Действующий

О программе "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл на 2013 - 2018 годы" (с изменениями на 26 апреля 2018 года)



II. Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных учреждений в Республике Марий Эл


(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 27.07.2017 N 319)



В настоящее время в Республике Марий Эл в отраслях социальной сферы работают свыше 54 тыс. человек, из них большая часть - в сфере образования (26,5 тыс. человек), а также в сферах здравоохранения и социального обслуживания граждан (21,8 тыс. человек), в сфере культуры и спорта (5,8 тыс. человек).


Системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных учреждений в Республике Марий Эл (далее - учреждения) установлены в соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий Эл и постановлениями администраций муниципальных образований в Республике Марий Эл. Данные системы оплаты труда позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждений, повысить эффективность применения стимулирующих выплат.


В 2012 году средняя заработная плата работников учреждений в сфере образования составила 11,9 тыс. рублей, учреждений культуры и спорта - 9,5 тыс. рублей, в сфере здравоохранения и социального обслуживания граждан - 11,1 тыс. рублей.


Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не всем учреждениям.


Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда без указания конкретных измеримых параметров).


В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработной платы, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифных ставок, а также низкая конкурентоспособность учреждений на рынке труда Республики Марий Эл. В результате учреждение увеличивает заработную плату за счет премии вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью стимулирования имеющихся работников.


Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда в целях:


сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по Республике Марий Эл;


устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;


совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;


отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников.


С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений.


Финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а для казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой.


Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников этих учреждений. На оплату труда работников учреждений (с учетом результатов их труда) могут также направляться средства, полученные от приносящей доход деятельности. Источником финансового обеспечения оплаты труда работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования.