2015 N 106, от 04.06.2015 N 240, от 29.09.2015 N 423)
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить программу Республики Коми "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы согласно приложению N 1.
2. Признать утратившими силу некоторые постановления Правительства Республики Коми по перечню согласно приложению N 2.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Коми от 07.02.2014 N 53, от 03.12.2014 N 483, от 11.03.2015 N 106, от 04.06.2015 N 240, от 29.09.2015 N 423)
Наименование Программы | программа Республики Коми "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основания разработки Программы | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство труда и социальной защиты Республики Коми |
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 11.03.2015 N 106) | |
Соисполнители Программы | Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство культуры Республики Коми, Министерство образования Республики Коми, Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту, Комитет информатизации и связи Республики Коми, Управление Республики Коми по занятости населения, Избирательная комиссия Республики Коми (по согласованию), федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (по согласованию), общественные организации инвалидов (по согласованию), органы местного самоуправления в Республике Коми (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 11.03.2015 N 106) | |
Цель Программы | обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Республике Коми |
Задачи Программы | 1) совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми; 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми; 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Коми; 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Коми; 5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Коми |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | 1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов Республики Коми; 2) принятие нормативного правового акта Республики Коми о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 3) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Коми по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; 4) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Коми; 5) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми; 6) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Республике Коми; 7) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Республике Коми; 8) доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Коми; 9) доля базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации; 10) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Коми; 11) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Коми |
(п. 9 в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2014 N 483) | |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2015 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования реализации Программы составляет 337 103,47 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 126 319,5 тыс. рублей; в 2014 году - 142 290,5 тыс. рублей; в 2015 году - 68 493,47 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета 114 219,0 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 7 437,1 тыс. рублей (предусмотрено в бюджете); в 2014 году - 59 681,5 тыс. рублей; в 2015 году - 47 100,4 тыс. рублей; объем средств республиканского бюджета Республики Коми 200 895,47 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 110 821,4 тыс. рублей; в 2014 году - 76 085,2 тыс. рублей; в 2015 году - 13 988,87 тыс. рублей; объем средств бюджетов муниципальных образований в Республике Коми 21 989,0 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 8 061,0 тыс. рублей; в 2014 году - 6 523,8 тыс. рублей; в 2015 году - 7 404,2 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 29.09.2015 N 423) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Республике Коми; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 5) увеличение числа инвалидов (семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов), обеспеченных адаптированным жильем; 6) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского транспорта; 7) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Республике Коми; 8) увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств бюджета Республики Коми на базе учреждений здравоохранения в рамках индивидуальной программы реабилитации; 9) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 10) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов; 11) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 04.06.2015 N 240)
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одними из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
В целях реализации указанных направлений Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, в качестве первостепенных задач определены повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов от общей численности населения. В силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
На 1 апреля 2015 года численность лиц с инвалидностью, в том числе с особенностями развития, в Республике Коми составила 71,1 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов - 2,9 тыс. человек.
Структура инвалидности в разрезе причин относительно стабильна в течение ряда лет. Основную часть среди впервые признанных инвалидами составляют инвалиды вследствие общего заболевания 95,8 процента; инвалиды вследствие трудового увечья и профессионального заболевания - 2,4 процента; инвалиды из числа бывших военнослужащих - 0,9 процента; инвалиды с детства - 0,8 процента.
Проблема реабилитации инвалидов, направленная на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов и интеграции их в социальную среду, остается крайне актуальной.
Проблема доступности гарантированных государством услуг для инвалидов и МГН включает в себя две основные составляющие: доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в достаточном объеме и соответствующего качества.
В настоящее время в республике недостаточно исполняются требования доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.
Значительная часть ранее введенных в эксплуатацию магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной сферы, транспортных сооружений улично-дорожной сети не учитывает посещение их МГН. Инвалиды в республике используют для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь и лишены возможности беспрепятственно пользоваться этими объектами в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы людей с инвалидностью по слуху и зрению, престарелых граждан, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании перечисленными объектами. Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют более 17,7 процента населения Республики Коми, и поэтому вопрос обеспечения им беспрепятственного доступа к социально значимым объектам имеет первоочередное значение.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и МГН к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:
1) дестимуляцию трудовой, социальной и гражданской активности инвалидов, негативно отражающуюся на занятости, образовательном и культурном уровнях инвалидов, уровне и качестве их жизни;
2) вынужденную самоизоляцию инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
3) негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
4) дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных МГН - лиц пожилого возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детьми в колясках, детей дошкольного возраста.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
В целях соблюдения основных принципов законодательства и полномочий Республики Коми в области градостроительной деятельности согласно статьям 2 и 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 29 января 2008 года N 07-ОД утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования для Республики Коми, согласно которым субъекты градостроительной деятельности при организации застройки средовых районов обязаны соблюдать требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", учитываемые в проектах планировки территорий и градостроительных планах земельных участков.
В состав проектной документации по строительству новых и реконструкции имеющихся объектов (в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) входят мероприятия по обеспечению доступа МГН к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового назначения и объектам жилищного фонда.
Контроль за соблюдением нормативных требований с учетом потребностей инвалидов в проектах на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства социальной инфраструктуры обеспечивается автономным учреждением Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми" при проведении государственной экспертизы проектов в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Контроль за реализацией проектных решений по доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается инспекцией Госстройнадзора Республики Коми на стадии строительства и приемки в эксплуатацию объектов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и МГН.
Одним из основополагающих направлений Программы является совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В 2012 - 2014 годах Министерство труда и социальной защиты Республики Коми проводило социологическое исследование по определению потребностей МГН (в том числе детей-инвалидов), проживающих на территории Республики Коми, в беспрепятственном доступе к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. По результатам исследования в 2012 году было выявлено, что 38,7 процента опрошенных считают здания различных учреждений, организаций, предприятий своего населенного пункта совершенно недоступными для них, а в 2014 году данный процент сократился до 17,2. Наиболее востребованными, исходя из результатов исследования 2012 года, являются медицинские учреждения, а также предприятия торговли и социальные службы.
(в процентах от числа ответов)
Учреждения | Ответы респондентов (в %) |
Медицинские | 57,6 |
Предприятия торговли | 41,1 |
Социальные службы | 39,8 |
Предприятия ЖКХ | 23 |
Предприятия связи | 21,5 |
Кредитно-финансовые | 10,7 |
Культурно-развлекательные | 7,1 |
Образовательные организации | 6,3 |
Физкультуры и спорта | 5 |
Предприятия общественного питания | 4,4 |
В Республике Коми в 2011 - 2012 годах уже осуществлялась реализация мероприятий по обеспечению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН. Паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности осуществляется в республике с привлечением представителей общественных организаций инвалидов с целью обеспечения адаптации среды жизнедеятельности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
В соответствии с методическими рекомендациями по паспортизации и классификации объектов и услуг, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в Республике Коми проводится паспортизация социально значимых объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и нанесение их на интерактивную карту доступности, которая размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Итогом проводимой работы должны стать подготовка сводной информации о доступности для инвалидов общественных зданий и сооружений Республики Коми, формирование перечня наиболее востребованных паспортизированных объектов, подлежащих первоочередному обеспечению их доступности, формирование банка данных об объектах, подлежащих адаптации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН, выработка предложений и рекомендаций по адаптации объектов для доступа к ним инвалидов и других МГН, разработка механизмов межведомственного взаимодействия по созданию доступной среды для людей с инвалидностью и других МГН в республике.
Для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти при проведении мероприятий по инвентаризации и паспортизации объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и решения комплекса вопросов по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в республике образована Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере создания доступной среды для людей с инвалидностью и других МГН при Совете по делам инвалидов при Главе Республики Коми.
Для организации работы по инвентаризации объектов на территории муниципальных образований создаются муниципальные рабочие группы.
В период 2011 - 2014 годов результаты инвентаризации и паспортизации объектов в Республике Коми показали следующее.
Министерством труда и социальной защиты Республики Коми в рамках программы Республики Коми "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 2012 - 2014 годах проведено обследование доступности объектов социальной сферы (учреждений социального обслуживания населения Республики Коми) для людей с инвалидностью и составление Паспорта доступности.
Обследование, анкетирование и паспортизация доступности учреждений социального обслуживания Республики Коми проводились с целью получения достоверной и полной информации об их доступности, безопасности, комфортности и информативности для людей с инвалидностью различных категорий: инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих, неслышащих.