Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 02.11.2016)


Нормативно-правовая основа реализации проектов ГЧП


В настоящее время на федеральном уровне отсутствует специальный закон, регулирующий отношения в сфере государственно-частного партнерства. Проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" находится на рассмотрении в Государственной Думе, а к различным аспектам реализации проектов ГЧП применяются соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, Бюджетного и Градостроительного кодексов РФ, налогового и земельного законодательства, Федерального закона "О концессионных соглашениях" и других нормативных актов.

Основу правового регулирования государственно-частного партнерства на региональном уровне составляют законы о ГЧП, принятые на данный момент в большинстве субъектов РФ. Наличие регионального закона о государственно-частном партнерстве, с одной стороны, предоставляет возможность создания более привлекательных для инвестора условий реализации проекта и позволяет региону успешно конкурировать с другими субъектами РФ в процессе привлечения частных средств в общественную инфраструктуру. В то же время положения регионального нормативного акта о ГЧП не должны носить исключительно декларативный характер, поскольку для инвестора решающее значение при принятии решения о вложении собственных или привлеченных средств имеет наличие четких и прозрачных правовых рамок, устанавливающих гарантии защиты его прав и минимизации возможных рисков.

В Смоленской области на данный момент не разработана единая система взаимосвязанных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере государственно-частного партнерства, в том числе отсутствует региональный закон об участии Смоленской области в проектах ГЧП.

Отдельные вопросы ГЧП затрагиваются, в частности, в законе Смоленской области от 30.05.2013 N 48-з "Об инвестиционном фонде Смоленской области", предусматривающем направление части средств областного бюджета Смоленской области на цели реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах ГЧП. Применение механизмов ГЧП для достижения целей развития отдельных отраслей экономики региона предусмотрено в следующих документах программного характера Смоленской области:

- программа "Развитие здравоохранения в Смоленской области" (подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства");

- региональная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы;

- государственная программа "Лесное хозяйство и животный мир Смоленской области" на 2014 - 2020 годы;

- государственная программа "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Смоленской области" на 2014 - 2016 годы и др.

На условиях ГЧП в Смоленской области реализуется региональный инвестиционный проект "Реконструкция и расширение ОАО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат". Строительство завода древесно-волокнистых плит (MDF). Развитие инфраструктуры в муниципальном образовании "Холм-Жирковский район" Смоленской области." 6 октября 2014 года ОАО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" в соответствии с решением внеочередного общего собрания ОАО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" преобразовано в ООО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат".

Данный проект реализуется с привлечением государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и направлен на создание и развитие производства древесно-волокнистых плит средней плотности для мебельного производства, производства паркета и стеновых панелей, а также создание и развитие объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры в муниципальном образовании "Холм-Жирковский район" Смоленской области.

Стоимость инвестиционного проекта составляет 8680,52 млн. руб., в том числе:

- собственные и заемные средства инвестора - ООО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" - 7830,49 млн. руб.;

- средства бюджета Смоленской области - 187,01 млн. руб.;

- средства Инвестиционного фонда РФ, предоставляемые в форме субсидий бюджету субъекта РФ на софинансирование объектов капитального строительства собственности субъекта РФ, - 663,02 млн. руб.

В ходе реализации рассматриваемого инвестиционного проекта за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и регионального бюджета Смоленской области осуществлено строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, в том числе: проведена газификация жилой зоны ст. Игоревской Холм-Жирковского района, построена подстанция, осуществлена реконструкция водозабора, очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, проведен капитальный ремонт участка автодороги в направлении районного центра.

ООО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" в рамках проекта выполнило ряд работ по реконструкции и расширению комбината. В целях дальнейшей реализации регионального инвестиционного проекта Сбербанк России и ООО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" 12 ноября 2014 года заключили Генеральное соглашение N 01960014/41012200 об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии с лимитом 3,36 млрд. рублей.

В результате строительства завода МДФ плит будет организовано производство широкого ассортимента МДФ плит, а именно плиты толщиной от 3 до 40 мм. На ООО "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" будет установлено современное, высокотехнологическое, ресурсосберегающее оборудование немецкой фирмы "Siempelkamp", мощностью 396 тыс. м3 МДФ плит в год, в результате предприятие станет одним из крупнейших производителей МДФ плит в России.

В рамках реализации регионального инвестиционного проекта на ООО "ИДК" будет создано 202 новых рабочих места, в том числе: основной персонал - 140 человек, ИТР - 14 человек, прочие - 48 человек. Кроме этого, реализация проекта повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест на лесозаготовках. Таким образом, социальная эффективность в целом выражается в создании порядка 560 рабочих мест.

Данный проект может быть отнесен к проектам государственно-частного партнерства в широком смысле ГЧП.

Вместе с тем, Смоленской области важно сосредоточиться на развитии инструментов для расширения практики применения контрактных схем ГЧП, где важным и необходимым шагом, направленным на совершенствование государственной политики развития ГЧП на территории Смоленской области, должно стать совершенствование нормативной правовой базы, включая принятие закона Смоленской области об участии в реализации проектов государственно-частного партнерства.

Разработка указанного закона позволит создать четкую правовую основу для осуществления проектов ГЧП в Смоленской области, определить цели, принципы, условия и формы участия Смоленской области в проектах ГЧП, закрепить возможные механизмы привлечения средств частных инвесторов и определить круг, функции и полномочия ответственных лиц, выступающих в отношениях ГЧП на стороне публичного партнера, а также будет способствовать дальнейшему развитию специализированной системы управления проектами ГЧП, включая систему законодательных и подзаконных нормативных актов, региональные программы (в части включения в них проектов ГЧП) и методические материалы.